Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений.
Обстоятельства, с которыми законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений, в том числе и трудовых, называются в теории права юридическими фактами.
Как правило, основанием возникновения трудовых правоотношений служит трудовой договор, который предполагает правомерное двустороннее волеизъявление (соглашение): физического лица, способного к труду, поступить на работу к конкретному работодателю, а работодателя – принять его на работу. С помощью трудового договора физическое лицо реализует свою способность к труду в сфере несамостоятельного труда, определяет свои основные и дополнительные условия труда. Трудовой договор является тем правовым средством, которое дает возможность в наибольшей степени учесть интересы работника и работодателя.
Закрепляя общее правило о возникновении трудовых правоотношений на основе трудового договора Трудовой кодекс РФ в статье 16 предусматривает иные юридические факты для их возникновения. В одних случаях правовые процедуры предусматривают контрольно-проверочный правовой механизм отбора кандидата на должность, например, избрание по конкурсу, в других случаях проводятся выборы или назначение на должность. То есть трудовые правоотношения возникают на основе сложного юридического состава, включающего, помимо трудового договора, иные юридические факты.
Правовые процедуры возникновения трудовых правоотношений на основе сложного юридического состава регламентируются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации. В случаях, определенных уставом (положением) в организациях могут приниматься локальные нормативные акты – положения, регулирующие проведение выборов или конкурса либо правовые акты о назначении или утверждении в должности.
В любом случае сложный юридический состав включает как минимум два юридических факта: прежде всего, имеет место акт избрания физического лица на соответствующую должность, на которую был объявлен конкурс либо акт назначения (утверждения) в должности, соответствующим компетентным органом и трудовой договор, заключенный по их результатам с лицом, избранным или назначенным на должность.
В ряде случаев трудовые правоотношения возникают на основании трудового договора и юридического акта избрания на должность (статья 17 ТК РФ).
Перечень должностей, на которые работники избираются, а затем заключают трудовой договор, определяется федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организаций. Такими должностями являются: единоличный исполнительный орган организации (директор, ректор, президент, председатель и т.п.) или члены коллегиального исполнительного органа акционерного общества, декан факультета, заведующий кафедрой образовательного учреждения высшего профессионального образования.
Работодатели-организации независимо от организационно-правовой формы вправе объявлять и проводить конкурсное избрание в соответствии с требованиями статьи 18 ТК РФ. Трудовой договор может заключаться в результате избрания по конкурсу при наличии следующих условий: 1) трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации определен перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу; 2) разработано и утверждено в установленном законодательством порядке положение, регламентирующее правовую процедуру избрания по конкурсу.
В тех случаях, когда заключению трудового договора предшествует избрание по конкурсу, а работник, подлежащий избранию по конкурсу, не избран, то с ним нельзя заключать трудовой договор. Заключение трудового договора при отсутствии конкурса, если это обязательно, в соответствии с действующим законодательством, не влечет за собой возникновения трудового правоотношения между работником и работодателем.
Конкурсы проводятся на замещение: всех должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении, за исключением должности декана факультета и заведующего кафедрой; должностей заведующих научными отделами, лабораториями, секторами, главных научных сотрудников, ведущих научных сотрудников, старших научных сотрудников и младших научных сотрудников научно-исследовательских учреждений и других категорий работников.
По общему правилу конкурс объявляется на вакантные должности. Все необходимые сведения для участия в конкурсе содержатся в информационном сообщении, которое объявляется в периодической печати не позднее, чем за 30 календарных дней до указанной в ней даты проведения конкурса. В этом сообщении указывается: наименование, основные характеристики и сведения о местонахождении работодателя; требования, предъявляемые к претенденту на замещение соответствующей должности; дата и время начала и окончания приема заявлений с прилагаемыми к ним документами; адрес места приема заявлений и документов, перечень документов, подаваемых претендентом для участия в конкурсе и требования к их оформлению; дата и время проведения конкурса с указанием времени начала работы конкурсной комиссии и подведения итогов конкурса; способ уведомления участников конкурса и его победителя об итогах конкурса.
Конкурс должен проводиться открыто, гласно. В нем может участвовать неограниченное количество претендентов, представивших необходимые документы.
Подготовка к проведению конкурса возлагается на конкурсную комиссию. Решение конкурсной комиссии принимаются, как правило, тайным голосованием. С лицом, избранным по конкурсу, работодатель обязан заключить трудовой договор, обычно не позднее одного месяца со дня объявления результатов конкурса.
Согласно статьи 19 ТК РФ трудовые правоотношения с отдельными категориями работников могут возникать на основании сложного юридического состава в результате назначения или утверждения в должности в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права или уставом (положением) организации. В результате назначения работника на должность или его утверждения с ним заключается трудовой договор. Таким образом, возникают трудовые правоотношения с руководителями государственных и муниципальных унитарных предприятий. Процедура заключения трудового договора устанавливается в уставе предприятия в соответствии с трудовым законодательством. Руководители филиалов или представительств назначаются унитарным предприятием и действуют на основании доверенности.
Трудовое правоотношение может возникать из сложного юридического состава, который включает такой юридический факт, как направление на работу в счет установленной квоты, в соответствии с которым заключается трудовой договор. Направление на работу осуществляется для отдельных физических лиц, как правило, испытывающих трудности с устройством на работу (инвалидов, несовершеннолетних). Для таких лиц, все работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, на которых они созданы (с числом работающих более 100 человек), обязаны устанавливать квоту в процентах к списочному составу. Она должна быть не менее двух процентов. С лицами, направленными в счет квоты работодатель обязан заключить трудовой договор.
В правоприменительной практике имеют место случаи, когда трудовые правоотношения возникают на основании сложного юридического состава, включающего судебное решение о заключении трудового договора, приеме на работу лица, обратившегося в суд в связи с тем, что по его мнению, ему незаконно или необоснованно отказано в заключении трудового договора. Решение суда является обязательным для заключения трудового договора. Необоснованным или незаконным является отказ работодателя в заключении трудового договора, противоречащий правовым положениям, закрепленным в статье 64 ТК РФ.
Возникновение трудового правоотношения возможно также при фактическом допуске работника к выполнению трудовых обязанностей, то есть без надлежащего оформления. Данный юридический факт является основанием для возникновения трудового правоотношения. Согласно части 3 статьи 16 ТК РФ трудовые правоотношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. В таком случае работодатель обязан оформить с работником трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения к работе.
В качестве юридических фактов, изменяющих содержание трудовых правоотношений, обычно выступают двусторонние акты работника и работодателя, поскольку для изменения трудовых правоотношений необходимо согласие обеих сторон. В качестве таких юридических фактов выступают: перевод работника на другую работу; перемещение работника на другое рабочее место; проведение организационных или технологических мероприятий, направленных на совершенствование процесса труда; совместительство; совмещение; временное заместительство; отстранение от работы и другие.
Основаниями прекращения трудового правоотношения могут быть юридические факты – действия или события, перечисленные в действующем ТК РФ, федеральных законах. В зависимости от того, кто из сторон трудового правоотношения проявил инициативу на его прекращение и обстоятельств, обусловивших прекращение трудового правоотношения, все основания можно условно разделить на основания прекращения, по:
1) соглашению сторон (обоюдная воля работника и работодателя);
2) волеизъявлению работника;
3) волеизъявлению работодателя;
4) волеизъявлению органа, не являющегося стороной трудового правоотношения (военного комиссариата, органа, принявшего решение о дисквалификации работника, суда);
5) обстоятельствам, не зависящим от воли работника и работодателя (смерть работника или работодателя, чрезвычайные обстоятельства, прекращение допуска к государственной тайне, если выполнение работы требует такого допуска и другие);
6) вследствие нарушения установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы;
7) обстоятельствам, обусловленным переводом работника на другую работу, сменой собственника имущества организации.
27. Правоотношения, непосредственно связанные с трудовыми: субъекты и содержание.
1) Организационно-управленческие отношения в сфере труда: эти отношения складываются в процессе организации и управления трудом между администрацией предприятий, учреждений, организаций, с одной стороны, и трудовым коллективом (или органом, его представляющим) - с другой. Содержание этих отношений существенно влияет на объем правомочий и обязанностей сторон основного трудового правоотношения, ибо определяет характер условий труда, организацию его оплаты и другие вопросы, затрагивающие интересы работников данного предприятия, учреждения, организации. Конкретным носителем соответствующих обязанностей в большинстве случаев выступает администрация, хотя и трудовой коллектив может принять на себя определенные обязанности - обычно они носят дополнительный характер по отношению к тем, что установлены законом (например, сокращение срока для выполнения производственных заданий и т.д.).
2) Социально-экономические отношения в сфере трудового права: складываются между субъектами, находящимися за пределами предприятий, учреждений, организаций, и именно это определяет их содержание, служащее основой для локальных актов, что, в свою очередь, предполагает их отдельное рассмотрение. Эти отношения в качестве правовых появились сравнительно недавно в связи с закреплением в праве такого источника, каким являются указанные соглашения. В зависимости от сферы действия они могут быть генеральными, региональными, отраслевыми, профессиональными и территориальными, а по числу сторон, участвующих в переговорах, - двусторонними и трехсторонними. По своему содержанию указанные отношения в соответствии с каждым из заключенных соглашений представляют собой реализацию либо общих принципов проведения социально-экономической политики в стране, либо условий труда и его оплаты, а также социальных гарантий работников той или иной отрасли, либо условий решения определенных социально-экономических проблем, связанных с территориальными особенностями. В отличие от организационно-управленческих они носят «внешний» и в значительной мере определяющий характер. Субъектами этих отношений являются объединения профсоюзов вплоть до общероссийских, союзы предпринимателей того же уровня и даже Правительство РФ.
3) Отношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации непосредственно на предприятиях: эти отношения либо предшествуют возникновению трудовых, либо существуют одновременно с трудовыми. Их цель - подготовка квалифицированных рабочих посредством профессионального обучения на производстве (индивидуального или группового либо повышения квалификации). Содержание этих отношений - не только труд, а главным образом обучение по определенной специальности или квалификации в процессе труда, а также повышение профессионального мастерства. Возникают рассматриваемые отношения на основе специального срочного договора, заключаемого либо между еще не работающим гражданином, либо работником, с одной стороны, и работодателем - с другой. Основанием их возникновения могут быть и особые условия, включенные в трудовой договор (контракт) о прохождении учебы и приобретении соответствующей профессии или повышении квалификации на предприятии. Эти условия (или отдельный договор об ученичестве), естественно, не могут не отразиться на содержании правоотношения, которое включает в связи с этим дополнительные права и обязанности как для работника, так и для администрации
После прохождения обучения ученик сдает квалификационные экзамены и становится участником трудовых отношений, заключая трудовой договор. Если же он уже состоял с предприятием в трудовых отношениях, то меняются условия трудового договора, его содержание.
4) Отношения по трудоустройству: возникают в связи с обращением граждан в органы по трудоустройству. Эти правовые отношения включают в себя следующие их разновидности:
а) отношения гражданина и органа по трудоустройству - службы занятости, которую гражданин просит подобрать ему подходящую работу;
б) отношения службы занятости и организации, в которую направляется трудоустраиваемый;
в) отношения между трудоустраиваемым и организацией, которая должна принять его на работу.
5) Отношения ответственности сторон трудового договора: при нарушении своих трудовых обязанностей субъекты трудового правоотношения могут нести дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность в зависимости от характера совершенного правонарушения. Административные и уголовно-правовые отношения возникают у них с соответствующими органами государства и являются предметом других отраслей права. Совершение же дисциплинарного проступка работником или имущественного правонарушения каждой из сторон трудового договора влечет за собой применение санкций, содержащихся в трудовом законодательстве. Это может быть причинение как ущерба имуществу предприятия, учреждения, организации, так и вреда здоровью работника или нарушение иных его имущественных интересов. Выделение этих отношений из трудовых в качестве самостоятельных и производных от них базируется на общем делении правоотношений на регулятивные и охранительные (ответственности), принятом в теории права. Последние возникают из факта правонарушения и потому в рамках регулятивного, каким является трудовое правоотношение, существовать не могут.
Таким образом, основанием возникновения всех этих правоотношений является совершение правонарушения одной из сторон трудового договора.
6) Отношения по рассмотрению трудовых споров: возникают в связи с разрешением разногласий как между работником и работодателем (индивидуальные трудовые споры), так и между трудовым коллективом и администрацией как органом предприятия, учреждения, организации (коллективные трудовые споры) по поводу установления условий труда, а также применения норм трудового законодательства. Коллективные трудовые споры могут возникнуть и при заключении соглашений. Тогда спорящими сторонами соответственно становятся те субъекты, между которыми согла-шение заключается. Трудовые споры рассматриваются различными органами: КТС, судами, администрацией и соответствующим органом профсоюза, примирительной комиссией, посредником, выбранным по соглашению спорящих сторон, трудовым арбитражем. Сказанное не означает, что конфликтующие стороны могут выбрать любой из названных выше органов для обращения за разрешением конфликта. Законодатель связывает трудовые споры с определенным порядком (процедурой) их разрешения и соответственно устанавливает подведомственность отдельных споров тому или иному из перечисленных органов. Также следует иметь в виду, что нормами трудового права регулируются не все отношения по трудовым спорам. Часть их, касающаяся индивидуальных споров, входит в сферу гражданского процессуального права (между каждой из спорящих сторон и судебными органами). При этом подведомственность и порядок рассмотрения обусловлены именно видом и характером споров.
7) Отношения по надзору за охраной труда и соблюдением трудового законодательства: для обеспечения всех основных трудовых прав граждан и, в частности права на здоровье и безопасные условия труда, создана целая система органов, которые осуществляют функции надзора и контроля за соблюдением корреспондирующих этим правам обязанностей работодателя. Общий государственный надзор за соблюдением законодательства, и в том числе трудового, осуществляют органы прокуратуры. Кроме того, есть специализированные государственные органы, призванные осуществлять надзор за охраной труда. Это Госгортехнадзор, ГОсэнергонадзор, Госкомсанэпиднадзор, Госатомнадзор. Между этими органами и работодателями в процессе осуществления надзорных функций образуются правовые отношения, которые имеют комплексный характер.
Часть их, возникающая в связи с совершением административных правонарушений и уголовных преступлений, соответственно регулируется нормами этих отраслей права. Отношения по проверке трудового законодательства, даче необходимых предписаний, а также связанные с осуществлением других полномочий, представляющих собой реализацию трудовой правосубъектности этих органов, составляют предмет трудового права.
Как и с другими органами, осуществляющими государственный надзор, у инспекций труда с организациями также складываются правоотношения комплексного характера. Специфика этих правоотношений в том, что они возникают на основе односторонних юридических актов, как правило, административного характера.