Порядок приема, регистрации и учета сообщений о преступлении
Лейтмотивом рассмотрения настоящего вопроса выступает то, что в соответствии со ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить, сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах установленной компетенции принять по нему решение. Перечисленные лица не вправе отказать в приеме сообщения о преступлении. Такой отказ может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст.ст. 124 и 125 УПК. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. При обсуждении вопроса необходимо выяснить насколько полно обучаемыми усвоены положения инструкции, объявленной приказом МВД России № 158 от 13 марта 2003 г. Контрольными вопросами при этом могут быть следующие:
1) что включает в себя общий порядок приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел сообщения о преступлении, предусмотренный настоящей инструкцией;
2) каковы правила приема сообщений о преступлении и иной информации;
3) в чем состоит процедура регистрации первичной информации о преступлениях;
4) какие меры данный нормативный акт предписывает осуществлять при разрешении сообщений и иной информации о преступлениях;
5) особенности ведомственного контроля за соблюдением порядка приема, регистрации и рассмотрения информации о преступлениях.
С учетом знания Инструкции курсантам необходимо дать разъяснение терминам «прием», «регистрация», «учет», «разрешение».
Предметом отдельного внимания, как правило, становится вопрос об анонимной информации, поступающей в ОВД. Анонимные заявления и сообщения не могут служить поводом для уголовно-процессуального производства (ч. 7 ст. 141 УПК). Однако возникает вопрос: может ли милиция полностью игнорировать анонимные сигналы о конкретных преступных деяниях, если на нее возложена задача предупреждать, пресекать, выявлять и раскрывать преступления, обеспечить охрану прав и законных интересов граждан?
При рассмотрении этого вопроса предполагается решить задачи №№ 92-94.
Сущность и порядок производства предварительной проверки
Рассмотрение настоящего вопроса целесообразнее начать с уяснения сущности и оснований предварительной проверки информации о преступлениях. Необходимо, чтобы обучаемые усвоили, что основанием для начала процессуальной проверки заявлений и сообщений о преступлениях является отсутствие в поводе для возбуждения уголовного дела достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Если в поводе содержатся такие данные, то вопрос о возбуждении уголовного дела решается без производства каких-либо проверочных действий, хотя буквальное содержание ч. 1 ст. 144 УПК РФ предписывает проводить проверку сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении.
В ходе проверки, уполномоченные на то государственные органы и должностные лица посредством осуществления процессуальных и иных действий в определенные законом сроки получают данные с целью установления наличия (отсутствия) в исследуемом событии признаков преступления и принятия одного из решений, предусмотренных на стадии возбуждения уголовного дела.
Характеристику средств проверки информации о преступлении можно рассматривать в соответствии с классификацией, предложенной в тезисах и сценарии лекции и опорном конспекте (фрагмент № 8).
Не исключается и проведение во время занятия некоторого сравнительно-правового анализа (хотя это потребует дополнительной подготовки со стороны преподавателя и курсантов. В частности, может быть подготовлен реферат). При этом важно отметить, что в период действия УПК РСФСР о правовых средствах предварительной проверки информации о преступлениях, направлениях их совершенствования в юридической литературе и практическими работниками высказывались различные, порой противоречивые суждения. Предлагалось, например, расширить перечень следственных действий, производство которых допускалось бы в целях более полной проверки заявлений и сообщений о преступлениях до принятия решения о возбуждении уголовного дела. В первую очередь речь идет о возможности производства экспертиз, без результатов которых иногда затруднительно или невозможно принять законное и обоснованное решение. Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1226 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» в отдельных случаях и с согласия прокурора допускалось производство экспертизы до возбуждения уголовного дела.
Несмотря на это, с принятием УПК РФ не только не разрешены «старые проблемы», связанные с проверкой сообщений о преступлении, но и появились новые. С аудиторией необходимо обсудить вопросы: «Какие следственные действия можно проводить до возбуждения уголовного дела?»; «В какой момент возможно их проведение: до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела следователем или после принятия этого решения до направления его и материалов проверки прокурору?»; «Можно ли в ходе проверки получать объяснения?»; «Вправе ли это сделать следователь ОВД?».
Рассматривая вопрос об истребовании предметов и документов, необходимо обсудить:
а) правовые основания и порядок истребования предметов и документов в стадии возбуждения уголовного дела.
б) обеспечивается ли истребование принуждением?
в) отличие истребования от добровольной выдачи, представления предметов и документов.
г) процессуальное оформление истребования материалов.
Обсуждение вопросов процессуального оформления истребования необходимых материалов целесообразно начать с характеристики различных способов закрепления ее результатов, встречающихся на практике (акт изъятия, протокол доставления, рапорт и т.д.). При этом следует обратить внимание на то, в каких случаях истребование материалов нужно оформлять рапортом.
Было бы полезным обсудить на занятии положительный опыт и предложения, встречающееся в специальной литературе, относительно составления протокола об истребовании предметов и документов[20].
В окончании рассмотрения вопроса о предварительной проверке сообщений о преступлениях необходимо акцентировать внимание на том, что уголовно-процессуальный закон крайне слабо регулирует вопрос о средствах проверки, в ее рамках возможно осуществление большого количества непроцессуальных действий, регулируемых другими отраслями права. Следует признать, что с точки зрения общей теории права данная ситуации не совсем верна, так как уголовно-процессуальные отношения должны быть урегулированы нормами уголовно-процессуального права. Средства предварительной проверки, предусмотренные УПК, явно не удовлетворяют потребности практики для принятия законного и обоснованного итогового решения в стадии возбуждения уголовного дела.
При рассмотрении вопроса или на заключительном этапе возможно обсуждение ситуаций, предложенных в задачах №№ 96-98.