Основные правила пользования жилыми помещениями
В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями42.
Указанные правила не несут никакой нормативно-правовой нагрузки, так как лишь повторяют нормы Жилищного кодекса в отношении собственников жилья, членов жилищных кооперативов, нанимателей по договорам социального и коммерческого, нанимателей жилья специализированного жилищного фонда, а также членов семей всех указанных лиц. Иные пользователи жилья, даже государственного и муниципального жилищных фондов, в Постановлении не упоминаются.
В любом случае, исходя из текста указанных Правил, норм Гражданского и Жилищного кодексов, Типовых договоров найма, можно сформулировать общие права и обязанности для всех без исключения граждан, осуществляющих на той или иной правовой основе пользование жилыми помещениями.
Общие права для всех граждан, проживающих в жилых помещениях по тому или иному основанию (собственники, наниматели, поднаниматели, члены кооперативов, члены семей всех указанных лиц, отказополучатели, ссудополучатели, рентополучатели, временные жильцы):
• право на безопасность и неприкосновенность жилища,
• использовать помещение для личного проживания,
• пользоваться общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме и коммунальной квартиры,
• получать коммунальные услуги надлежащего качества.
Основные общие обязанности:
• использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных нормативно-правовыми актами;
• осуществлять пользование жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, а также соседей;
• обеспечивать сохранность жилого помещения, не допускать выполнение в жилом помещении работ или совершение других действий, приводящих к его порче, в том числе не осуществлять самовольные переустройство и перепланировку помещения;
• поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также помещений общего пользования в многоквартирном доме (квартире), соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении, подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, в других помещениях общего пользования, обеспечивать сохранность санитарно-технического и иного оборудования;
• немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, и в случае необходимости сообщать о них собственнику, наймодателю, ссудодателю или в соответствующую управляющую организацию;
• допускать в заранее согласованное время в жилое помещение представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых ремонтных работ;
• своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Виды жилых помещений
Статья 16 Жилищного кодекса РФ называет следующие виды жилых помещений:
1) жилой дом, часть жилого дома;
2) квартира, часть квартиры;
3) комната.
Жилой дом — индивидуально-определенное здание, состоящее из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартира — структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Комната — часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Указанные три вида помещений не вызывают серьезных дискуссий в юридической литературе. Выделение же таких видов помещений как часть квартиры и часть жилого дома встретило немало критики.
Представляется неправильным выделять в законодательстве, литературе и правоприменительной практике категории частей жилых помещений. Говоря о какой-либо части, в любом случае приходится говорить о конкретной комнате, так как только она может быть индивидуализирована и является пригодной для проживания и изолированной.
Такая точка зрения превалирует в юридической литературе на сегодняшний день: «По-видимому, частью жилого дома или квартиры следует считать комнату или несколько комнат этого дома или квартиры, являющихся объектом жилищных прав»43; «С комнатой тесно связаны такие виды жилых помещений, как часть жилого дома и часть квартиры. В силу буквального толкования ст. 16 ЖК РФ под частью жилого дома (квартиры) следует понимать комнату»44.
В. Н. Литовкин также считает, что в качестве частей квартиры или жилого дома следует рассматривать как две и более комнаты, каждая из которых изолирована, так и две и более комнаты, связанные общим входом (выходом), но в совокупности образующие одно изолированное жилое помещение.45
Помимо рассмотренных видов жилых помещений в литературе предлагаются иногда и иные виды жилья. Например, Ю. К. Толстой пишет: «Было бы, однако, юридически грамотнее прямо записать в законе, что нанимателю-одиночке в общежитии может быть предоставлено и койко-место. На практике это нередко и происходит»46.
С подобной позицией согласиться сложно, так как она не вписывается в легальное понятие жилого помещения. Скорее мы имеем дело с договором найма комнаты в общежитии, предоставленной по нескольким документам, образующим единый договор найма со множественностью лиц на стороне нанимателя.
Говоря о квартирах и жилых домах, следует усвоить и понятие многоквартирного дома, который, не являясь сам по себе видом жилого помещения и соответственно объектом жилищного права в целом, при этом является одной из ключевых категорий жилищного законодательства. Парадоксально, но в тексте Жилищного кодекса такой дефиниции нет. Понятие многоквартирного дома содержится в пункте 6 Постановления Правительства РФ № 47.
Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
С точки зрения права большое значение для характеристики жилого помещения имеет выделение общей и жилой площади жилого помещения. Вызывает недоумение отсутствие в Жилищном кодексе понятия «жилая площадь». Ведь предоставление жилья в общежитиях беженцам, в случаях выселения с предоставлением другого жилого помещения и в целом ряде других случаев осуществляется по шесть кв. м жилой площади на каждого гражданина. Каким образом определять такие площади, не совсем ясно. Очевидно, что жилая площадь жилого помещения представляет собой сумму площадей всех его комнат.
Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (ч. 5 ст. 15 ЖК РФ).
Наемные дома
Наемным домом признается здание, которое или все помещения в котором принадлежат на праве собственности одному лицу и которое или все жилые помещения в котором предназначены для предоставления гражданам во владение и пользование для временного проживания по договорам найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или по договорам коммерческого найма.
Наемные дома бывают двух видов: социального использования и коммерческого использования.
В наемном доме социального использования помещения предоставляются по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договорам коммерческого найма жилых помещений (доля жилых помещений в таком доме, предоставленных по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в общем количестве жилых помещений в наемном доме социального использования не может быть менее чем 50%, и доля общей площади таких жилых помещений в общей площади всех жилых помещений в наемном доме социального использования также не может быть менее чем 50%).
В наемном доме коммерческого использования помещения предоставляются по договорам найма жилых помещений.
Иное использование жилых помещений в наемных домах, а также комнат не допускается.
Продажа либо отчуждение иным образом помещений в наемном доме или являющегося наемным домом жилого дома допускается только в случае продажи или отчуждения иным образом всех помещений в таком наемном доме или такого жилого дома одному лицу при условии сохранения цели использования такого наемного дома, если иное не установлено Федеральным законом «Об ипотеке».
Ограничения (обременения) права собственности на все помещения в наемном доме, на являющийся наемным домом жилой дом, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Цель использования здания в качестве наемного дома устанавливается, изменяется или прекращается (изменение и прекращение возможны только если ни одно помещение в нем не предоставлено внаем гражданам):
1) в соответствии с договором об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома;
2) решением органа государственной власти, органа местного самоуправления или иных лиц о предоставлении государственной, муниципальной поддержки для создания, эксплуатации наемного дома социального использования и (или) в соответствии с договором о предоставлении указанной государственной, муниципальной поддержки;
3) актом и (или) договором исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусматривающими предоставление земельного участка для строительства наемного дома либо для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома;
4) решением собственника земельного участка, находящегося в частной собственности, о строительстве на таком земельном участке наемного дома.
5) решением органа государственной власти или органа местного самоуправления, либо иного лица, являющегося собственником здания или помещений в нем, — во всех иных случаях.
Наемные дома социального использования и земельные участки, предоставленные или предназначенные для строительства таких домов, подлежат учету в специальном муниципальном реестре (в городах федерального значения — органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований). Порядок учета таких наемных домов и указанных земельных участков устанавливается нормативным правовым актом субъекта РФ.
6. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения… в жилое помещение
Допускается перевод жилых помещений в нежилые и нежилых — в жилые. Перевод осуществляется органами местного самоуправления. Для перевода собственник помещения (уполномоченное им лицо) должен подать в орган местного самоуправления заявление, приложив к нему документы, перечень которых установлен ч. 2 ст. 23 ЖК РФ:
• правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
• план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
• поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
• подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (если они необходимы для последующего использования помещения);
• согласие всех собственников помещений многоквартирного дома, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома либо с предоставлением заявителю в этих целях части общего земельного участка47.
Заявитель вправе не представлять указанные планы, а если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, то и правоустанавливающие документы. Если указанные документы не были представлены заявителем, орган местного самоуправления должен запросить их самостоятельно у органов, в распоряжении которых эти документы находятся.
Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято в течение 45 календарных дней со дня поступления в орган местного самоуправления всех необходимых документов (подачи их заявителем, поступления их из многофункционального центра).
В течение трех дней со дня принятия решения заявителю выдается или направляется соответствующий документ, форма и содержание которого установлены Постановлением Правительства РФ от 10.08.2005 № 502 «Об утверждении формы уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение»48. Орган местного самоуправления одновременно с этим информирует о принятии решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение.
Этот документ подтверждает окончание перевода помещения, если для такого использования не требуется проведения работ по переустройству и перепланировке помещения.
Основания для отказа в переводе помещения:
• непредставления всех необходимых документов (в том числе в случае поступления в орган местного самоуправления ответа на межведомственный запрос об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода помещения, если орган местного самоуправления уведомил об этом заявителя, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
• представления документов в ненадлежащий орган;
• несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения требованиям законодательства.
• несоблюдения предусмотренных законом условий перевода помещения.
Условия для перевода помещений:
Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.
Не допускается перевод жилого помещения в нежилое:
• в наемных домах социального использования,
• в целях осуществления религиозной деятельности.
• если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению,
• если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания,
• если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на допущенные нарушения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
7. Переустройство и перепланировка жилого помещения
В соответствии со ст. 25 ЖК РФ:
• Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения.
• Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Переустройство и (или) перепланировка помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для их проведения собственник помещения (уполномоченное им лицо) направляет в орган местного самоуправления по месту нахождения помещения заявление по форме, установленной Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 № 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения»49.
К заявлению необходимо приложить следующие документы:
• подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения;
• правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
• технический паспорт помещения;
• согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем наниматель такого помещения);
• согласие всех собственников помещений многоквартирного дома, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома либо с предоставлением заявителю в этих целях части общего земельного участка50;
• заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Порядок и сроки согласования, а также основания для отказа аналогичны порядку, срокам и основаниям, предусмотренным для перевода жилого помещения в нежилое.
Решение о даче согласия является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав.
Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в бюро (центр) технической инвентаризации.
Статья 29 ЖК РФ регулирует правовые последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения.
Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии оснований, предусмотренных ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки.
Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Если соответствующее помещение не будет приведено в прежнее состояние, суд по иску органа местного самоуправления принимает решение:
1) в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;
2) в отношении нанимателя такого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого помещения в прежнее состояние.
Примечательно, что ст. 29 ЖК не содержит санкций для иных пользователей жилых помещений: нанимателей по другим договорам найма, отказополучателей, рентополучателей и т. д., что, безусловно, представляется неправильным.
Жилищный фонд
Жилищный фонд — совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ.
Статья 19 ЖК РФ содержит две классификации жилищного фонда: по формам собственности и по целям использования.
В зависимости от формы собственности выделяют:
• частный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
• государственный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности РФ и субъектам РФ;
• муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
По целям использования жилищный фонд подразделяется на:
• жилищный фонд социального использования — совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов;
• специализированный жилищный фонд — совокупность жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по договорам найма жилых помещений специализированного фонда или безвозмездного пользования (по правилам раздела IV ЖК РФ);
• индивидуальный жилищный фонд — совокупность частных жилых помещений, используемых гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях безвозмездного пользования;
• жилищный фонд коммерческого использования — совокупность государственных, муниципальных и частных жилых помещений, используемых собственниками для проживания граждан на условиях возмездного пользования.
Жилищный фонд подлежит государственному учету.
Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений — документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Учет жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации. «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации»51.
Во исполнение данного Постановления Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству утвердило Инструкцию о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации52.
Основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей.
Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Государственный учет жилищного фонда включает в себя:
• официальный статистический учет (осуществляется Федеральной службой государственной статистики (Росстат) и ее территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных бюро технической инвентаризации, с периодичностью и в сроки, определяемые в ежегодных федеральных программах статистических работ);
• бухгалтерский учет;
• технический учет (составляет основу государственного учета жилищного фонда. Показатели технического учета жилищного фонда должны соответствовать показателям официального статистического учета).
Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации — унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее по тексту — БТИ).
Учету в БТИ подлежат законченные строительством и принятые в эксплуатацию жилые здания (помещения), а также жилые здания (помещения), включаемые в жилищный фонд.
В целях государственного учета жилищного фонда БТИ осуществляют:
• техническую инвентаризацию жилищного фонда;
• оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;
• информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.
Особая социальная важность жилья обусловила необходимость принятия норм о государственном жилищном надзоре, муниципальном и общественном жилищном контроле в целях контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, а также в иных целях, предусмотренных ст. 20 ЖК РФ.
Частью 6 ст. 19 ЖК РФ установлена необходимость осуществления мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности. Проведение такого мониторинга регулируется Постановлением Правительства РФ от 29.10.2014 № 1115 «Об осуществлении мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности» (вместе с «Положением об осуществлении мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности»)53 и Приказом Минстроя России от 16.04.2015 № 285/пр «Об утверждении перечня показателей мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности, а также порядка и формы предоставления информации» (вместе с «Порядком предоставления информации для осуществления мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности»)54.
Дополнительная литература
1. Бойченко В. Н. Законные основания использования жилого помещения не по назначению // Жилищное право. 2005. № 8. С. 2–4.
2. Гонгало Б. М. Жилое помещение — объект недвижимости (краткое вступление к большой дискуссии) // Семейное и жилищное право. 2007. № 2. С. 2–4.
3. Горячева Е. В. Квартира как объект права собственности: сравнительно-правовой анализ и тенденции развития // Правовые вопросы недвижимости. 2015. № 1. С. 17–21.
4. Камышанский В. П. Переустройство и перепланировка квартиры по новому Жилищному кодексу // Жилищное право. 2005. № 6. С. 21–26.
5. Кобыленкова А. И. К вопросу об объектах жилищных правоотношений // Семейное и жилищное право. 2015. № 4. С. 31–35.
6. Кузьмина И. Понятие жилого помещения // Российская юстиция. 2001. № 9. С. 29–30.
7. Куринов А. Б. Актуальные проблемы перевода жилых помещений в нежилой фонд // Жилищное право. 2002. № 3. С. 47–51.
8. Куцина С. Наемные дома // ЭЖ-Юрист. 2014. № 45. С. 14.
9. Макеев П. В. К вопросу о видах жилых помещений // Жилищное право. 2011. № 4. С. 83–89.
10. Поваров Ю. С. Перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое // Цивилист. 2009. № 4. С. 60–65.
11. Строганова Т. П. К вопросу законодательного закрепления понятия жилого помещения // Юридическая наука и практика: пути развития и совершенствования: Сб. статей / Перм. ун-т. Пермь, 2003. С. 137–146.
12. Хуснетдинова Л. М. Виды жилых помещений // Жилищное право. 2010. № 1. С. 59–65.
13. Чимов З. В. К вопросу о понятии и признаках жилого помещения // Семейное и жилищное право. № 4. 2007. С. 6–10.
Глава 3.
Жилищный фонд социального использования
1. Предоставление жилых помещений по договору социального найма
2. Договор социального найма жилого помещения
3. Правовое положение членов семьи нанимателя по договору социального найма
4. Предоставление жилых помещений по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
5. Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании этой нормы в нашей стране существуют в настоящее время два вида жилищных фондов по целям использования: жилищный фонд социального использования и специализированный жилищный фонд. Именно указанная норма Конституции является правовой основой предоставления жилья в пользование граждан, нуждающихся, по той или иной причине, в жилых помещениях.
Жилищный фонд социального использования — совокупность жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов, предоставляемых гражданам по договорам социального найма и по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.
Таким образом, данный жилищный фонд делится законодателем на два вида помещений, предоставляемых разным категориям граждан по разным основаниям на отличающихся условиях.
Речь в настоящей главе пойдет о порядке и условиях предоставления помещений жилищного фонда социального использования и содержании договорных обязательств по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями указанного фонда.