Личные стили в трудовом конфликте
Параметрами описания стилей в соответствии с методикой Томаса-Килменна являются степень настойчивости сторон в удовлетворении собственных интересов и степень их готовности к удовлетворению интересов другой стороны.
Конфронтация (соперничество, противоборство, конкуренция) - может быть эффективным только в том случае, когда реализующая его сторона обладает достаточно высоким уровнем власти, знает реальный способ устранения конфликтной ситуации.
Приспособление - совместное решение конфликта с противодействующей стороной без жесткой попытки отстаивать собственные интересы. Бывает эффективным, если решение проблемы менее важно, чем сохранение хороших отношений с другой стороной конфликта.
Избегание (уклонение) - пассивное поведение в конфликтной ситуации при нежелании сотрудничать с другой стороной конфликта. Подобный стиль имеет смысл реализовать, когда затрагиваемая в ходе конфликта проблема не очень важна для Вас, при отсутствии времени на участие в конфликте или если Вы заведомо слабая сторона в сложившейся ситуации.
Компромисс - применяют в тех случаях, когда обе стороны знают о потребностях друг друга, но их удовлетворение обеими сторонами заведомо невозможно.
Наиболее типичными ситуациями для реализации стиля компромисса могут быть следующие: обе стороны обладают равной властью и имеют взаимоисключающие интересы; всех удовлетворяет временное решение проблемы; любые другие подходы к решению возникшей проблемы оказались неэффективными; компромисс дает возможность сохранить нормальные взаимоотношения между конфликтующими сторонами.
Сотрудничество -приоритетное значение имеет удовлетворение интересов сторон, а не урегулирование проблемы. Сотрудничество подразумевает, что интересы одной из сторон не могут быть удовлетворены, если не будут удовлетворены также, хотя бы частично, интересы и другой стороны.
Переговоры как метод разрешения трудового конфликта
Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.
Преимущества переговоров состоят в следующем:
- в процессе переговоров происходит непосредственное взаимодействие сторон;
- участники конфликта имеют возможность максимально контролировать различные аспекты своего взаимодействия, в том числе самостоятельно устанавливать временные рамки и пределы обсуждения, влиять на процесс переговоров и на их результат, определять рамки соглашения;
- переговоры позволяют участникам конфликта выработать удовлетворяющее обе стороны соглашение и избежать судебного разбирательства
Этапы переговоров:
1)подготовка к началу переговоров
2)предварительный выбор позиции
3)поиск взаимоприемлемого решения
4)завершение (выход из имеющегося кризиса или переговорной безысходности).
Условия применения переговоров:
1) существование взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте;
2)отсутствия значительного различия в силе субъектов конфликта;
3)соответствия стадии развития конфликта возможностям переговоров;
4)участие в переговорах сторон, которые реально могут принимать решения в сложившейся ситуации.
Итак, переговоры представляют собой процесс взаимодействия оппонентов с целью достижения согласованного и устраивающего стороны решения.
Межличностные трудности в переговорном процессе
В переговорном процессе иногда появляются трудности, тупиковые ситуации, опасность прекращения отношений, возможность их разрыва. Подобные трудности имеют содержательный и процедурный характер, также зависят от особенностей общения.
1. Трудности, имеющие содержательный характер, возникают из-за отсутствия достаточной информации, фактов, знания возможностей, законов и т.д. Содержательный характер возникших трудностей можно преодолеть с помощью получения дополнительной информации, введения новых специалистов, участников, официальных и неофициальных лиц, расширения проблемного поля, обращения к прежнему опыту, к юридическим стандартам, общественным и др. стандартам.
2. Процедурные трудности возникают по вопросам ведения переговорного процесса — по его срокам, длительности, месту проведения, числу участников, порядку выступающих, длительности выступлений и т. д. Подобные трудности возникают чаще на официальных переговорах, посвященных обсуждению сложных проблем, но и в межличностных отношениях также могут появиться сложности по проблеме места, времени встречи, привлечению к решению вопроса других лиц. Процедурные трудности разрешаются с помощью обсуждения, определенных компромиссов и взаимного согласования действий между участниками.
3. Трудности в общении могут быть вызваны личными симпатиями и антипатиями, эмоциональными реакциями участников, возможными преднамеренными эмоциональными провокациями и т.д. Партнеры не всегда избирают искренность и открытость основными характеристиками своего поведения, своей позиции в переговорном процессе, нередко они пользуются манипулятивными моделями. Цель таких действий одна — достигнуть результата, в котором заинтересован один из партнеров, причем достигнуть любыми средствами, независимо от их нравственного содержания.