Тема 1. Понятие семейного права.
Планы семинарских занятий
По курсу «Семейное право»
Тема 1. Понятие семейного права.
Предмет, метод, источники семейного права.
Семейные правоотношения.
1. Понятие и предмет семейного права. Метод регулирования семейно- правовых отношений.
2. Семейные правоотношения: понятие, виды, субъекты и объекты.
3. Понятие семьи по действующему законодательству.
4. Понятие родства. Линии родства и степени родства. Свойство и его юридическое значение.
5. Сроки исковой давности и другие сроки в семейном праве.
Теоретические задания:
1. Выделить общее и особенное в понимании семьи в социологической и юридической науках.
2. Сравнить меры защиты и меры ответственности в семейном праве, выделить их отличительные признаки.
Практические задания:
1.Граждане Петренко и Амолфеева проживали совместно, ведя общее хозяйство без регистрации брака 6 лет. Затем между ними возник конфликт, отношения разладились, и они стали проживать раздельно. Через два года Амолфеева обратилась в суд с иском о разделе совместно нажитого имущества.
Положения какой отрасли права могут быть применены при решении этого спора?
2.Гилицкая Т.Г. расторгла брак в 2000 г., в 2006 г. из-за тяжелого материального положения она обратилась в суд с иском к бывшему мужу Власинкову Д.И. о разделе совместно нажитого имущества. В принятии иска ей было отказано.
Законны ли действия суда?
Тема 2. Брак по семейному праву.
1. Понятие брака по семейному праву.
2. Брак как основание возникновения семьи.
3. Регистрация брака и ее юридическое значение.
4. Регистрация брака с иностранными гражданами.
Теоретические задания:
1. Составить структурно-логическую схему исторических форм брака и семьи.
2. Сопоставить отличия правового регулирования при регистрации брака гражданами Республики Беларусь и регистрации брака с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
Практические задания:
1.В один из органов ЗАГСа г. Бреста обратилась гражданка Петрова с заявлением о регистрации брака с гражданином Тищенко. В связи с тем, что Тищенко в настоящий момент находится в длительной командировке, и не имеет возможности лично явиться для подачи заявления, Петрова предоставила в орган ЗАГСа составленное им соответствующее заявление, заверенное руководителем предприятия, где работает Тищенко. Работники загса отказали Петровой в принятии этого заявления.
Правомерны ли действия работников ЗАГСа?
2.Сидоренко и Воробьева подали заявление в огран ЗАГСа о вступлении в брак. На регистрации брака Павлова обратилась к заведующей органа ЗАГСа с заявлением о том, что регистрация данного брака невозможна, в связи с тем, что они с Сидоренко проживают совместно несколько лет и ведут совместное хозяйство.
Является ли заявление Павловой основанием для отказа в регистрации брака между Сидоренко и Воробьевой? Какие разъяснения должна дать заведующая органом ЗАГСа?
3.Шойда 1969 г. рождения подал заявление о регистрации брака с Петруленковой 1991 грождения в 2006 г. рождения Работники органов ЗАГСа отказали в приеме заявления.
Какие обстоятельства препятствуют в регистрации данного брака? Какие разъяснения в данной ситуации должны дать работники ЗАГСа?
Тема 3. Личные и имущественные права
И обязанности супругов: понятие, общая
Характеристика, виды.
1. Личные неимущественные правоотношения между супругами: понятие, значение и виды личных неимущественных прав и обязанностей супругов.
2. Законный режим имущества супругов: общая совместная собственность супругов, собственность каждого из супругов.
3. Раздел общего имущества супругов: основания, порядок.
4. Брачный договор, порядок заключения, содержание, обязанность супругов оказывать материальную поддержку друг другу.
Теоретические задания:
1. Проведите сравнительный анализ имущественных отношений между супругами на основе Брачного договора в Республике Беларусь и Российской Федерации.
2. Сделать анализ равенства прав и обязанностей супругов в семье в системе действующего законодательства.
Практические задания:
1.Тихая И.Т. при заключении брака по совету своих знакомых оставила свою добрачную фамилию. Через некоторое время после регистрации брака она обратилась в орган ЗАГСа с просьбой изменить ее фамилию на фамилию мужа, в связи с тем, что почувствовала недоброжелательное отношение к себе со стороны родственников мужа. В органе ЗАГСа ей сообщили, что свое право на выбор фамилии она уже реализовала, и ей отказали в просьбе.
Правомерно ли поступили работники органа ЗАГСа? Может ли Тихая И.Т. изменить свою фамилию на фамилию мужа?
2.Катловский состоял в фактических брачных отношения с Михнюк с 1995 г. В 2004 г. Михнюк обратилась в суд с заявлением о взыскании алиментов с Катловского, так как она является нетрудоспособной. Суд отказал в иске.
Законны ли действия суда? Дать разъяснение.
3.Супруги Мартыновы при заключении брачного договора решили отказаться от обязанностей по взаимному содержанию в случае расторжения брака, если у одного из них наступит нетрудоспособность. Однако нотариус отказался удостоверить их брачный договор, заявив, что он не соответствует требованиям закона.
Правомерны ли действия нотариуса? Обоснуйте, ссылаясь на нормы семейного права?
Тема 4. Прекращение брака.
1. Понятие и основания прекращения брака.
2. Порядок расторжения брака. Особый порядок расторжения брака.
3. Основания и порядок признания брака недействительным.
4. Отличие расторжения брака от признания его недействительным
Теоретические задания:
1. Оцените роль суда при расторжении брака с моральной и правовой точек зрения.
2. Сравните правовые последствия расторжения брака и признания его недействительным.
Практические задания:
1.Гражданин Ветров подал заявление в суд о расторжении брака с Ветровой, указав, что от брака у них имеются двое несовершеннолетних детей: сын 6 лет и дочь 2 лет. Ответчица настаивает на сохранении семьи, мотивируя тем, что требования Ветрова необдуманные.
Какое решение примет суд по данному сроку? Что изменится, если детям было бы более 3 лет?
2.Через год после смерти мужа (он был объявлен в судебном порядке умершим) Иволина вступила в брак с Гуком. Через год Гук подал в суд иск о признании брака с Иволиной недействительным, ссылаясь на то, что, на момент регистрации с ним брака, его жена состояла в браке. Иволина иск Гука не признала, указав, что после получения решения суда об объявлении умершим Иволина она считала себя, не состоящей в браке.
Разрешите данный спор.
И взыскание алиментов.
1. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей: порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям.
2. Размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в судебном порядке.
3. Обязанность родителей по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних детей.
4. Обязанность совершеннолетних детей по содержанию родителей.
5. Освобождение от уплаты алиментов. Прекращение алиментных обязательств.
Теоретические задания:
1. Перечислить наиболее объективные критерии определения нуждаемости в получении содержания.
2. Проанализируйте, в чем выражается право суда увеличить или уменьшить размер алиментов, взыскиваемых с родителей на содержание своих несовершеннолетних детей.
Практические задания:
1.Сидорова обратилась в суд с иском о расторжении брака с Сидоровым и о взыскании алиментов на пятимесячного сына и на свое содержание, так как она не работает и занята уходом за ребенком.
Какое решение примет суд?
2.Сергеева обратилась в суд с заявлением о взыскании алиментов на сына 17 лет и дочь 22 лет (инвалида второй группы) с Сергеева, брак с которым был, расторгнут четыре года назад. Сергеев от требований отказывается, поскольку сын работает и имеет достаточный доход, чтобы обеспечить себя, а дочь уже совершеннолетняя.
Какое решение вынесет суд по заявлению Сергеевой?
3.Волков оставил жену с двумя детьми, на содержание которых по исполнительному листу выплачивает 1/3 заработка. По второму исполнительному листу с него производилось удержание в твердой денежной сумме в размере 5 базовых величин на содержание родителей. В связи с тем, что по двум исполнительным листам, предъявленным к Волкову, удерживалось более 50% зарплаты, он обратился в юридическую консультацию.
Какой ответ ему дадут в юридической консультации?
Приемная семья.
1. Усыновление (удочерение): понятие, условия и порядок усыновления. Лица, имеющие право быть усыновителями.
2. Опека и попечительство над детьми: основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми.
3. Приемная семья: понятие и порядок образования приемной семьи.
4. Патронатное воспитание. Учреждения, предоставляющие патронатное воспитание.
Теоретические задания:
1. Составьте схему органов опеки и попечительства по выявлению и устройству детей оставшихся без попечения родителей (выделите их формы деятельности и контроля за ними).
2. Сравните преимущества и недостатки приемной семьи и патронатного воспитания, как форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Практические задания:
1.После смерти родителей несовершеннолетних Аню и Юлю Зищенко решила усыновить их тетя по матери Петруленкова, но на судебном заседании ее муж на усыновление не дал согласие, сославшись на то, что у них есть трое своих несовершеннолетних детей. Суд отказал Петруленковой в усыновлении сестер Зищенко.
Дайте оценку решению суда?
2.Не состоящая в браке гражданка Зайцева решила усыновить ребенка и в этих целях пришла на консультацию в городской отдел образования. При уточнении сведений о личности Зайцевой было установлено, что она является инвалидом второй групп общего заболевания. В этой связи, инспектором отдела образования было высказано сомнение в возможности Зайцевой по состоянию здоровья, стать усыновительницей. Тогда Зайцева обратилась в юридическую консультацию.
Какое разъяснение должны дать Зайцевой в юридической консультации?
3.В районный отдел образования обратилась семья Збоинских с просьбой о передаче им на воспитание пятерых братьев Грибниковых. В результате был заключен договор о передаче детей на воспитание и этим самым образована приемная семья. Через несколько месяцев Збоинские обратились в органы опеки и попечительства с просьбой расторгнуть указанный договор, сославшись на то, что братья плохо относятся к их родным детям.
Какое решение примет отдел опеки и попечительства? Каковы основания досрочного расторжения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью?
Планы семинарских занятий
По курсу «Семейное право»
Тема 1. Понятие семейного права.