Актуальные проблемы преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства
Основы конституционного строя утверждены в гл. 1 Конституции РФ. Россия признана демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ст. 1), также социальным (ст. 7) и светским государством (ст. 14). Провозглашено, что высшей ценностью является человек, его права и свободы, и главная цель государственной политики — создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 2 и 7).
В Конституции РФ на одном уровне с основами конституционного строя предусмотрены меры обеспечения безопасности государства. В гл. 1 определены соответствующие предписания и запреты: захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону (ч. 4 ст. 3); Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3 ст. 4); запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13).
Принцип гарантирования положений Конституции РФ об основах конституционного строя путем обеспечения безопасности государства получил развитие в уголовном законе. В УК включена гл. 29, нормы которой призваны противодействовать посягательствам на основы конституционного строя и безопасность государства.
Связь защищенности основ конституционного строя и безопасности государства никто не ставит под сомнение. Вместе с тем в юридической литературе обсуждается вопрос о целесообразности объединения в уголовном законе в один видовой объект основ конституционного строя и безопасности государства, поскольку такое определение, по мнению некоторых научных деятелей, глобально и избыточно для системы составов преступлений, предусмотренных гл. 29 УК. Так, С. В. Дьяков пришел к выводу, что при определении объекта не нужно называть основы конституционного строя, так как такая широта защищаемых общественных отношений может быть адекватна задачам, стоящим перед Уголовным кодексом в целом, а безопасность государства следует понимать не всеобъемлюще, а как состояние стабильности, прочности и защищенности конституционного строя от источников опасности195.
Однако объединение в один видовой объект основ конституционного строя и безопасности государства — это не законотворческая ошибка. Представляется важным, что в УК, как и в Конституции РФ, закреплена взаимосвязь основ конституционного строя и безопасности государства. Это означает, что объектом уголовно-правовой охраны является государственная власть, которая легитимна, осуществляется в соответствии с конституционными принципами и обеспечивает суверенитет государства.
Следует также учитывать, что, согласно ст. 135 Конституции РФ, возможен пересмотр положений гл. 1, составляющих основы конституционного строя. Соответственно, при определении объектов уголовно-правовой охраны (также объектов преступных посягательств) безопасность государства не может соотноситься с состояниями стабильности и прочности конституционного строя. Безопасность государства уместно сопоставлять с суверенитетом государства и понимать как обеспеченность верховенства государственной власти в пределах территории государства.
Таким образом, преступлениями против основ конституционного строя и безопасности государства являются запрещенные в статьях гл. 29 УК под угрозой наказания общественно опасные посягательства, подрывающие конституционные основы жизни человека и гражданина, общества и государства и угрожающие верховенству государственной власти в пределах территории государства. Видовой объект преступлений, предусмотренных в гл. 29 УК, составляют общественные отношения, обеспечивающие конституционные основы жизни человека и гражданина, общества и государства и верховенство государственной власти в пределах территории государства.
Преступления, определенные в гл. 29 УК, в зависимости от непосредственного объекта можно классифицировать на группы: 1) преступления, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие защищенность конституционного строя, суверенитета и территориальной неприкосновенности РФ от внешних угроз (ст. 275, 276, 281, 283, 283.1 и 284); 2) преступления против верховенства государственной власти во внутренних государственных отношениях (ст. 277, 278, 279); 3) преступления экстремистского характера против основ конституционного строя и безопасности государства, объект которых — общественные отношения, обеспечивающие идеологическое и политическое многообразие (ст. 280, 282, 282.1 и 282.2).
Нормы, включенные в гл. 29 УК, предусматривают противоправность и наказуемость деяний, которые прямо направлены на подрыв конституционных основ жизни человека и гражданина, общества или государства и создают угрозы верховенству государственной власти в пределах территории государства. Одновременно всю совокупность норм Особенной части УК в целом можно оценивать как необходимую для охраны основ конституционного строя и безопасности государства, поскольку каждая норма является средством защиты определенных конституционных прав и свобод человека и гражданина либо законных интересов гражданского общества или государства, и безопасность личности, общества и государства взаимосвязаны.
В науке российского уголовного права была традиционная рекомендация начинать Особенную часть кодифицированного законодательства с главы о государственных преступлениях. Однако в постсоветской России при проведении демократических преобразований доминирующей стала идея закрепления преступлений в кодексе, исходя из иерархии ценностей: личность — общество — государство. В Концепции уголовного законодательства Российской Федерации верховенство государственного интереса признали коренным недостатком советского уголовного законодательства196. Нельзя не признать, что понижение значения интересов государства, по сравнению с другими объектами уголовно-правовой охраны, нарушает преемственную связь нового уголовного законодательства как с советскими Уголовными кодексами, так и с законодательством царской России. В отличие от всех когда-либо действовавших в России кодифицированных уголовных законов, в УК ответственность за преступления против личности установлена прежде, чем за преступления против государства. Глава 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» стала одной из последних глав УК.
Изменение обычной последовательности определения объектов уголовно-правовой охраны при конструировании Особенной части УК было идеологическим решением, и многие ставят под сомнение его полезность. Подчеркивается, что реальная защищенность личности не будет обеспечена, если слабы и недееспособны институты государственной власти, или в условиях социального катаклизма, когда нарушена безопасность государства197, что степень защищенности того или иного объекта определяется не местом преступления в структуре УК, а содержанием соответствующей нормы и качеством практики ее применения198.
Правосознание видоизменяется под воздействием реальности: в настоящее время идеи минимизации государства, также взаимоисключения интересов, свобод и прав человека и интересов государства уже не доминируют199. Становится все более очевидной особая опасность преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства в обстановке политических, экономических и правовых преобразований в стране и в условиях глобализации.
В современных условиях глобализации мира (процесса всемирной интеграции и унификации) суверенитет государства остается основным качеством государства, которое позволяет его отличать от других субъектов международного публичного права, отрицает любое подчинение и ограничение властью другого государства200. Сохранение государственного суверенитета требует многих усилий, так как явлению глобализации сопутствует негативная тенденция сосредоточения в одном или группе государств средств глобального господства с целью подчинить своим интересам мировое сообщество, когда открыто нарушаются принципы суверенного равенства и территориальной целостности государств, также невмешательства во внутренние дела других государств.
Представители государственной власти все чаще обращаются к уголовному закону как к средству гарантирования государственного суверенитета. В гл. 29 УК число статей увеличилось до 13 (были введены три статьи). Многие статьи менялись многократно. Например, ст. 282.1 УК действует сравнительно недолго (введена Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ), а изменения и дополнения в нее вносились уже 7 раз. Без изменений и дополнений сохранилась только ст. 284 «Утрата документов, содержащих государственную тайну».
Судя по содержанию изменений и дополнений в гл. 29 УК, уголовная политика утрачивает признаки либеральности и реализуется в направлении усиления репрессии в отношении лиц, совершивших преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. Так, Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. № 190-ФЗ расширены пределы применения ст. 275 «Государственная измена», ст. 276 «Шпионаж» и ст. 283 «Разглашение государственной тайны», также криминализованы действия, связанные с незаконным получением сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому эти сведения не были доверены и не стали известны по службе, работе, учебе или на других законных основаниях, при отсутствии признаков государственной измены или шпионажа (ст. 283.1). Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. № 5-ФЗ усилено наказание за преступления, предусмотренные ст. 280, 282, 282.1 и 282.2 УК. Как следует из пояснительных записок к проектам указанных Законов, они направлены, соответственно, на совершенствование уголовного законодательства в сфере защиты государственной тайны от преступных посягательств и нейтрализацию угроз национальной безопасности, связанных с деструктивной деятельностью религиозных организаций на территории Российской Федерации.
В гл. 29 УК первичными являются нормы об уголовной ответственности за государственную измену и шпионаж.
Государственная измена (ст. 275 УК). Объективная сторона государственной измены состоит в шпионаже, выдаче сведений, составляющих государственную тайну, либо оказании финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям. Действия, составляющие государственную измену, направлены против безопасности Российской Федерации и совершаются в интересах иностранного государства или нескольких иностранных государств, также могут быть выполнены в пользу негосударственных (общественных) международных организаций, включая международные организации, основанные отдельными лицами для осуществления деятельности на территории нескольких государств.
Понятие шпионажа раскрывается в ст. 276 УК. Необходимые признаки шпионажа, составляющего вид государственной измены, по содержанию совпадают с признаками одноименного преступления, предусмотренного статьей 276 УК, кроме признака специального субъекта. Государственную измену в виде шпионажа может совершить только гражданин РФ.
Выдача сведений, составляющих государственную тайну, состоит внезаконном предоставлении соответствующих сведений любым способом (лично или через посредника, устно, путем пересылки или с использованием тайника и др.). В отличие от шпионажа при выдаче сведений, составляющих государственную тайну, виновный не собирает и не похищает сведения, они ему доверены или известны по службе, профессиональной деятельности, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Предметом указанного вида государственной измены являются сведения, которые отнесены к государственной тайне и засекречены в установленном порядке на основании Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне»201. Государственной тайной признаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона). Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203202.
Государственную тайну составляют сведения о деятельности также других государств, если они переданы Российской Федерации в качестве секретной информации в условиях межгосударственного сотрудничества на основании договора (соглашения). Например, в соответствии со ст. 10 Соглашения о взаимном обеспечении сохранности секретной информации в рамках Организации Договора о коллективной безопасности от 18 июня 2004 г. Российская Федерация обязана применять национальное законодательство при несанкционированном распространении секретной информации других участников соглашения.
Иногда понятие предмета государственной измены конкретизируют, дополняя его указанием на документарную форму. Соответственно, предметом преступления называют не сами сведения, а документы, содержащие соответствующие сведения. Однако такое толкование существенно меняет текст закона и неоправданно ограничивает пределы применения ст. 275 УК. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ по делу С. признала неправильным ограничительное толкование предмета государственной измены и указала: «Доводы осужденного о том, что им хранились и передавались документы с измененными реквизитами и содержанием, изготовленные им самим с использованием различных источников, не свидетельствуют о незаконности и необоснованности его осуждения, поскольку предметом инкриминированного преступления являются не документы, а содержащиеся в них конкретные сведения, отнесенные к государственной тайне, независимо от формы их изложения и оформления»203.
Государственная измена может быть выражена в оказании финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям. Иное оказание помощи может заключаться в проведении пропагандистских и провокационных акций в сети «Интернет», в вербовке гражданина РФ в качестве агента иностранного государства, снабжении агентов иностранной разведки фальшивыми документами и др.
Если гражданин РФ, оказывая помощь иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ, совершает другое (кроме государственной измены) преступление, то его действия квалифицируются по совокупности преступлений.
Состав государственной измены формальный. Преступление окончено с момента выполнения любого из действий, характеризующих объективную сторону государственной измены. Так, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ признала обоснованной квалификацию по ст. 275 УК действий С. как оконченного преступления независимо от наступления последствий, указав: «Доводы о том, что по делу не доказано причинение действиями осужденного ущерба внешней безопасности Российской Федерации, не могут быть признаны состоятельными, поскольку при совершении государственной измены в форме шпионажа наличие такого ущерба не является обязательным признаком состава преступления»204.
Преступление может быть неоконченным. Например, как покушение на государственную измену квалифицируется попытка выдачи сведений, составляющих государственную тайну, иностранному гражданину, ошибочно принятому за представителя международной или иностранной организации (ошибка в адресате).
Для государственной измены характерен прямой умысел.
Исходя из судебной практики и научных исследований, можно признать, что мотивы государственной измены разнообразны. Это не только политическая или идеологическая ненависть или вражда, но также месть, корыстные побуждения и др. По мнению некоторых исследователей, корыстные побуждения исключают цель причинить ущерб безопасности государства, соответственно, субъективная сторона государственной измены, совершенной из корыстных побуждений, характеризуется косвенным умыслом205. Положение о включении в субъективную сторону государственной измены косвенного умысла не получило развития в уголовно-правовой теории. Вместе с тем сформировалось понимание, что в целях предупреждения произвольного применения уголовного закона необходима определенность формулирования признаков состава государственной измены, характеризующих субъективную сторону государственной измены (вины, мотивов, целей). По мнению Н. В. Витрука, это недостаток законодательства, который нельзя исправлять путем судебных разъяснений, его должен исправить сам законодатель206.
Субъект преступления — гражданин Российской Федерации, достигший возраста 16 лет. Субъектом государственной измены в виде выдачи сведений, составляющих государственную тайну, может быть только лицо, которому такие сведения были доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Шпионаж (ст. 276 УК). Предметом преступления выступают сведения, составляющие государственную тайну, и иные сведения. К иным сведениям относится любая информация, за исключением содержащей государственную тайну, которую лицо передает или собирает по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах (опубликованная или неопубликованная, общедоступная или составляющая служебную тайну, выраженная в документах, пробах почвы и воды и др.).
Объективная сторона шпионажа определяется в зависимости от предмета посягательства. Шпионаж, предметом которого являются сведения, составляющие государственную тайну, по объективной стороне характеризуется передачей, собиранием, похищением или хранением указанных сведений для передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям.
Объективная сторона шпионажа, предмет которого составляют иные сведения, выражена в передаче или собирании информации. Лицо подлежит уголовной ответственности за передачу или собирание сведений, не составляющих государственную тайну, если эти действия совершаются по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах.
Под собиранием понимается любой, кроме похищения, способ получения информации (личное наблюдение, видео- и аудиозапись, опросы, покупка, угрозы и др.). Похищение выражается в тайном, открытом или путем обмана изъятии документов и предметов, содержащих необходимые сведения, из учреждений, предприятий, организаций, у отдельных лиц. Хранение означает временное владение материалами с обеспечением их сохранности. Оно может осуществляться в помещении, принадлежащем, занимаемом или используемом виновным, или в другом месте. Передача означает сообщение сведений любым способом (лично, через посредника или с использованием технических средств либо с перемещением предмета, содержащего соответствующие сведения, через тайник и др.) иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям.
Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента выполнения любого из действий, характеризующих объективную сторону шпионажа.
С субъективной стороны шпионаж характеризуется прямым умыслом. Цель преступления — причинить ущерб безопасности РФ.
Субъект преступления — иностранный гражданин или лицо без гражданства по достижении возраста 16 лет.
Лицо, совершившее государственную измену или шпионаж, подлежит освобождению от уголовной ответственности, если добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится иного состава преступления (примечание к ст. 275 УК).
От государственной измены (ст. 275 УК) и шпионажа (ст. 176 УК) следует отличать разглашение государственной тайны (ст. 283 УК) и незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну (ст. 283.1 УК).
В отличие от государственной измены и шпионажа, при совершении преступлений, предусмотренных ст. 283 и 283.1 УК, сведения, составляющие государственную тайну, не предназначены для передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям для использования в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации. Субъект преступления, предусмотренного ст. 283 УК, специальный — лицо, которому сведения, составляющие государственную тайну, стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Субъектом может быть также иностранный гражданин, ставший обладателем сведений, составляющих государственную тайну, на законных основаниях, например в связи с работой в межгосударственной или негосударственной международной организации, которой указанные сведения были переданы на основании решения Правительства РФ.
Субъект преступления, предусмотренного ст. 283.1 УК, — любое лицо, достигшее возраста 16 лет, которому сведения, составляющие государственную тайну, не были доверены и не стали известны на законных основаниях.
Контрольные вопросы
1. Выделите системные харатеристики преступлений против конституционного строя и безопасности государства в Особенной части УК.
2. Определите видовой и непосредственные объекты преступлений против конституционного строя и безопасности государства.
3. Установите круг преступлений против конституционного строя и безопасности государства, в которых предметом названы сведения, содержащие государственную тайну. Сформулируйте правила разграничения этих преступлений.
4. Определите основания криминализации деяний экстремистской направленности.
Список рекомендуемой литературы и нормативных правовых актов
1. УК РФ (ст. 275–284).
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 декабря 1995 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности ряда положений пункта “а” ст. 64 УК РСФСР в связи с жалобой гражданина В. А. Смирнова» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. № 6.
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» // БВС РФ. 2011. № 8.
4. Дьяков С. В. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: уголовно-правовое и криминологическое исследование. СПб., 2009.
5. Кочои С. М. Расизм: уголовно-правовое противодействие. М., 2007.
6. Кузнецов А. П. Преступления против государственной власти: Комментарии к разделу X Уголовного кодекса Российской Федерации. М., 2005.
7. Пудовочкин Ю. Е. Преступления против безопасности государства. М., 2009.