Меры принудительного лечения: понятие, виды

В научной литературе данные меры относят к мерам пресечения(Бахрах). Крамник выделяет как самостоятельный вид адм.-правового принуждения.

Принуд.лечение как и иные виды адм.принуждения:1.Осущ.в адм.порядке.2.Является принудительным.3.Направлено на предупреждение правонарушений.Отличительные особенности:1.принуд.лечение не связано с адм.правонарушением.2.цель его: оказание помощи больным, защита их интересов; защита интересов общества и здоровья населения.

Принуд.лечение – помещение в лечебное учреждение и лечение против воли и желания человека.

Согл.ст 37 Закона «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» больные инфекционн.заболеваниями, лица с подозрениями на такие заболевания и лица, нах.в контактах с инф.больными, подлежат мед.досмотру, а при необходимости изоляции, госпитализации, лечению и вакцинации. Порядок принуд.госпитализации и лечения определен Положением о порядке принудительного мед.освидетельствования граждан.

Вопрос о принуд.госпитализации и лечении решает суд. Основанием для обращения в суд по данному вопросу является наличие лабораторного или клинико-рентгенологического подтверждения, утановленного при мед.осмотре, и избегание гражданином лечения.. Для получения такого решения суда лечебно-профилактическое учреждение направляет в суд заявление о необходимости принуд.гопитализации и лечения граждаина. Заявление рассм.в теч.5 дней со дня поступления его в суд. Оказание содействия в доставлении больного для лечения в леч.-профилактич.учраждении осущ.ОВД после получения решения суда.

В РБ сущ.принуд.лечение лиц, страдающих психическими заболеваниями. Общими основаниями для госпитализации в психиатрический стационар явл.:1.наличие у гражданина псих.расстройства.2.решение врача-психиатра терр.органа охраны здоровья о проведении обследования или лечения в стационарных условиях.3.решение суда.

Предварительное решение о принуд.госпитализации и лечении принимается врачом-пихиатром.Потом гражданин, гопитализированный в пихиатр.стационар, подлежит в теч.суток овидетельствованию комиссией врачей-психиатров. Решение принимается в виде заключения.К принудительному лечению следует отнести меры принуд.воздейтвия, применяемые в отношении хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок или права др.лиц. конкретным подтверждением явл. Закон «О мерах принуд.воздействия в отношении хронических алкоголиков и наркоманов…» Решение о признании лица хроническим алкоголиком или наркоманов принимает комиссия врачей-психиатров или врачей-наркологов на основании мотивированного постановления ОВД. Далее суд решает о направлении лица в лечебно-трудовой профилакторий при наличии мед.заключения. Пребывание в принуд.изоляции возможно от 1 до 1,5 лет. Срок определяет суд.

30. Административно-правовые меры пресечения: понятие, основания применения. Меры пресечения, выражающиеся в принудительных действиях.

Меры пресечения, применяемые с использованием специальных средств.

Меры пресечения, выражающиеся в принятии специальных правовых актов.

Борьба с совершением адм.правонарушений путем применения пресекательных мер имеет свои особенности, определяемые особенностями этих мер. Суть таких мер остоит в принудительном прекращении правонар., совершаемых соответств. лицами, и предотвращении их вредных последствий. Меры пресеч. могут применятья только к лицам, кот. совершают правонар.. Прекращение совершения правонар. начинается с момента применения мер пресеч., тогда как недопущение нарушения начинается с момента применения мер предупреждения.Основание для применения мер адм.-правового пресеч. – совершаемое адм.правонар.. (в этой связи важным явл. уяснение сущности оконченного, продолжаемого и длящегося адм.правонарушения).Отличительной особенностью адм.-правового пресеч. явл. и то, что оно может применяться в форме физ. насилия, использования огнестрельного оружия, спец.средств: наручники, резиновые палки, средства связывания, спец.хим средства, светозвуковые устройства и т.д.Меры пресечения не имеют карающего, штрафного характера.Меры пресечения – способы, средства адм.принуждения, применяемые к физ.или юр.лицам с целью прекращения правонар., предотвращением наступления вредных последствий от его совершения.Виды мер пресечения:1.Меры, выражающиеся в принудительных действиях.Адм.задержание, Помещение в мед.вытрезвитель, Контроль, Досмотр, Осмотр, Освидетельствование, Тамож.проверка, Изъятие предметов, Отстранение от работы, Обследование, Опечатывание, Прекращение групповых беспорядков, Выдворение. Адм.задержание – одна из важных мер принуд.воздействия с целью прекращения совершения адм.правонар.Виды адм.задержаний:• Особое адм.задержание (цель-прекратить противоправную деятельность)• Процессуальное задержание (входит в систему мер процессуального обеспечения)• Превентивное задержание (не предусмотрено в законодательстве, выделяется лишь теоретически).

Адм.задержание может применяться как к физ.лицам, так и к товарам, вещам, трансп.средствам.

В ч.6 ст.8.2 ПИКоАП указан круг лиц, в отношении которых адм.задержание не допускается:• Лица, должности кот.включены в кадровый реестр Главы государства РБ•Члены Совета Республики, депутаты Палаты представителей, депутаты местных Советов депутатов•Судьи• Народные заседатели.2.Меры, применяемые с использованием спец.средств: Применение физ.силы,Применение огнестрельного оружия,использ. Спец. средств:1)наручн.2)резин. палки3)средства связывания4)спец.хим.средства5)светозвуковые устройства отвлекающего воздействия6)устройства для вскрытия помещений7) устройства для принудит. остановки транспортных средств8) водометы9) бронемашины10) служебные животные11)др.спец.и транспортные средства3.Вынесение спец.правовых актов (предписаний):Требование прекратить противоправное деяние может выражаться в устной или письменной форме. В устной форме такое требование предъявляется тогда, когда необходимо немедленно прекратить противоправное деяние и это возможно сделать. Например, ГАИ вправе давать указания соответствующим лицам – учатсника дорожн.движения прекратить нарушение определенных правил дорожн.движения

Письменная форма уместна в тех случаях, когда речь идет о соблюдении нескольких правил и выполнить требование немедленно не представляется возмлжным.

Остановка трансп.средства выражается в требовании работника милиции или иного уполномоченного лица прекратить движение трансп.средства. Остановить трансп.средство допускается и с применением спец.средсв, в т.ч. и огнестрельного оружия.

Остановка работы предприятия, строительства, запрещение эксплуатации здания, сооружения, помещения,машины,прибора,оборудования и др.устройств.

Запрещение работы, эксплуатации, выпуска товаров,изделий. Применять подобную меру может немалое количество органов,должн.лиц. В их число входят:Госнадзор МЧС.Ветеринарные органы.ГАИ.Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике.Государственная продовольственная инспекция по качеству и стандартизации.Департамент инспекции труда.Департамент гос.строительного контроля.Органы Комитета гос.контроля.Приостановление – временно остановить, прекратить работу.Органы Комитета гос.контроля вправе решать вопросы о закрытии предприятий. Так, за систематическое нарушение правил торговли и обслуживания населения, реализацию некачественных товаров разрешается закрывать предприятия и организации торговли, общественного питания и др.

31. Административно-восстановительные меры: понятие, виды, основания применения.

Адм.-восстановительные меры – это принудительные меры, направленные на восстановление нарушенного, восстановление причиненного ущерба, т.е. прежнего положения, состояния, которое было до совершения правонарушения.

Виды: Возмещение причиненного вреда, Взыскание задолженности (пени), Возврат завышенных сумм, Исправление существующего противоправного положения, Демонтаж или снос самовольно возведенных строений и сооружений, Изъятие незаконно полученного, Отбуксировка трансп.средств, Исполнение обязанности, неисполнение которой образует состав адм.правонарушения.

По ст.7.8 физ.лицо, совершившее адм.правонарушение, или юр.лицо, признанное виновным и подлежащее адм.ответственности, обязаны возместить вред, причиненный адм.правонарушением. В случае неисполнения в части возмещения имущ.ущерба добровольно в теч.15дней ущерб взыскивается в порядке, определенным гражд.-проц.законодательством.В постановлении о по делу об адм.правонарушении должна быть и часть о возмещении имущественного ущерба. Закон допускает возможность добровольного исполнения постановления лицом, подвергнутым адм.взысканию, в теч.15 суток со дня получения постановления. В случае неисполнения постановления в части возмещения имущественного ущерба в установленный срок, ущерб взыскивается в порядке, определенном гражд.-процес.законодательством. Для принудительного исполнения выдается исполнительный лист. При выдаче такого листа суд в соотв.со ст.463ГПК проверяет законность акта, на основании кот.решается этот вопрос. Постановление суда о принудительном возмещении ущерба осущ.суд.исполнитель.Взыскание стоимости незаконно полученных юр.лицами и гражданами дикорастущих растений, нах.в собственности РБ. (Закон «О растительном мире»).Взыскание задолженности – мера принудительного воздействия, выражающаяся в принятии действий компетентными органами, направленных на выполнение обязательств, образовавшихся долгов.Право о взыскании названных задолженностей предоставлено инспекции МНС и таможенным орг. Правовыми актами, регулирующими взыскание задолженности явл. Налоговый и Таможенный кодекс, иные НПА. (в налог.кодексе – гл.6 о принуд.исполнении налогового обязательства, взыскания пеней). Взыскание задолженности производится на основании решения руководителя налогового или тамож.орг.

Возврат завышенных сумм осущ.подрядчиком в связи с завышением объемов или стоимости строительно-монтажн. или др.работ, произведенных затрат при строительстве, выполненных за счет средств бюджета, гос.целевых бюджетных, гос.внебюдж., инновационных фондов.

Возврат названных сумм производится в тот бюджет, из кот.они получены.(Указ През. «О доп.мерах по регулированию эконом.отношений»)

Исправление существующего противоправного положения выраж.-ся в выдаче уполномоченными должн.лицами предписаний об устранении выявленных нарушений. Предписание – документ( ПА), обязательный к исполнению адресатами, кот.выдается уполномоченными должн.лицами после проведения ими проверки и выявления нарушений соотв.правовых норм. Структура предписания: указ орган, от им.кот осущ контроль ----адресант (его должность, ФИО)---перечень лиц, участв.в проверке, если такие были-----проверяемый объект с точн.названием и адресом. Например, инспекторы Гос.продовольственной инспекции по качеству и стандартизации Минсельхозпрода имеют право давать организациям, ИП, занимающихся производством, хранением, экспортом прод.сырья и пищевых продуктов. (Положение о Гос.прод.инспекции)

Демонтаж или снос самовольно возведенных строений и сооружений. Решение о демонтаже или сносе самовольной постройки принимает соотв.местный исп.и распоряд.орган.

Изъятие незаконно полученного состоит во взыскании в доход гос.-ва сумм, полученных суб.-том хозяйствования в рез.-те нарушения законодательства.

Отбуксировка трансп.средств преследует двойную цель: пресечение правонарушения и восстановления нарушенного.

Исполнение обязанности, неисполнение кот.образует состав адм.правонарушения сводится к тому, что лицо, привлеченное к адм. отв.-ти обязано исполнить и названную свою обязанность. Так, ч.4ст 7.1 КоАП «Наложение адм.взыскания не освобождает физ.или юр.лицо от исполнения обязанности, за исполнение которой было наложено указанное взыскание. Например, лицо было привлечено к адм.отв.-ти за неисполнение обязанности оплатить проезд в общ.транспорте. Все равно оно обязано и оплатить проезд.

Изъятие имущества и предметов, исключенных из гражданского оборота.

32. Административные правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина: понятие, их виды.

В КоАП выделены правонарушения против здоровья населения в отдельной главе (гл16), включающей 3 вида:

· Адм.правонарушения, связанные с наркотическими веществами и венерической болезнью (ст.16.1 – 16.2)

· Адм.правонарушения, связанные с радиационной безопасностью (ст.16.3-16.6)

· Иные адм.правонарушения против здоровья населения (ст.16.7 – 16.9)

Эти отношения представляют собой такие деяния, при совершении кот.умышленно или по неосторожности причиняется вред здоровью человека. Их общественная ценность обусловлена посягательством на одно из самых ценах благ человека – его здоровье.

Родовой объект – установленные общественные отношения, позволяющие обеспечить здоровье населения. Родовой объект делится на видовые объекты. Ими можно считать каждый из названных видов правонарушения.

Правонарушения против здоровья могут совершаться как в результате активных действий, так и в результате бездействия (например, сокрытие источника заражения венерической болезнью).

Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений характеризуется умышленной или неосторожной виной. Неоднороден и субъект посягательств. В 4 из 9 составов предусмотрен спец.субъект – ст16.2-лицо, больное венерич.заболеванием, ст16.4 – лицо, на которое возложено осуществление радиационного контроля; ст.16.5 – мед.работник; ст.16.8 –лицо, обязанное соблюдать санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы.

Примеры:

Ст.16.1:

Непосредственный объект – установленные общ.отношения, позволяющие обеспечить здоровье населения.

Объективная сторона – посев или выращивание без цели сбыта или изготовления наркотических средств, психотропных веществ.

Субъект – м.б. только физ.лицо, достигшее 16 лет.

Суб.сторона – умышленная форма вины

Ответственность – штраф до 20 баз.величин.

Ст.16.2:

Непосредственный объект - установленные общ.отношения, позволяющие обеспечить здоровье населения.

Объективная сторона – форма бездействия – сокрытие лицом, больным венерическим заболеванием, источника заражения, уклонение от мед.обследования

Субъект – только физ.лицо, достигшее 16 лет.

Суб.сторона – умысел – лицо знает о наличии у него инф.заболевания и осознает степень вреда.

Ответственность – штраф от 20 до 50 баз.величин

Ст.16.3:

Непосредственный объект - установленные общ.отношения, позволяющие обеспечить здоровье населения.

Объективная сторона - форма действия – самовольное совершение действий, нарушающих установленный порядок обращения с радиоактивн.материалами

Субъект - физ.лица, ИП

Суб.сторона - умышленная форма вины

33. Административные правонарушения против здоровья человека.

34. Административные правонарушения против чести и достоинства человека.

35. Административные правонарушения против собственности: понятие, их виды.

В гл.10 КоАП определены виды адм.правонарушений против собственности и предусмотрены меры адм.отв.-ти за совершение указанных правонарушений. Такой мерой преимущественно явл.штраф, за один вид предусмотрена возможность наложения предупреждения как альтернатива штрафу (ст.10.6) и еще один вид – адм.арест как альтернатива штрафу(ст10.5)

Родовой объект – установленные общественные отношения, позволяющие иметь собственность, т.е. право пользоваться,владеть,распоряжаться имуществом тому, в чьей собственности оно находится.

Родовой объект включает 4 видовых объекта:

· Гос.собственность

· Собственность юр.лица

· Собственность физ.лица

· Собственность разновидовая

Примеры:

Ст.10.1 КоАП

Непосредственный объект – установленные общественные отношения, позволяющие сохранять гос.собственность на недра.

Объективная сторона – деяние в форме действия:

· Самовольное пользование недрами

· Совершение сделок, нарушающих право гос.собственности на недра

Субъект – физ.лицо, включая должностное лицо юр.лица, ИП

Субъективная сторона – умышленная вина

Ответственность – штраф (зависит от субъекта собственности

Ст.10.2 КоАП:

Непосредственный объект – установленные общественные отношения, позволяющие сохранять гос.собственность на воды.

Объективная сторона – деяние в форме действия:

· Самовольный захват водных объектов

· Самовольное водопользование

· Самовольное переуступка права водопользования

· Совершение др.сделок, нарушающих право гос.собственности на воды

Субъект - физ.лицо, включая должностное лицо юр.лица, ИП

Субъективная сторона – умышленная вина

Ст.10.6:

Непосредственный объект – общественные отношения, позволяющие не присваивать найденное заведомо чужое имущество или клад.

Предмет присвоения:1) заведомо чужое имущество 2) клад

Объективная сторона – деяние в форме действия – присвоение найденного заведомо чужого имущества или клада.

36. Административные правонарушения против государственной собственности: понятие, виды.

37. Мелкое хищение: понятие, виды.

Ст.10.5 КоАП.

Мелкое хищение – противоправное безвозмездное завладение чужим имуществом с корыстной целью. В КоАП отсутствует определение хищения.

Виды мелкого хищения:

По характеру деяния:

· Собственно хищение

· Покушение на хищение

По видусобственника имущества, на которое осущ.посягательство:

· Хищение имущества юр.лица

· Хищение имущества физ.лица

Одним из важнейших признаков хищения имущества юр.лица является размер похищенного имущества. Он не может превышать 10-кратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния. Если размер превышает названную величину, то деяние считается преступлением и виновное лицо наказывается в соответствии с УК.

Имущество явл.предметом хищения. Имущество –совокупность вещей(ст.282-284ГК), вещь – предмет материального мира. Не может быть предметом хищения электро и тепловая энергия, т.к. у них отсутствует физический признак, присущий для вещи.

Непосредственный объект правонарушения – установленные общественные отношения, позволяющие иметь собственность.

Объективная сторона – деяние в форме действия:

· Кража

· Мошенничество

· Злоупотребление служебными полномочиями

· Присвоение

· Растрата

Каждая названная форма явл. самостоятельным видом мелкого хищения.

Кража – тайное незаконное безвозмездное с корыстной целью завладение имуществом, нах.во владении или собственности юр.лица.

Мошенничество – завладение имуществом юр.лица путем обмана, умышленного сокрытия, или искажения истины, или злоупотребления доверием.

Мелкое хищение имущества физ.лица.

Хищение имущества физ.лица считается мелким, если размер похищенного не превышает 2-кратного размера базовой величины, установленной на день совершения деяния, за искл. хищения ордена,медали,нагрудного знака либо хищения,совершенного группой лиц.

К имуществу физ лиц относится имущество:Граждан РБ, Иностранных граждан, Лиц без гражданства. нах на терр.РБ, Лиц без гражданства, Частных унитарных предприятий

Способы осущ.деяния мелкое хищение физ лица может быть совершено путем кражи и мошенничества.

Покушение на мелкое хищение –умышленное действие физ.лица, непосредственно направленное на совершение кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, если при этом оно не было доведено до конца по независящим от этого лица причинам (ст.2.3КоАП).

Субъект – физ.лицо, достигшее 14 лет.

Субъективная сторона – умышленная форма вины

Ответственность – штраф от 10 до 30 баз.величин или адм.арест.

38. Иные виды административных правонарушений против собственности.

Собственность – это имущество, принадлежащее кому-либо.

Под имуществом следует понимать совокупность вещей и материальных ценностей, состоящих в собственности определенного лица или в оперативном управлении, владении, пользовании. В том числе деньги и ценные бумаги.

Согласно Конституции Республики Беларусь собственность может быть двух видов: государственной и частной.

В соответствии с положениями Основного закона государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности, гарантирует каждому право собственности, содействует ее приобретению. Собственность, приобретенная законным способом, охраняется государством.

Одним из способов защиты собственности является административная ответственность.

Административные правонарушения против собственности – это совершаемые умышленно или по неосторожности, предусмотренные в гл. 10 КоАП деяния, которые причиняют вред отношениям собственности между государством, юридическими и физическими лицами.

В гл. 10 КоАП предусмотрено девять составов административных правонарушений, которые можно разделить на четыре группы:

1) правонарушения против права собственности государства: нарушение права государственной собственности на недра (ст. 10.1); нарушение права государственной собственности на воды (ст. 10.2); нарушение права государственной собственности на леса (ст. 10.3); нарушение права государственной собственности на животный мир (ст. 10.4);

2) мелкое хищение (ст. 10.5);

3) корыстные правонарушения против собственности, не являющиеся хищениями, но связанные с извлечением материальной выгоды: присвоение найденного имущества (ст. 10.6); причинение имущественного ущерба (ст. 10.7);

4) некорыстные правонарушения против собственности: уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений (ст. 10.8); умышленные уничтожение либо повреждение имущества (ст. 10.9)

Административные взыскания за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями гл. 10 КоАП, могут быть наложены не позднее двух месяцев со дня их совершения, за совершение длящегося административного правонарушения – не позднее двух месяцев со дня его обнаружения либо прекращения, если такое правонарушение было прекращено до его обнаружения.

Родовым объектом рассматриваемых правонарушений являются общественные отношения собственности, складывающиеся по поводу владения (дозволенного фактического обладания), пользования (потребления полезных свойств) или распоряжения (определения судьбы) имущества.

По мнению А.Н. Крамника родовой объект включает в себя четыре видовых объекта – это охраняемые отношения, позволяющие иметь:

1) государственную собственность;

2) собственность юридического лица;

3) собственность физического лица;

4) собственность разновидовую.

Предметом правонарушения является чужое имущество – имущество, не находящееся в собственности или ведении виновного (ст. 130 Гражданского кодекса):

1) недвижимые вещи (недвижимое имущество): земельные участки, недра, водные объекты, здания, сооружения и т. п.;

2) движимое имущество: автомобили, животные, одежда, драгоценности, деньги, в том числе иностранная валюта, ценные бумаги, документы, выполняющие роль денежного эквивалента.

Объективную сторону правонарушений данной группы образуют конкретные действия.

Ряд правонарушений рассматриваемой группы относятся к правонарушениям с формальным составом (ст. 10.1 «Нарушение права государственной собственности на недра», 10.2 «Нарушение права государственной собственности на воды», 10.3 «Нарушение права государственной собственности на леса», 10.4 «Нарушение права государственной собственности на животный мир», ч. 3 ст. 10.8 «Уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений»), остальные – с материальным составом (ст. 10.5 «Мелкое хищение», 10.6 «Присвоение найденного имущества», 10.7 «Причинение имущественного ущерба», ч. 1, 2 ст. 10.8 «Уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений», ст. 10.9 «Умышленные уничтожение либо повреждение имущества»).

Субъекты основного массива административных правонарушений, посягающих на собственность, – лица, достигшие 16-летнего возраста, вменяемые, индивидуальные предприниматели, юридические лица.

Субъектами правонарушений, предусмотренных ст. 10.5 «Мелкое хищение» и 10.9 «Умышленные уничтожение либо повреждение имущества», являются физические лица, достигшие 14-летнего возраста.

Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений характеризуется преимущественно умышленной формой вины. Отдельные правонарушения могут совершаться и по неосторожности (например, ст. 10.1–10.4 КоАП).

При совершении правонарушений, предусмотренных ст. 10.5 и 10.9 КоАП, административную ответственность несет также пособник со ссылкой на ст. 2.4 КоАП.

Вывод по вопросу:

Таким образом, Административные правонарушения против собственности – это совершаемые умышленно или по неосторожности, предусмотренные в гл. 10 КоАП деяния, которые причиняют вред отношениям собственности между государством, юридическими и физическими лицами. Наиболее распространенными правонарушениями, посягающими на право соственности являются хищения.

39. Административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности: понятие, виды.

Административные экономические правонарушения относятся к числу правонарушений со смешанной противоправностью, признаки которых закреплены не только в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), но и в законодательстве экономического блока. Представляется возможным выделение этой группы административных правонарушений, поскольку их объединяет то, что они нарушают установленный в государстве порядок осуществления экономической деятельности, регулируемой гражданским, банковским, налоговым, таможенным и иными отраслями законодательства экономического блока. При этом введение административной ответственности за тот или иной вид деяния в экономической сфере должен отвечать принципам деликтелизации деяния, то есть признания их в законодательном порядке административными правонарушениями: деяния должны быть общественно опасными (вредными); они должны быть относительно распространенными; экономические и иные затраты на их выявление, пресечение и применение ответственности не должны существенно превышать размер вреда от их совершения и др.Фактически административная ответственность за экономические правонарушения призвана создать условия для развития предпринимательской и иной экономической деятельности, обеспечить охрану прав и законных интересов субъектов хозяйствования и государства.

Глава 11 Кодекс Республики Беларусь об административных правонар посвящена правонарушениям в этой сфере.Штрафы в размере от 20 до 50 б.в.встречаются наиболее часто,однако имеют место штрафы и в 200-300 б.в.

Статья 11.1. Незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства 1. Незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства - влечет наложение штрафа в размере от семидесяти до ста пятидесяти базовых величин. 2. То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, - влечет наложение штрафа в размере от ста пятидесяти до трехсот базовых величин или административный арест.

Статья 11.5. Незаконное открытие счетов за пределами Республики Беларусь Открытие счетов за пределами Республики Беларусь и ведение по ним операций индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица без специального разрешения (лицензии) - влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин. 3. Непредставление эмитентами в установленный срок документов для регистрации ценных бумаг, а равно выпуск ценных бумаг без регистрации - влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Статья 11.16. Нарушение порядка использования средств из бюджета или государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов либо организации закупок за счет указанных средств\\1. Незаконное получение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом средств из бюджета либо государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов -влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.2. Использование не по назначению и (или) с нарушением законодательства материальных ресурсов, приобретенных за счет государственных средств, -влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере от пятидесяти до ста процентов стоимости материальных ресурсов, использованных не по назначению и (или) с нарушением законодательства.

Статья 11.18. Уклонение от погашения кредиторской задолженности\\Уклонение индивидуального предпринимателя или должностного лица юридического лица от погашения по вступившему в законную силу судебному решению кредиторской задолженности при наличии возможности выполнить обязательство, если в этих действиях нет состава преступления, - штраф от 6 до20 б.в..

Статья 11.25. Ограничение конкуренции. Заключение и исполнение индивидуальными предпринимателями или должностными лицами юридических лиц соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов и иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, либо совершение иных действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность, - штраф от 20 до50 б.в..

Статья 11.33.\\Изготовление или сбыт поддельных билетов или иных документов на проезд пассажиров либо провоз грузов –штраф от 10 до20 б.в..

Статья 11.44. Нарушение установленного срока представления статистической декларации. Непредставление в установленный срок статистической декларации или периодической статистической декларации - влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до десяти процентов стоимости экспортированных (импортированных) товаров.

Статья 11.46. Нецелевое использование валютных средств. Нецелевое использование валютных средств, приобретенных на внутреннем валютном рынке за белорусские рубли, -влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до ста процентов суммы средств, использованной не по целевому назначению.

Статья 11.47. Использование иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте без разрешения. Использование иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте в расчетах между резидентами Республики Беларусь без разрешения Национального банка Республики Беларусь - влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до ста процентов суммы платежа с плательщика и получателя (с каждого).

Статья 11.53. Осуществление незаконных финансовых операций. Осуществление финансовых операций с нарушением требований законодательства (незаконные финансовые операции), если в этих действиях нет состава преступления и за исключением незаконных финансовых операций, ответственность за которые предусмотрена иными статьями Особенной части настоящего Кодекса, -влечет наложение штрафа от десяти до пятнадцати

40. Административные правонарушения против порядка налогообложения: понятие, виды.

Введение института частной собственности, развитие предпринимательства и рыночных отношений обусловили необходимость формирования налоговой системы, и, как следствие, введение различных моделей правового воздействия на отклоняющееся поведение непосредственных субъектов налоговых правоотношений, а также субъектов, содействующих уплате налогов (сборов) или администрирующих (контролирующих) налоговый процесс.

Родовой объект – общественные отношения, позволяющие нормальное функционирование установленной системы налогообложения.

В зависимости от характера и направленности нарушения требований и нормативов налогового законодательства предусм.гл13 КоАП правонарушения можно классифицировать на следующие группы:

· Адм.налогов.правонарушения против выполнения требований учета налогоплательщиков и объектов налогообложения (ст.13.1-13.3,13.5,13.9)

· Адм.налоговые правонарушения против соблюдения срока представления налоговых деклараций (расчетов), исчисления налогов и их уплаты (ст.13.4,13.6-13.7)

· Адм налоговые правонарушения против нормального администрирования и контроля налоговыми и иными органами в сфере налогообложения (ст.13.8,.13.10-13.11,13.13-13.14).

Примеры:

Ст.13.1:

Непосредственный объект – установленные общественный отношения, позволяющие осуществлять своевременный и надлежащий учет и контроль лиц, обязанных уплачивать налоги.

Объективная сторона – деяние в форме бездействия

Субъект- должностное лицо юр.лица, иное физ.лицо, не явл.ИП

Субъективная сторона – вина в виде прямого умысла или вина в виде неосторожности

Ст.13.4:

Непосредственный объект - установленные общественный отношения, позволяющие осуществлять своевременное представление в налоговый орган декларации

Объективная сторона – деяние в форме бездействия

Субъект – специальный: ИП и юр.лицо – плательщик налога, налоговый агент, иное обязанное лицо.

Субъективная сторона – вина в форме умысла и неосторожности

Ст.13.8:

Непосредственный объект - установленные общественный отношения, позволяющие представлять в установленный срок достоверные сведения для осуществления налогового контроля

Объективная сторона – бездействие

Субъект – физ.лицо,в т.ч. и должностное лицо юр.лица, ИП

Субъективная сторона – вина в форме умысла или неосторожности

41. Административные таможенные правонарушения: понятие, виды.

За нарушение требований налогового и (или) таможенного законодательства организации, а также их должностные лица могут быть привлечены к ответственности. Существуют два вида ответственности в этой сфере - административная и уголовная.

До 1 марта 2007 г. организации могли быть привлечены также к экономической ответственности. Однако с указанной даты экономическая и административная ответственность объединены в один вид ответственности - административную.

Основные нормативные правовые акты

Основными нормативными правовыми актами, предусматривающими меры ответственности за нарушение таможенного законодательства, являются Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З, вступивший в силу с 1 марта 2007 г. (далее - КоАП РБ), и Уголовный кодекс РБ (далее - УК РБ).

Административная ответственность

Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП РБ, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Административные правонарушения против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения) выделены в отдельную главу КоАП РБ - главу 14 «Административные правонарушения против порядка таможенного регулирования (админ

Наши рекомендации