Право на жилище в международных правовых актах

Международное сообщество рассматривает право на жилище как составную часть прав каждого гражданина на достаточный жизненный уровень.

Европейская социальная хартия закрепляет в ст. 31 обязанность государств принимать меры, направленные на содействие доступу к жилью, отвечающему должным требованиям; предотвращение бездомности и сокращение ее масштабов, с целью ее последующей ликвидации вообще; а также поддержание доступных цен на жилье для людей, не имеющих достаточных средств4.

Статья 25 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи…». Статья 12 Декларации гласит: «Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища…»5.

Статья 11 Международного Пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» закрепила обязанность участвующих в данном Пакте государств признавать право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни6.

В соответствии со ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни и его жилища.7

Жилищное законодательство

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с ч. 7 ст. 5 ЖК РФ органы местного самоуправления вправе принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий.

Следует отметить, что отнесение Жилищным кодексом к жилищному законодательству иных актов (помимо непосредственно законов), особенно актов органов местного самоуправления, вызывает определенное недоумение и признается в юридической литературе одной из проблем Жилищного кодекса. В этом отношении регулирование, проведенное в ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс РФ, Гражданский кодекс, ГК РФ, ГК) представляется более логичным.

Исходя из изложенного, следует выделять три уровня жилищного законодательства.

I. На федеральном уровне жилищное законодательство состоит из:

1. Федеральных законов, среди которых следует назвать: Жилищный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ (части 1, 2, 3) и Законы о введении этих кодексов в действие8; Федеральные законы «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»9, «О жилищных накопительных кооперативах»10, «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»11, «О государственной регистрации недвижимости»12.

2. Указов Президента РФ. Например, «О жилищных кредитах»13, «О выпуске и обращении жилищных сертификатов»14.

3. Постановлений Правительства Российской Федерации, среди которых в первую очередь следует назвать Постановление Правительства РФ № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»15 (далее — Постановление Правительства № 47, Положение о признании помещения жилым).

4. Нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Среди этих актов в первую очередь следует отметить Приказ Минрегиона РФ от 25.02.2005 № 17 «Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма»16 и Приказ Минрегиона России от 25.02.2005 № 18 «Об утверждении Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма»17.

II. Региональный уровень состоит из законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации. Например, Закон Пермской области от 30.11.2005 № 2692-600 (ред. от 11.11.2013) «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда»18; Законы Пермского края от 08.10.2007 № 127-ПК (ред. от 14.12.2012) «О специализированном жилищном фонде Пермского края»19, от 14.07.2008 № 255-ПК (ред. от 14.12.2012) «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма»20; постановления Правительства Пермского края от 22.04.2010 № 185-п «О порядке предоставления специализированных жилых помещений маневренного фонда Пермского края»21, от 07.12.2009 № 915-п (ред. от 03.07.2013) «О порядке предоставления служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края»22, от 22.07.2009 № 472-п (ред. от 04.10.2011) «О порядке предоставления жилых помещений в общежитиях специализированного жилищного фонда Пермского края»23, от 09.09.2013 № 1194-п (ред. от 02.04.2014) «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений…»24.

III. Местный уровень представлен актами органов местного самоуправления

Например, Решение Пермской городской Думы от 30.05.2006 № 103 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма»25.

Наши рекомендации