Вопрос 20. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду
Вопрос 32. Плата за землю
Платность использования земли – это один из главных принципов земельного права. Любое использование земли является платным. Платность землепользования преследует несколько целей. Такими целями является стимулирование землепользователей к рациональному использованию тех земельных участков, за которые они платят, к повышению эффективности их природоохранительной деятельности, а также пополнение соответствующего бюджета земельными платежами.
Законодательством предусмотрены две формы платы за землю:
1. Земельный налог. В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Земельным налогом не облагаются земельные участки, изъятые из оборота; земельные участки, ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; водными объектами в составе водного фонда, земельные участки из состава земель лесного фонда.
Земельный налог рассчитывается от кадастровой стоимости земельного участка. Частью 5 ст. 391 Налогового кодекса установлены льготы по уплате земельного налога для некоторых категорий граждан-налогоплательщиков (Героев, инвалидов и других). В ст. 395 Налогового кодекса перечислены налогоплательщики-организации, которые полностью освобождаются от уплаты земельного налога (религиозные организации и др.)
Налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:
1) 0,3 процента кадастровой стоимости за квадратный метр земельного участка в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Земельный налог является местным налогом, то есть засчитывается в бюджет соответствующего муниципального образования.
Органы местного самоуправления также могут устанавливать дополнительные льготы по уплате земельного налога на своей территории.
2. Арендная плата.
Плательщиком арендной платы является арендатор земельного участка. Размер и порядок взимания арендной платы зависят от того, в какой форме собственности находится земельный участок. Если земельный участок находится в частной собственности, то размер и порядок уплаты арендной платы согласуются сторонами и закрепляются в договоре аренды.
Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, то действуют особые правила определения арендной платы. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 утверждены «Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», среди которых названы:
принцип экономической обоснованности,
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы,
принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы,
принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности и другие.
В соответствии со ст. 39.7 Земельного кодекса РФ размер земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может определяться двумя способами:
1. Если земельный участок предоставляется в аренду по результатам земельного аукциона, то размер ежегодной арендной платы определяется по итогам этого аукциона.
2. Если договор аренды земельного участка заключается в «заявительном порядке», то размер арендной платы устанавливается собственником земельного участка в соответствующих нормативных правовых актах. Если государственная собственность на землю не разграничена, то размер арендной платы устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Также определяются случаи, когда размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может превышать размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка (например, с гражданами, имеющими право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков и др.).
Вопрос 33. Оценка земли
Оценка земли – это деятельность уполномоченных лиц по определению стоимости земельного участка. Выделяют следующие виды стоимости земли:
1. Рыночная стоимость. Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Рыночная стоимость определяется для ряда случаев:
– в случае совершения возмездных сделок с земельными участками;
– в иных случаях, когда необходимо определить рыночную стоимость земельного участка (например, для разрешения спора в суде).
Если земельный участок находится в частной собственности, то в случае совершения большинства сделок с ним (кроме ипотеки) собственник самостоятельно определяет его рыночную стоимость, руководствуясь определенными экономическими показателями спроса и предложения.
Если же земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и в соответствии с законом требуется определение его рыночной стоимости (например, для определения начальной цены при проведении земельного аукциона) либо же требуется официальная рыночная оценка земельного участка, то в этих случаях ее осуществляет независимый оценщик – лицо, имеющее лицензию на данный вид деятельности в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности».
Существуют определенные методики расчета рыночной стоимости земельного участка, которые оценщик может использовать для своей работы.
2. Кадастровая стоимость земельных участков.
Кадастровая оценка земель осуществляется для целей налогообложения и иных целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду разрешенного использования. Для кадастровой оценки земель каждой категории разработаны специальные методические рекомендации.
Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и его территориальными органами.
В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду разрешенного использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет. Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Вопрос 34. Понятие и цели охраны земель
Охрана земель – это система мероприятий, осуществляемых собственниками земель или иными землепользователями, направленных на сохранение качественного состояния земель, восстановление нарушенных земель и предупреждение негативных процессов в отношении земель в Российской Федерации.
Охрана земель регулируется главой II Земельного кодекса РФ. Природоохранная линия является общей тенденцией развития всего земельного законодательства. На сегодняшний день такое положение является объективной необходимостью. Так как с каждым годом ухудшается плодородие почв, земли все больше подвергаются природной и антропогенной нагрузке. Многие годы проблема охраны земель бала «на втором плане», поэтому сегодня она как никогда становится актуальной и наболевшей.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса целями охраны земель являются: предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Деградация почв представляет собой совокупность процессов, приводящих к изменению функций почвы как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель.
Нарушение земель представляет собой механическое разрушение почвенного покрова и обусловлено открытыми и закрытыми разработками полезных ископаемых и торфа; строительными и геолого-разведочными работами и др.
Водная эрозия представляет собой разрушение почвенного покрова под действием поверхностных водных потоков
Под ветровой эрозией понимается захват и перенос частиц поверхностных слоев почв ветровыми потоками, приводящий к разрушению почвенного покрова.
Загрязнение земель – это возникшее под воздействием промышленности, сельскохозяйственной, бытовой или иной деятельности человека изменение состава почв, вызывающее снижение их плодородия и качества.
В целях охраны земель собственники земельных участков и иные землепользователи обязаны проводить мероприятия по:
1) сохранению почв и их плодородия;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);
4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;
6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Для осуществления охраны земель могут быть созданы и реализованы различные целевые программы федерального, регионального или местного уровня.
Для проведения таких глобальных природоохранных мероприятий необходимо сначала выявить зоны с наибольшей техногенной нагрузкой, для этого в первую очередь устанавливается перечень потенциальных источников загрязнения территории. К ним относятся:
– промышленные и транспортные предприятия, предприятия энергетики, аэропорты, различного рода заправочные станции;
– предприятия добычи, переработки, хранения и транспортировки нефти и нефтепродуктов;
– предприятия минерально-сырьевого комплекса;
– полигоны и места захоронения отходов промышленности (в том числе, атомной энергетики, предприятий военно-промышленного комплекса и вооруженных сил (ракетное топливо, опасные вещества, образующиеся в результате испытаний вооружения, горюче-смазочные материалы и т. п.), коммунально-бытового хозяйства;
– дорожно-транспортная сеть.
Для выявления возможного загрязнения сельскохозяйственных угодий необходимыми могут быть сведения:
– о применяемых средствах химизации сельского хозяйства (пестициды, регуляторы роста, мелиоранты и т. п.);
– об отходах сельскохозяйственного производства, животноводческих комплексов, птицефабрик;
– о складах хранения средств химизации, растворных узлах, взлетно-посадочных полосах сельскохозяйственной авиации.
Вопрос 40. Земельные споры
В соответствии со ст. 64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются судом. Таким образом, Земельный кодекс РФ сузил понятие земельного спора, определив, что не все конфликтные ситуации между участниками земельных отношений являются в юридическом смысле земельными спорами, а лишь те, которые доходят до суда, рассматриваются именно этим государственным органом.
Поэтому основными элементами земельного спора можно считать: субъектов спора (их не может быть менее двух), предмет спора: земельные отношения; рассмотрение спора судом. Таким образом, земельный спор имеет место при совокупном наличии всех этих элементов.
Земельные споры можно классифицировать по следующим основаниям:
1. По субъектам:
– споры межу гражданами и юридическими лицами;
– споры между гражданами, юридическими лицами с одной стороны и органами государственной власти или местного самоуправления с другой стороны;
– споры между органами государственной власти с одной стороны и органами местного самоуправления с другой.
2. По предмету спора:
– споры о границах земельного участка;
– споры о праве на земельный участок;
– споры, вытекающие из сделок с земельными участками;
– споры об оспаривании решения органа власти (например, о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права на земельный участок, постановке земельного участка на кадастровый учет, решения о привлечении к ответственности за земельные правонарушения, о переводе земель из одной категории в другую, об изъятии земельного участка и другие);
– споры об оспаривании оценки земель;
– другие.
Вопрос 43. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения
Ее основания, круг субъектов и меры дисциплинарного наказания регулируются Трудовым кодексом РФ. Дисциплинарная ответственность выражается в наложении работодателем на виновного работника дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, связанных с землепользованием и охраной земельных ресурсов. Правонарушение может, к примеру, состоять в неисполнении должностным лицом предприятия требований должностной инструкции относительно эксплуатации промышленного оборудования, повлекших загрязнение земель. В отличие от уголовного и административного законодательства более или менее систематизированный перечень земельных дисциплинарных проступков отсутствует. В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.
Порядок наложения и снятия дисциплинарного взыскания урегулирован в трудовом законодательстве. До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания к работнику не будет применено новое дисциплинарное взыскание, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, по просьбе самого работника, по ходатайству его непосредственного руководителя или представительно органа работников.
Наложение дисциплинарного взыскания не исключает при наличии правовых оснований возможности применения к виновному работнику более строгих видов ответственности – административной, уголовной, гражданской.
Вопрос 44. Административная ответственность за земельные правонарушения
Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства, осуществляющим государственный земельный надзор, мер административного взыскания за совершение административного земельного правонарушения.
Таким правонарушением признается посягающее на земельный правопорядок, земельные права граждан, право собственности и охрану земель противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (бездействие), которое причинило или могло причинить вред земельным отношениям и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Регулируется применение административной ответственности Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 и законодательными актами субъектов РФ об административных правонарушениях.
Административные земельные правонарушения в названном Кодексе сформулированы:
А) в области охраны собственности (гл. 7), например: Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка; Статья 7.8. Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; Статья 7.10. Самовольная переуступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом; Статья 7.14. Проведение земляных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия; Статья 7.16. Незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения;
Б) в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8), например: Статья 8.6. Порча земель; Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; Статья 8.12. Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах;
В) в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10), например Статья 10.9. Проведение мелиоративных работ с нарушением проекта.
За совершение земельного административного правонарушения КоАП предусмотрены следующие виды наказаний:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) приостановление деятельности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Вопрос 20. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду
Помимо права собственности, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен гражданам и юридическим лицам в аренду для различных целей.
Такая передача оформляется договором аренды земельного участка. Основания для заключения договора аренды земельного участка могут быть специальными, закрепленными в законе (например, предоставление земельного участка для комплексного освоения территории возможно только на праве аренды), либо теми же, как и в случае его продажи (например, гражданам для индивидуального жилищного строительства). В последнем случае право выбора собственности или аренды земельного участка предоставлено самому заявителю, у которого, например, может не быть средств для выкупа земельного участка. Также в аренду могут предоставляться земельные участки, которые по тем или иным частным основаниям не могут быть переданы в собственность (например, расположенные в пределах береговой полосы).
Порядок заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован ст. 39.6 Земельного кодекса РФ. По общему правилу земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть заключены по результатам земельных торгов, которые как и в случае продажи земельного участка, должны быть проведены в форме аукциона.
В указанной статье также перечислены случаи, когда договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть заключен и без проведения аукциона (например, земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации), то есть в заявительном порядке.
Кроме того, в ч. 4 ст. 39.6 Земельного кодекса перечислены случаи, когда арендатор имеет право на повторное заключение договора аренды без проведения аукциона, в случае, если срок прежнего договора истекает. Исчерпывающий перечень оснований для продления арендных отношений также установлен.
Данное правило, установленное с 1 марта 2015 года, пришло на смену, много лет предусмотренному ст. 22 Земельного кодекса и ныне отмененного, безусловного преимущественного права аренды земельного участка для его арендатора. То есть до новых изменений в Земельный кодекс РФ арендатор земельного участка, независимо от своей личности и оснований аренды, мог реализовать свое преимущественное право на заключение нового договора аренды, и арендодатель ему отказать в этом не мог. Вступившими в силу новыми правилами права арендаторов земельных участков существенно сужены.
Теперь для арендатора установлены четкие условия, наличие которых позволяет ему требовать заключения нового договора аренды земельного участка без проведения аукциона: заявление о заключении нового договора аренды должно быть подано арендатором до истечения действия прежнего договора аренды, основания для заключения договора аренды соответствуют установленным законом случаям для заявительного порядка заключения договора аренды, другие лица не должны иметь исключительные права на данный земельный участок.
Вопрос 21. Земельный аукцион
Согласно Земельному кодексу РФ земельные торги проводятся в форме аукциона. На аукционе может продаваться сам земельный участок либо право на заключение договора аренды этого земельного участка.
Новой редакцией Земельного кодекса РФ закрепляется сложный порядок проведения аукциона, который можно разделить на следующие стадии:
1. Подготовка к проведению аукциона. Она должна включать в себя следующие действия: решение органа власти о проведении аукциона, формирование земельного участка, проведение в отношении него кадастровых работ, постановка на кадастровый учет, получение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и др. Если же с заявлением о проведении аукциона обратилось лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, то оно за свой счет организует вышеназванные работы по подготовке к проведению аукциона.
Также в рамках подготовки к аукциону определяется начальная цена предмета аукциона. Если земельный участок продается, то размер начальной цены определяется по выбору органа власти, проводящего аукцион. Она может быть либо рыночной, определенной независимым оценщиком, либо кадастровой, определенной в ходе кадастровой оценки земельного участка.
Если на аукционе продается право на заключение договора аренды земельного участка, то также по выбору органа власти начальная цена может устанавливаться либо в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки, либо в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если иное не установлено законом.
Организатор аукциона в рамках подготовки к его проведению устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, размер, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона»).
2. Извещение о проведении аукциона. Законом предъявляются требования к содержанию извещения о проведении аукциона, а также информационные ресурсы, где должно быть опубликовано или размещено данное извещение (например, на официальном сайте органа власти). Новшеством является положение, в соответствии с которым на официальном сайте к извещению о проведении аукциона прилагается проект договора купли-продажи или проект договора аренды земельного участка.
3. Проведение аукциона. Организатором аукциона вправе выступить уполномоченный орган или специализированная организация, действующая на основании договора с уполномоченным органом.
Для участия в аукционе заявители представляют предусмотренный Земельным кодексом перечень документов, вносят установленный организатором аукциона задаток и в назначенный день и час участвуют в проведении аукциона.
Ход аукциона отражается в протоколе, в нем же отражаются результаты аукциона. Протокол также размещается на сайте органа власти.
Победителем аукциона становится лицо, которое соответственно предложило наивысшую выкупную цену или наивысшую цену за право заключения договора арены.
В течении трех дней организатор возвращает задатки лицам, не победившим в аукционе. По истечении десяти дней с момента опубликования протокола о результатах торгов, с победителем заключается договор купли-продажи либо аренды земельного участка.
Аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в определенных законом случаях может быть проведен и в электронной форме в соответствии со ст. 39.13 Земельного кодекса РФ.
Аукцион признается несостоявшимся в случае, если в аукционе участвовал только один участник или при проведении аукциона не присутствовал ни один из участников аукциона, либо в случае, если после троекратного объявления предложения о начальной цене предмета аукциона не поступило ни одного предложения о цене предмета аукциона, которое предусматривало бы более высокую цену предмета аукциона.
В случае, если в аукционе принял участие один участник, то по истечении десяти дней орган власти обязан направить ему договор купли-продажи или аренды земельного участка, в котором цена договора будет равной начальной стоимости предмета аукциона.
Вопрос 22. Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
В случае, если по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, земельный участок может быть предоставлен без проведения торгов, то есть в заявительном порядке, предусмотрен особый порядок такого предоставления. Этот порядок также является довольно сложным. Среди его основных этапов можно выделить:
1. Подготовка схемы расположения земельного участка.
2. Подача в уполномоченный на распоряжение земельным участком орган власти гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
3. Принятие указанным органом власти решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Решение должно быть принято органом в срок не более 30 дней с момента поступления заявления. Данные этапы являются новшеством последних законодательных изменений. Ранее действующий порядок таких процедур не предусматривал.
4. Межевание земельного участка и постановка его на кадастровый учет.
5. Подача в уполномоченный на распоряжение земельным участком орган власти гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка.
На основании данного заявления указанным органом власти с гражданином или юридическим лицом заключается договор купли-продажи, договор аренды земельного участка, договор безвозмездного пользования земельным участком, либо принимается решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование. Проект такого договора или решения готовятся органом власти в срок не более 30 дней с момента поступления заявления о предоставлении земельного участка. Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
6. Государственная регистрация права.
Статьей 39.16 предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (например, указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте).
Вопрос 23. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здания, сооружения и иное недвижимое имущество
Собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приобретение земельного участка в собственность или аренду. Несмотря на то, что право этих лиц на землю является исключительным, они приобретают права на земельные участки по общим правилам установленным Земельным кодексом РФ для предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов.
Однако ст. 39.20 Земельного кодекса РФ закреплены некоторые особенности, связанные с передачей лицам исключительного права на землю, касаются они ситуация, когда недвижимость, расположенная на земельном участке принадлежит нескольким лицам.
Так, если недвижимость расположенная на земельном участке принадлежит нескольким лицам на праве общей собственности и земельный участок является неделимым, то они приобретают право общей долевой собственности на земельный участок этой недвижимостью занятый, либо право аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.
В этом случае для приобретения права собственности на земельный участок все сособственники недвижимости должны обращаться в уполномоченный на распоряжение земельным участком орган государственной власти совместно.
С заявлением о предоставлении земельного участка в аренду может обратиться любой из заинтересованных правообладателей недвижимости, расположенной на таком земельном участке. В данном случае орган власти после подготовки проекта договора аренды земельного участка направляет его остальным сособственникам недвижимости, которые в течении 30 дней с момента его получения подписывают его.
Если кто-то из правообладатели недвижимости не подписывает договор аренды, то уполномоченный орган обязан обратиться в суд с требованием о понуждении правообладателей недвижимости, не представивших в уполномоченный орган подписанного договора аренды земельного участка, заключить этот договор аренды.
Таким образом, если один из сособственников недвижимости обратился в уполномоченный орган власти, для остальных участников общей собственности заключение договора аренды становится обязательным. Данные положения Земельного кодекса РФ являются абсолютной законодательной инновацией и еще одной мерой, обеспечивающей взимание платы за землю.
Вопрос 24. Понятие и виды управления в области использования и охраны земельных ресурсов
Управление в области использования и охраны земельных ресурсов – это деятельность уполномоченных лиц, направленная на наиболее эффективное и рациональное использование земельных ресурсов.
Функция управления – это постоянное направление деятельности по обеспечению рационального использования и охраны земельных участков.
Можно выделить общественное, производственное, муниципальное, государственное управление.
Общественное земельное управление. Его осуществляют общественные формирования и граждане. Участие общественных формирований и граждан в управлении регулируется рядом законодательных и подзаконных актов, уставами общественных формирований. Наиболее значимыми функциями общественного управления является участие граждан и общественных формирований в подготовке решений в рамках регулирования земельных отношений, в принятии таких решений. Гарантируется возможность проведения общественной экологической экспертизы, в том числе в целях предупреждения негативного воздействия на земельные ресурсы, общественного земельного контроля.
Производственное земельное управление. Осуществляется конкретным землепользователем в отношении своего земельного участка. В процессе осуществления производственного управления землепользователь принимает решение об осуществлении природоохранных мероприятий в отношении земельного участка, строительства на нем различных объектов в соответствии с разрешенным использованием земельного участка, других действий, в том числе по распоряжению земельным участком.
Муниципальное земельное управление направлено на решение местных проблем в области использования и охраны земельных ресурсов. Оно осуществляется исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления на всей территорий России. К ведению местного самоуправления относятся:
– владение, поль<