Правовое регулирование интересов в трудовом праве.
С самых исходных позиций системообразующее воздействие на трудовое право системы социальных интересов проявляется в установлении уникального своеобразия отрасли в контексте внедрения в нее публичных и частных начал, определении системы предмета отрасли и соответственно ее структуры, системы источников трудового права и характеристик метода правового регулирования.
Фундаментальное значение для концепции трудового права и системы отрасли имеет проблема соотношения частных и публичных интересов. К публичным необходимо относить те социальные интересы, которые направлены на благо неконкретизированного круга лиц, формализуются и гарантируются властными субъектами, определяют правовой статус последних. Частный интерес направлен на благо отдельного лица или конкретной группы лиц и определяется их самостоятельной волей. Поскольку в гражданском обществе смысл и содержание деятельности властных субъектов определяются интересами индивидуумов и их групп, утверждение о том, что публичный интерес производен от типизированных частных интересов, следует считать аксиоматичным.
Публичный интерес в российском трудовом праве реализуют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. В тех случаях, когда данные органы осуществляют полномочия «условного работодателя», регламентирующего отдельные вопросы труда работников организаций собственной бюджетной сферы, связанные с использованием расходной части бюджета, их интерес приобретает характер частного2. Интерес, реализуемый иными субъектами трудового права, в том числе представителями работников и работодателей, является частным. При этом интерес стороны социального партнерства является частным коллективным интересом, за исключением интереса работодателя на локальном уровне, который является частным индивидуальным интересом. В самом общем виде государственный интерес применительно к трудовому праву состоит в определении в рамках функций государства основных направлений государственной политики в сфере труда и ее реализации. Частный интерес направлен на получение конкретным субъектом трудового права определенных благ в сфере труда.
Для наполнения данных категорий нормативным содержанием необходимо обратиться к вопросу законодательной декларации интересов в сфере трудового права. Согласно ст. 7 Конституции РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Можно сделать вывод, что в настоящее время генеральный интерес в сфере трудового права определяется как интерес социально-защитный в широком смысле, то есть направленный на обеспечение достойного «состояния» работника в связи с трудом как экономически зависимого субъекта отрасли, на достижение определенной степени «блага для большинства». Таким образом, определенное гарантирование частных интересов работника выступает в качестве главной цели при реализации публичного интереса.
В рыночной экономике подсистема частных интересов работодателя разнообразна, но имеет в качестве своей основы экономический4интерес, равно как и подсистема частных интересов работника: первый всегда заинтересован в сокращении своих расходов, связанных с персоналом, второй – в увеличении таких расходов
В связи с поставленной проблемой необходимо обозначить еще один существенный частный интерес, характерный и для работника, и для работодателя, который можно определить как интерес оптимизационный. Любая деятельность должна рассматриваться с точки зрения показателя эффективности, который будет тем выше, чем меньше различных средств, ресурсов и времени было затрачено субъектом для достижения конкретного результата.
Система правовых интересов формирует своеобразие системы источников трудового права. В связи с федеративным устройством российского государства особенностью законодательного уровня нормотворчества в сфере трудового права является наличие специальной отраслевой модели разграничения полномочий между органами подсистем федеральной и региональной государственной власти, направленной на согласование их публичных интересов (ст. 6 ТК РФ) В соответствии с ч. 1 ст. 6 ТК РФ к полномочиям федеральных органов отнесено издание нормативных правовых актов не только по всем основным, системообразующим, универсальным и принципиальным для обеспечения единства правового регулирования вопросам, но и практически по всем «традиционным» направлениям нормотворчества. Существующей моделью разграничения полномочий закрепляется система ярко выраженного преобладания федерального интереса над региональным. Локальные нормативные акты являются формой реализации частных интересов работодателя, связанных с социально-правовой автономией, созданием и поддержанием внутреннего правопорядка, ограниченного самоуправления. Данный источник трудового права в последние годы наращивает свою популярность у работодателей, в том числе в рамках малого и среднего бизнеса.
Уникальное сочетание частных и публичных интересов определяет специфику метода трудового права в аспекте своеобразия способов и приемов регулирования, характеристики системы юридических фактов, единства и дифференциации правовой регламентации, способов защиты трудовых прав и т. д.
Система трудового права как формальная статическая модель не только закрепляет систему правовых интересов, но и имеет в своей структуре механизм их согласования, обеспечивающий динамику отраслевых интересов. Согласование интересов может осуществляться как в конфликтной (например, трудовой спор), так и в бесконфликтной (например, разработка и заключение коллективного договора или соглашения) форме. Представляется, что оценка адекватности процедурных и процессуальных норм трудового права должна производиться с позиций обеспечения эффективности согласования интересов или властного разрешения их противоречий, а трудовые споры могут рассматриваться в виде коллизий реализации частных интересов