Срок по истечении которого лицо считается не подверг адм взысканию.

Физ и юр л считается не подвергавшимся адм взысканию по истечении года со дня окончания исполнения адм взыскания, если в теч этого времени не совершит нового адм правонар. Годичный срок начинает течь со дня окончания фактического исполнения адм взыскания. Последний день фактического исполнения взыскания включается в годичн срок.

Исчисление годичного срока при наложении предупреждения начин со дня его налож, если правонрушитель присутсвовал при выенесении постановли ему сразу было объявлено о наложении взыск., при его отсутвии – со дня вручения постановления(в теч 5 суток с момента вынесения)

Если на лицо было наложено несколько взыскания годичный срок начинает течь со дня исполнения последнего взыскания.

Погашение течения адм взыск не требует принятия никаких актов, оформления спец документом. Оно наст при наличии 2 условий:

1)истечения годичного срокка

2)несовершения в течение года нового адм правонар. соверш нового правонар прекращ течение годичного срока.

Течение давностного срока порождается не каждым ам правонар, напр безбилетный проезд в транспорте, переход улицы в неположен месте – по ним не ведется учет лиц их совершивших

течение срока может быть прекращено соверш нового правонарушения.

27. Освобождение от административной ответственности и административного взыскания: понятие, основания.

Освобождение от адм отв – один из важнейших институтов адп. Однако основным является положение о неотвратимости ответственности за совершенное правонарушение. Освоб от отв целесообразно тогда, когда оно не затрагивает интересы др и способств охране правопор, воспитанию виновного лица, предупрежд соверш новым адм правонар. В законе отсутств определение Освобождение от адм отв, в научн лит-ре нет единого мнения. Освободить от адм отв означает не наложить на виновн лицо адм взыскание, несмотря на наличие основан, отеить его, либо заменить более мягким. Для освоб от отв требуется ряд условий: 1)наличие основания для привлечения к отв – адм правонар, признанного компет органом.2) дела о соверш правонар должно быть рассмотрено компет органом. 3) существование убежденности органа, в том что цели адм отв будут достигнуты и без применения взыскания.

Основания для освобожд от отв не закреплены в отд ст КОАП, они вытекают из гл 8 основания для освобождения от адм отв. К ним относятся:

1) малозначительности совершенного административного правонарушения(8.2)

2)наличие обстоят, смягч отв(8.3)

3) примирение с потерпевшим(8.4)

4)наличие таких субъектов отв, как военносл и иные лица, на которых распростр действие дисциплинарн уставов или спец полож о дисциплине(8.5)

5)болезнь виновного лица(8.6)

6)наличие жертв торговли людьми(8.7)

В УК РБ названо больше видоа оснований освобождения от уг отв и наказания(гл12) по сравнению с КОАП. Некоторые из них могли бы быть основаниями для освоб от адм отв.

Освоб от адм отв следует отличать от непривлечения к отв при наличии обстоят, искл признание деяния адм правонар.- гл 5 КОАП:крайняя необходимость, необх оборона и тд) и обстоят, искл адм процесс(ст 9.6 ПИКОАП).

Общее между назван обстоят в том, что во всех 3 случаях имеет место противоправность деяния, но не всегда есть адм правонар, и привлеч к адм отв не осущ. Оно отсутств при необх обороне и тд, при некот обстоят искл адм отв(п1,2,4-6ч1ст9.6 ПИКОАП). А для освоб от адм отв всегда требуется наличие адм правонар.

освоб от адм отв может состоятся а может и нет. Орган, дл, компетентн налагать взыскание, может по своему усморению признать основание достаточным и свобод от отвили не принять его во внимание и не освобожд от отв, наложив соотв адм взыскание, за искл освобожд от отв всвязи с примерением с потепевшим(8.4. КОАП)Освоб от адм отв не явл вынужденным для компетентного органа(искл ст8.4).

Физическое лицо, совершившее адм правонар, может быть освобождено от отв при:

- предотвращении вредных последствий административного правонарушения;

- добровольном возмещении или устранении причиненного вреда;

- сов адм правонар под влиянием угрозы, принужд либо в силу мат или иной зависими.

Юридическое лицо подлежит освобождению от административной ответственности в случае освобождения от такой ответственности должностного лица или иного работника этого юридического лица, совершивших административное правонарушение, по основаниям, предусмотренным главой 8 КоАП, кроме освобождения от административной ответственности с учетом обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 части первой статьи 7.2 КоАП (…под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной или иной зависимости).

Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине (статья 4.7 КоАП), совершивших административные правонарушения, могут быть освобождены от административной ответственности с передачей материалов о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении их к дисциплинарной ответственности (за исключением отдельных случаев).

Освобождение физического лица от административного взыскания или замена административного взыскания более мягким может быть осуществлена в случае заболевания лица после наложения на него взыскания психической или иной тяжелой болезнью.

28. Административно-правовое принуждение как средство борьбы с административными правонарушениями: понятие и основные признаки. Виды административно – правового принуждения.

Ап-принужд –отдельный вид гос прнуд томблаат всеми егопризнаками:выстает в роли правопрменения, нарвл наобеспчени защит правопордка, реализуется врасмкохранительн правоотн. АП-принужд – это гос принудит воздействие, кот применятется компет субъектами преимущественно в связи с адм правонар.

Особенности ап-принужд:1)характер мер принужд. Определяется их основными целями.ю проявляется в содержании мер и их последствиях. В целом ап-принужд выраж в понуждении к исполнению физ и юр лобязан, осущ преимущ огу, что побудить субъекта совершить те или иные действия, воздержаться от них, подчиниться установленным правоограничениям. Понуждение может выр в форме моральн, психич, материальн, физич воздейст. 2)обилие и разнообразие мер принужд. >403)меры прин не влекут серьезн посл для лица по сравнению с дисципл и мерами уг отв.4)могут выраж и в идее физ воздействия на лицо. Зак ОБ ОВД, Тамож Код5)применении мер принужд как правило связано с адм правонар6)разнообр субъектов, уполном применять данные меры – субъекты исполнит, судебн, прокур власти. ОГУ и их представители – наибольшее кол-во субъектов: ОВД(милиция), органы МЧС, гос инспекции, тамож органы, погран войска и тд. Лицо, уполном применять данные меры облад статусом представителя адм власти7)превалирование огу, их дл в сфере применения мер принуждения8)оперативность применения мер. Самост быстрая реакция уполном лиц на сложивш состояние, возникш обстоят. Этим обусловливается эффективность адм принужд.9)субъектами могут быть как физ так и юр л(не выступ субъектами уг и дисципл отв). 10)прим мер принужд осущ вне служебных отношений, не по подчиненности11)отсутвие единого правового акта, регламентир применение мер принужд

АП-принужд – это система мер гос принудит воздействия, осущ преимущ в сфере адм-деликтных отнош в целях: обеспечения общ безоп, предупрежд правонар, пресечения правонар, обеспеч процесса по адм делам, восстан нарушенного, наказания виновн лиц.

Меры адм принуждения поцелям и способу обеспечения правопорядка не одинаковы. Это позволяет классиф меры, разделить их на соответствующие виды.

В науке адп среди ученых нет единства мнений о видах мер адм.-прав. принуждения.
Наиболее распространенным в последние годы стало деление из на 6 видов:

1) административно-предупредительные меры2) меры административного пресечения3) меры административной ответственности4) меры административно-процессуального обеспечения5) административно -восстановительные меры6) меры принудительного лечения отдельных лиц.

В советской литературе указывается трехвидовое деление на:

1. адм. -предупредительные меры2. меры адм. пресечения3. меры адм. ответственности.

Д.Н. Бахрах : ап- принуждение может применяться только там и тогда, когда имеет место нарушение правовых норм. Поэтому он отрицает наличие адм-предупр мер принуд характера, применяемых без присутствия нарушений соответствующих норм.

Однако, будет неправильным в свою очередь отрицать необход и полезность присутствия принуд мер, предупр, препятств возможному совершению правонар. В целом ряде НПА РБ соотв органам, должностным лицам прямо предписывается применять меры принуд характера с целью предупр совершения правонар или недопущения нежелательных. Так, напр, сотрудники ГАИ вправе останавливать трансп средства и проверять у водителей документы, осуществлять осмотр транспортных средств и грузов, несмотря на отсутствие совершенных адм правонар. Таким образом, адм. предупр меры закреплены нормами права и применяются в необх случаях.

Что касается адм-восстан мер, то большинство ученых-административистов не рассматривают их в качестве отд вида адм принуждения. Однако целый ряд из таких мер имеет прямое отношение к обеспечению реализации адм-деликтных норм.

Сущ также мер адм принужд, которые прим к лицам в связи с необх их принудит лечения. Подобные меры осущ-ся как в интересах общества, так и самого гражданина.

Все виды мер выступают в качестве средства борьбы с совершением адм правонар. Однако одни из них действуют в виде неотложных мер, другие – ретроспективных мер.

Неотложные меры – это такие меры. Которые обращены к настоящему и предусм достижение цели теперь, в настоящее время, не допуская совершения правонар.
Ретроспективные меры – это меры, обращенные к прошлому. Они применяются после совершения правонар и направлены на предупр. Недопущение совершения адм правонар вторично в будущем. Основание для применения таких мер служат установленная в актах законодат юр обязанность ОГУ применять указанные меры.

29. Административно-правовые меры предупреждения: понятие, основания применения, их виды. Административно-предупредительные действия. Меры принудительного лечения: понятие, виды.

Адм.-правовые меры предупреждения – это такие неотложные меры принуждения, кот. воздействуют на волю и сознание лица, предостерегая, не допуская нарушения адм.-деликтных норм, этим самым вынуждая его совершать поступки в русле предписания.

Данные меры не имеют наказательного характера. Они лишь создают определенные неудобства для соответствующих адресатов, понуждая вести себя в рамках действующего законодательства. Административно-правовые меры многочисленны и разнообразны.

По способу воздействия на суб.-ты они делятся:1)Административные ограничения:1.введение карантина.2.закрытие движения на отдельных участках дорог или улиц.3.запрещение въезда на соответствующую территорию трансп.средств.4.ограничение скорости движения трансп.средств на определен.участках дорог.5.запрещение стоянки или остановки трансп.средств в отдельных местах.6.недопущение эксплуатации трансп.средств.2)Административные действия:1.Вхождение уполномоченных должн.лиц в жилые и лужебные помещения.2.Осуществление досмотра: а)трансп.средств; б)ручной клади, багажа и личного домотра пассажиров гражданск.воздушн.судов;в) таможенного;г) ввозимого в зоны радиоактивного загрязнения и вывозимого из них имущества.3.Осуществление осмотра трансп.средств, территорий, помещений.4Остановка трансп.средства.5Проверка документов, сведений.6.Осуществление обязательных профилактических проверок.7.Принудительное выселение из домов, кот.нах.в аварийном состоянии.8Эвакуация людей, мат.и культурн.ценностей в безопасные районы.

Наши рекомендации