Ый учебный вопрос: Задачи, принципы построения, состав сил и средств РСЧС
Межрегиональный уровень появился в результате деления России на 6 округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжского - Уральский, Сибирский, Дальневосточный.
Этот уровень необходим для управления силами и средствами РСЧС, организации и координации взаимодействия с сопредельными республиками, краями и областями в случае возникновения региональных или глобальных чрезвычайных ситуаций.
Непременным условием устойчивого развития общества является безопасность человека и окружающей среды, их защищенность от воздействия вредных техногенных, природных, экологических и социальных факторов.
Уровень безопасности характеризуется: вероятностью возникновения техногенных аварий, катастроф, опасных природных явлений и возможным ущербом при этих событиях, а также степенью негативного воздействия на человека и окружающую среду техногенных и природных процессов.
Насыщение экономики народного хозяйства Российской Федерации опасными промышленными объектами усиливает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Сложность и масштабность проблемы обеспечения безопасности населения и территорий в случае чрезвычайных ситуаций и необходимость ее решения органами государственной власти и управления всех уровней обусловливается тем, что в Российской Федерации насчитывается около 100 тыс. потенциально опасных предприятий и объектов различной ведомственной подчиненности. В зонах непосредственной угрозы жизни и здоровью в случае возникновения чрезвычайных ситуаций может оказаться более половины населения страны.
В России осуществление функции защиты населения и объектов в чрезвычайных ситуациях возложено на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
В соответствии с федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" основными задачами РСЧС являются:
· разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
· осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
· обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
· подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
· прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
· создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
· ликвидация чрезвычайных ситуаций;
· осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
· реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; (слайд-5)
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральныхорганов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работ по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
Каждый уровень РСЧС имеет координационные органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения, информационного обеспечения.
Координационными органами РСЧС являются:
На федеральном уровне –Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению ПБ, - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению ПБ федеральных органов исполнительной власти;
На региональном уровне:
· охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
· на муниципальном уровне, охватывающем территорию района, города, района в городе, - комиссии по чрезвычайным ситуациям и ПБ органов местного самоуправления;
· на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям и ПБ. Объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям создаются в случае необходимости при наличии соответствующей материально-технической базы.
Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям являются:
· руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;
· организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;
· обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций и эвакуацией персонала организаций и объектов;
· руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Постоянно действующими органами управления единой системы являются:
на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
· на межрегиональном уровне - региональные центры по делам ГОЧС
· на региональном уровне – органы специально уполномоченные решать ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ (далее – ГУ МЧС РФ по АК)
· на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО при органах местного самоуправления;
· на объектовом уровне – структурные подразделения организаций, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО.
Органами повседневного управления РСЧС являются:
· центры управления в кризисных ситуациях, ДДС федеральных органов исполнительной власти.
· Центры управления в кризисных ситуациях региональных центров.
· ЦУКС ГУ МЧС РФ по АК.
· ЕДДС муниципальных образований.
Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Силы и средства РСЧС подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства наблюдения и контроля включают органы, службы и учреждения, осуществляющие государственный контроль, инспектирование, мониторинг, анализ состояния природной среды, потенциально опасных объектов, веществ, материалов, здоровья людей и т.п.
В состав сил наблюдения и контроля входят:
· Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера;
· службы и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдения и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
· формирования санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава РФ;
· ветеринарная служба Минсельхоза РФ;
· службы наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Минсельхоза и Минэкономразвития Россини;
· геодезическая служба РАН;
· подразделения Минатома и Росгидромета России.
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из:
· специальных сил и средств МЧС России (Центрального аэромобильного спасательного отряда, ПСС МЧС России, 179-го спасательного центра, авиации МЧС России, Центра по проведению спасательных операций особого риска, сил и средств войск ГО);
· военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;
· формирований и учреждений Всероссийской службы катастроф;
· формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхоза России;
· военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Росгидромета;
· аварийно-технических центров Минатома России;
· специально подготовленных вооруженных сил РФ;
· аварийно-спасательных подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.
Из состава сил и средств ликвидации ЧС выделяются аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности. Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утвержден Правительством РФ.
Структура РСЧС приведена на рис.