Тема 4. Административное право Франции.

1. Понятие и предмет административного права. Система источников административного права Франции. Публичные юридические лица. Государство и его представители. Местные сообщества: общины, департаменты, регионы. Особые местные сообщества. Публичные учреждения.

2. Государственная служба. Уставы и категории служащих. Поступление на службу. Оплата труда. Перемещения и продвижения. Ответственность служащих. Обязанности и права.

3. Регулирование административной деятельности. Административное решение. Связанность администрации законом. Ответственность администрации.

4. Административные суды. Возникновение и развитие административной юстиции. Суд по спорам о подсудности. Региональные и специализированные суды. Апелляционные суды. Государственный совет. Общесудебные процедурные правила, свойственные только административному судопроизводству. Эффективность судебного контроля.

Тема 5. Административное право Германии.

1. Понятие и предмет административного права. Система источников административного права Германии. Центральные и местные административные учреждения. Федеральные органы. Земельные учреждения. Местное самоуправление.

2. Государственная служба.

3. Регулирование и виды административной деятельности.

4. Контроль над административными учреждениями.

СЕМИНАР № 5

Время – 2 часа

Тема 6. Административное право Италии.

1. Понятие и предмет административного права Италии. Система источников административного права Италии. Центральные административные учреждения. Совет министров. Министерства, комитеты и советы. Независимые ведомства и службы.

2. Местное самоуправление. Области, провинции, коммуны.

3. Государственная служба.

4. Контроль за законностью в деятельности административных учреждений.

Тема 7. Административное право Японии.

1. Понятие и предмет административного права Японии. Особенности административного права Японии. Система источников административного права Японии. Высшие и центральные органы публичной администрации. Органы местного самоуправления. Автономия местной общины. Местные собрания.

2. Государственная служба. Дух элитаризма. Система пожизненного найма. Продвижение по службе. Конкурентные дела. Ограничение прав служащих. Дисциплинарная ответственность.

3. Контроль за законностью в сфере государственного управления. Политический, финансовый и судебный контроль. Примирительные процедуры и урегулирование споров.

РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.

Критерии оценки знаний

Оценки за разные виды работы выставляются исходя из следующих критериев:

Вид работы Оценка/процент Описание критериев оценки
Контрольная работа А (90-100%) За время изучения курса необходимо написать три контрольные работы. Контрольная работа имеет два или три варианта (в зависимости от количества студентов) по десять различных теоретических и практических вопросов в каждом. Каждый полностью правильный ответ на вопрос оценивается в максимальные 10 баллов. За частично правильные ответы количество баллов может варьироваться от 1 до 9. Полностью неправильные ответы оцениваются в 0 баллов. Результатом контрольной работы является сумма баллов, полученных за ответы на вопросы. Максимальный результат контрольной работы – 100 баллов.
  В (82-89%)
  С (75-81%)
  D (67-74%)
  Е (60-66%)
  F (менее 60%)
Работа на семинаре А (90-100%) Студент на каждом семинаре демонстрирует знание рекомендуемой к занятию литературы, активно участвует в обсуждении, критически оценивает прочитанный материал и выражает свою точку зрению по затрагиваемым вопросам.
  В (82-89%) Студент на каждом семинаре демонстрирует знание рекомендованной к занятию литературы, участвует в ее обсуждении, иногда критически оценивает прочитанный материал.
  С (75-81%) Студент на каждом семинаре демонстрирует знание рекомендованной к занятию литературы, участвует в ее обсуждении.
  D (67-74%) Студент на большинстве семинаров демонстрирует знание рекомендованной к занятию литературы, но не может ее критически оценить. На занятиях не активен.
  Е (60-66%) Студент очень нестабильно участвует в работе семинаров, изредка демонстрируя знания рекомендованной к занятию литературы. На занятиях ведет себя откровенно пассивно.
  F (менее 60%) Студент либо семинары не посещал, либо очень редко или вообще не участвовал в их работе.
Конспект статьи в программе Mindmanager А (90-100%) Студент отлично ориентируется в прочитанном материале, четко и ясно видит его ключевые моменты, понимает основную мысль автора, включая возможные подтексты, сформировал когнитивную графическую карту, отражающую все возможные аспекты конспектируемой работы.
  В (82-89%) Студент очень хорошо ориентируется в прочитанном материале, четко и ясно видит ее ключевые моменты, понимает основную мысль автора, включая возможные подтексты, сформировал когнитивную графическую карту, отражающую практически все возможные аспекты конспектируемой работы.
  С (75-81%) Студент хорошо ориентируется в прочитанном материале, четко и ясно видит большую часть ключевых моментов, в общем и целом понимает основную мысль автора, включая некоторые возможные подтексты, сформировал когнитивную графическую карту, отражающую большую часть возможных аспектов конспектируемой работы.
  D (67-74%) Студент неплохо ориентируется в прочитанном материале, однако не видит всех ключевых моментов, в общем и целом понимает основную мысль автора, но не ориентируется в возможных подтекстах, сформировал когнитивную графическую карту, отражающую некоторую часть возможных аспектов конспектируемой работы.
  Е (60-66%) Студент плохо ориентируется в прочитанном материале и не видит ключевых аспектов работы, понимает мысль автора лишь в общих чертах, не ориентируется в подтекстах, сформировал графическую когнитивную карту, отражающую лишь отдельные аспекты конспектируемой работы.
  F (менее 60%) Работа не сдана или студент очень плохо ориентируется в прочитанном материале и не видит основных аспектов работы, понимает мысль автора лишь в общих чертах, не ориентируется в подтекстах, сформировал графическую когнитивную карту, отражающую лишь отдельные аспекты конспектируемой работы.
Групповая презентация к семинару А (90-100%) Студент активно занимался подготовкой презентации, в том числе на Интернет-форуме с участием преподавателя, знает весь процесс и может ответить на любой вопрос относительно ее содержания. Сама презентация логически построена, орфографически и стилистически грамотная, содержит новые интересные данные и вызывает у присутствующих живой интерес. Выступающим задают большое количество дополнительных уточняющих вопросов.
  В (82-89%) Студент активно занимался подготовкой презентации, в том числе на Интернет-форуме с участием преподавателя, знает весь процесс и может ответить на большинство вопросов относительно ее содержания. Сама презентация логически построена, орфографически и стилистически грамотная, содержит новые данные и вызывает у присутствующих определенный интерес. Выступающим задают дополнительные уточняющие вопросы.
  С(75-81%) Студент занимался подготовкой презентации, в том числе на Интернет-форуме с участием преподавателя, знает весь процесс и может ответить на большинство вопросов относительно ее содержания. Сама презентация логически построена, орфографически и стилистически грамотная и вызывает у присутствующих интерес. Выступающим задают несколько дополнительных вопросы.
  D (67-74%) Студент в общем и целом занимался подготовкой презентации, знает процесс и может ответить на некоторые вопросы относительно ее содержания. Сама презентация логически построена, в общем и целом орфографически и стилистически грамотная, но особого интереса у присутствующих не вызывает. Выступающим задают один-два вопроса.
  Е (60-66%) Студент слабо занимался подготовкой презентации, не знает весь процесс и может ответить лишь на несколько вопросов относительно ее содержания. Сама презентация логически плохо построена, орфографически и стилистически не совсем грамотная и не вызывает у присутствующих интереса. Выступающим не задают дополнительных вопросов.
  F (менее 60%) Студент не смог выступить с презентацией или она не отвечает никаким критериям качества.
Ответ на экзамене А (90-100%) Ответ логически выстроен и излагается на хорошем русском языке. Студент в полной мере владеет необходимыми источниками и литературой, свободно ориентируется в них, использует при ответе специализированную лексику, дает исчерпывающие ответы на оба вопроса в билете, а также и на дополнительные вопросы.
  В (82-89%) Ответ логически выстроен и излагается на хорошем русском языке. Студент очень хорошо владеет необходимыми источниками и литературой, хорошо ориентируется в них, использует при ответе специализированную лексику, дает очень хорошие ответы на оба вопроса в билете, а также на дополнительные вопросы.
  С (75-81%) Ответ логически выстроен и излагается на хорошем русском языке. Студент хорошо владеет необходимыми источниками и литературой, хорошо ориентируется в них, использует при ответе отдельную специализированную лексику, дает хорошие ответы на оба вопроса в билете, а также на дополнительные вопросы.
  D (67-74%) В ответе не прослеживается явная логика, он излагается на приемлемом русском языке. Студент владеет лишь основными источниками и литературой, ориентируется в некоторых из них, использует при ответе отдельную специализированную лексику, дает удовлетворительные ответы на оба вопроса в билете, а также на дополнительные вопросы.
  Е (60-66%) В ответе полностью отсутствует явная логика, он излагается на приемлемом русском языке. Студент владеет лишь основными источниками и литературой, ориентируется в некоторых из них, использует при ответе отдельную специализированную лексику, дает удовлетворительные ответы на оба вопроса в билете, но не может ответить на дополнительные вопросы.
  F (менее 60%) Ответ излагается бессистемно, речь несвязанная. Студент не владеет в полной мере даже основными источниками и литературой, не ориентируется в них, при ответе не использует специализированную лексику, дает неудовлетворительные ответы на оба вопроса в билете, а также не может дать удовлетворительные ответы на дополнительные вопросы.


Примерные темы рефератов, курсовых работ, информационно-аналитических справок, проектов, др.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

1. Исполнительная власть и публичное управление (публичная администрация).

2. Понятие и система административного права России и иностранного государства (на примере любого зарубежного государства).

3. Принципы административного права (на примере любого зарубежного государства).

4. Способы правового регулирования деятельности органов исполнительной (публичной) власти.

5. Гражданин и публичная власть: проблемы правового регулирования.

6. Система источников административного права (на примере любого зарубежного государства).

7. Международно-правовое регулирование и административное право.

8. Проблемы кодификации административного права Российской Федерации.

9. Понятие и особенности административно-правовых норм.

10. Административно-правовые отношения: понятие, особенности, основные виды и структура.

11. Основные тенденции в развитии науки российского административного права в современных экономических и политических реалиях.

12. Основные проблемы современного административного права Российской Федерации.

13. Конституционные основы административно-правового статуса граждан РФ.

14. Особенности административно-правового положения иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.

15. Основные формы административно-правовой защиты прав граждан в Российской Федерации и за рубежом.

16. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации и за рубежом (на примере любого зарубежного государства).

17. Государственная служба в Российской Федерации и за рубежом: сравнительно-правовое исследование (на примере любого зарубежного государства).

18. Профессиональная служебная деятельность судебного пристава и ее место в системе государственной службы в Российской Федерации.

19. Ответственность государственных служащих по российскому и зарубежному законодательству (на примере любого зарубежного государства).

20. Законодательные основы административно-правового статуса государственных, муниципальных и частных предприятий в Российской Федерации и за рубежом (на примере любого зарубежного государства).

21. Законодательные основы административно-правового статуса общественных объединений в Российской Федерации и за рубежом (на примере любого зарубежного государства).

22. Законодательные основы форм и методов реализации исполнительной власти.

23. Административно-правовые акты: понятие и правовая характеристика.

24. Административно-правовые договоры: сущность и виды.

25. Административное принуждение в Российской Федерации и за рубежом (на примере любого зарубежного государства).

26. Учение об административном правонарушении.

27. Административная ответственность в Российской Федерации и за рубежом (на примере любого зарубежного государства).

28. Система административных наказаний: состояние, проблемы и их решение.

29. Административный процесс в Российской Федерации и за рубежом (на примере любого зарубежного государства).

30. Административная юстиция в Российской Федерации и за рубежом (на примере любого зарубежного государства).

31. Перспективы создания в России административной юстиции по западным образцам.

32. Место суда (мирового судьи) в системе административной юстиции.

33. Административная юрисдикция в Российской Федерации и за рубежом (на примере любого зарубежного государства).

34. Административные процедуры в Российской Федерации и за рубежом (на примере любого зарубежного государства).

35. Регистрационная деятельность: административно-правовой аспект.

36. Лицензирование, аккредитация и аттестация в системе административных процедур.

37. Административно-правовое регулирование квотирования и размещения государственных заказов.

38. Административно-правовое регулирование стандартификации и сертификации.

39. Основания, условия и порядок присуждения учёных степеней и учёных званий.

40. Понятие и виды административных производств.

41. Законодательные основы производства по делам об административных правонарушениях.

42. Понятие законности и способы ее обеспечения в деятельности органов исполнительной власти.

43. Пути совершенствования способов обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти.

44. «Административный ресурс» и законность в деятельности органов исполнительной власти.

45. Проблемы административно-правовой борьбы с коррупцией.

46. Контроль как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти.

47. Административный надзор в Российской Федерации и за рубежом (на примере любого зарубежного государства).

48. Обжалование действий и решений органов исполнительной власти в Российской Федерации и за рубежом (на примере любого зарубежного государства).

49. Институт омбудсмена в российском и зарубежном административном праве.

50. Понятие и правовое регулирование административно-правовых режимов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

В соответствии с учебным планом студенты 3 курса Международно-правового факультета МГИМО (Университет) МИД России должны подготовить курсовую работу по дисциплинам «Административное право России» и «Административное право зарубежных стран». Курсовая работа выполняется студентами 3 курса, отделения финансового права.

Важнейшей задачей написания курсовой работы является системное ознакомление студентами с современными научными знаниями об административном праве, раскрытие на этой основе содержания административно-правовых актов отечественного и зарубежного законодательства.

Студент выбирает тему курсовой работы (из тематики, предложенной кафедрой) самостоятельно. Если он проявляет интерес к другим, не указанным в тематике курсовых работ темам, то по согласованию с кафедрой студент может сделать такой выбор. Самовольное изменение варианта не допускается. После выбора темы курсовая работа должна быть зарегистрирована у лаборанта кафедры.

Написание курсовой работы – творческий процесс, включающий предварительное изучение учебной литературы, монографических источников, отдельных статей, опубликованных в отечественных и зарубежных юридических журналах, относящихся к теме курсовой работы. Список указанных источников приведен в настоящей программе. В случае затруднений в подборе примеров из судебной практики рекомендуется обращаться к журналам: «Российская юстиция», «Российский судья» «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Бюллетень Высшего Арбитражного Суда РФ».

Из перечня вопросов, раскрывающих содержание темы, студент составляет план курсовой работы. В необходимых случаях целесообразно предварительно проконсультироваться по этому вопросу у научного руководителя. Научное руководство курсовых работ назначается кафедрой.

Курсовая работа выполняется самостоятельно. Механическое переписывание литературных источников недопустимо. Это не означает, однако, что студент не имеет права в своей работе на использование соответствующей учебной и монографической литературы по теме. Использование данного материала предполагает, что надлежащие цитаты берутся в кавычки и обязательно делается ссылка (постранично или в конце работы) на заимствованные источники (фамилия и инициалы автора источника, ее название, место, год издания, страница заимствования, например - Зеленцов А.Б. Контроль за деятельностью исполнительной власти в зарубежных странах: Учебное пособие. М.: Изд-во РУДН, 2002. С. 11).

Работа, выполненная только на базе учебника (без использования монографической литературы, а также материалов отечественной или зарубежной правоприменительной практики) оценивается как неудовлетворительная.

Курсовая работа должна быть аккуратно оформлена. Курсовая работы представляется в машинописном варианте либо в компьютерном наборе. Печать (машинописный или компьютерный набор) производится в соответствии с требованиями ГОСТа (печать через два интервала машинописного набора или полтора интервала компьютерного набора в Word, шрифт 14) Курсовая работа должна быть сброшюрована, страницы работы пронумерованы. В начале работы должен быть ее план, а в конце – список изученной и использованной литературы.

Объем курсовой работы в пределах 35-40 листов. В объем курсовой работы не входят список литературы, приложения и т.д. На титульном листе работы указываются: наименование кафедры, тема работы, Ф.И.О. студента, ее выполнившего (с указанием курса и группы), Ф.И.О. научного руководителя, консультировавшего автора работы (с указанием должности, ученой степени и научного звания), год подготовки работы. На последней странице учиняется подпись студента, выполнившего работу и дата ее представления (регистрации) на кафедру.

Курсовая работа, отвечающая указанным требованиям, оценивается по пятибалльной системе.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО ВСЕМУ КУРСУ

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ

1. Публичная администрация и административное право - англо-американский подход.

2. Публичная администрация и административное право - континентальный подход.

3. Административный процесс в зарубежных странах.

4. Институт административной юстиции в зарубежных странах.

1. Конституция и законы как источники административного права США.

6. Подзаконные нормативные акты как источники административного права США.

7. Судебная практика, обычаи и доктрина как источники административного права США.

8. Исполнительные департаменты в США.

9. Независимые ведомства в США.

10. Административные учреждения штатов и местное самоуправление в США.

11. Гражданская служба в США.

12. Передача администрации нормотворческих и судебных полномочий в США.

13. Стадии административного нормотворческого процесса в США.

14. Сущность и виды административной квазисудебной деятельности в США.

15. Право на участие в административном квазисудебном процессе в США.

16. Гласность, открытость и доступность административного процесса в США.

17. Административный судья в США.

18. Доказательства и решение в административном процессе США.

19. Право на обращение в суд с жалобой на действия администрации в США.

20. Формы судебного контроля над администрацией в США.

21. Масштабы судебного контроля над администрацией в США.

22. Ответственность администрации за вред в США.

23. Административная юстиция в США.

24. Особенности административного права Великобритании.

25. Центральные правительственные органы в Великобритании.

26. Министерства и ведомства, хозяйственное и социальное регулирование в Великобритании.

27. Местное самоуправление в Великобритании.

28. Гражданская служба в Великобритании.

29. Делегированное законодательство в Великобритании.

30. Министерские расследования в Великобритании.

31. Административные трибуналы в Великобритании.

32. Право на обращение в суд с жалобой на действия администрации в Великобритании.

33. Формы судебного контроля над администрацией в Великобритании.

34. Масштабы контроля судов над администрацией в Великобритании.

35. Ответственность администрации за вред в Великобритании.

36. Государство как публичное юридическое лицо во Франции.

37. Обычные местные сообщества во Франции.

38. Особые местные сообщества во Франции.

39. Публичные учреждения во Франции.

40. Виды, категории, корпуса и классы государственных служащих во Франции.

41. Поступление на государственную службу во Франции.

42. Прохождение государственной службы во Франции.

43. Ответственность государственных служащих во Франции.

44. Обязанности и права государственных служащих во Франции.

45. Полномочия администрации во Франции.

46. Обязанности администрации во Франции.

47. Ответственность администрации во Франции.

48. Возникновение и развитие института административной юстиции во Франции.

49. Общесудебные процедурные правила в административной юстиции Франции.

50. Правила, свойственные только административному судопроизводству во Франции.

51. Эффективность административной юстиции Франции.

52. Федеральные и земельные учреждения в Германии.

53. Местное самоуправление в Германии.

54. Государственная служба в Германии.

55. Формы управленческой деятельности в Германии.

56. Контроль за деятельностью публичной администрации в Германии.

57. Административная юстиция в Германии.

58. Центральные административные учреждения в Италии.

59. Областное и местное самоуправление в Италии.

60. Государственная служба в Италии.

61. Контроль за деятельностью администрации в Италии.

62. Предмет административного права Японии.

63. Публичная и местная администрация Японии.

64. Особенности государственной службы Японии.

65. Контроль за законностью деятельности администрации Японии.

66. Особенности разрешения административных споров в Японии.

67. Административная реформа в странах Центральной и Восточной Европы.

68. Особенности развития административного права в мусульманских странах.

Рекомендуемая литература:

1. Общая литература по всему курсу:

1. Административное право зарубежных стран / Под ред. А.Н.Козырина. М.: Изд-во "СПАРК", 2003.

2. Административное право зарубежных стран / Под ред. А.Н.Козырина. М.: Изд-во "СПАРК", 1996.

3. Актуальные вопросы административного и финансового права. Сборник научных трудов. М.: МГИМО(У) МИД России. Выпуски №1- №5. 2003 - 2007.

4. Автономов А.С., Васильева Т.А., Глушко Е.К., Гудошников Л.М., Козырин А.Н., Мамедова Н.М., Могунова М.А., Шашкова А.В., Штатина М.А., Ялбулганов А.А.

4.Правительство в зарубежных странах: Учебное пособие. М.: ОСЬ-89, 2007.

5. Богдановская И.Ю. Неписанные конституции стран «общего права»: понятие и перспективы развития// Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения, 2006, №4.

6. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада. – М., 2000.

7. Давида Р. Основные правовые системы современности. Перевод с французского доктора юридических наук профессора В.А.Туманова, М.: Прогресс, 1988 г.

8. Демин А.А. Административная юстиция и административный процесс в странах Латинской Америки // Государственно-правовые проблемы стран Латинской Америки. Сборник научных трудов. - М.: Изд-во УДН, 1988.

9. Жданов А.А. Административное право буржуазных государств. Учебное пособие. Ч. 1 / Жданов А.А. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

10. Зеленцов А.Б. Административная юстиция. Учеб.пособие. – М.: Из-во РУДН, 1997.

11. Зеленцов А. Б. Контроль за деятельностью исполнительной вла­сти в зарубежных странах: Учеб. пособие. М.: РУДН, 2002.

12. Кривельская О.В. Административная юстиция в Федеративной Республике Германии. Монография. - М.: ПолиГрафГруп, 2012.

13. Ларина Л.А., Максютин М.В., Прудников А.С. Местное самоуправление (управление) в зарубежных странах: Учебное пособие для вузов (под ред. Прудникова А.С.). Издательство журнала "Юнити", ЮНИТИ-ДАНА, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2007.

14. Никеров Г.И. Понятие и источники административного права зарубежных стран. "Вестник Международного Университета". Серия "Право". Вып. 2. М., 1997.

15. Ноздрачев А.Ф., Нуртдинова А.Ф., Чиканова Л.А. Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и законодательству о гражданской службе зарубежных государств. М.: МЦФЭР, 2005.

16. Никифоров М. В. Проблемы теории административных проце­дур. Н. Новгород: Ниже­гор. правовая акад., 2006.

17. Проблемы административной юстиции: Материалы семинара. М.: Статут, 2002.

18. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. – М.:Книжный дом «Университет», 2007.

19. Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт): сборник / Под общ.ред.Е.В.Гриценко, Н.А.Шевелевой. – «Волтерс Клувер», 2007.

20. Старилов Ю.Н. Административная юстиция: Теория, история, перспективы. М.: Норма, 2001.

21. Старцев Я.Ю. Курс лекций "Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах". РУДН, 2004.

22. Шафхаузер Р. Как упорядочить отношения гражданина и чинов­ника? Административные процедуры на примере законодательства Швейцарии / Р. Шафхаузер. К. Экштайн, С. Вершинин. М.: ЭКОМ. 2000.

23. Штатина М.А. Возникновение и развитие административного права в странах Латинской Америки // Правоведение. - С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2000, № 1.

24. Штатина М.А. Административная юстиция в Испании и странах Латинской Америки // Проблемы административной юстиции. Материалы семинара. - М.: Статут, Ин-т "Открытое Общество", 2002.

25. Штатина М.А. Местное управление в зарубежных странах. Великобритания, США, Франция, Страны Латинской Америки: Для студентов I - II курсов специальности "Правоведение". - М.: Изд-во РУДН, 1994.

26. Штатина М.А. Административное право в странах Латинской Америки. Стабилизация управления и обеспечение общественного развития. - М.: Изд-во РУДН, 1994.

27. Экштайн К. Основные права и свободы: По российской Кон­ституции и Европейской Конвенции: Учеб. пособие для вузов. М.: NOTA BENE, 2004.

28. Яковлев В.В. Государство и местное самоуправление в зарубежных странах:

28.Отдельные аспекты их взаимоотношений. Сибирский Юридический Вестник. – 2000, №4.

2. Литература к изучению административного права конкретных стран:

Соединенные Штаты Америки

1. Афанасьев В. Сколько чиновников в Америке? Российская Федерация сегодня, 1998, № 4.

2. Исаенко A.M. Реформа гражданской службы//США: экономика, политика, идеология, 1980, № 3.

3. Краснова И.О. Роль судебных и административных процедур в экологической защите: из опыта США/Государство и право, 1991, № 4.

4. Лафинский В.И. Конституции в правовой системе США// Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения, 2006, №4.

5. Лафинский В.И. Судебный надзор в США// Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения, 2007, №1.

6. Никеров Г.И. Административное право США. - М., 1977.

7. Никеров Г.И. Реформы административного права и процесса //США: экономика, политика, идеология, 1987, №10.

8. Никеров Г.И. Административно-процессуальное право США // Гос.и право, 1997, № 12.

9. Оболонский А.В. Государственная служба США: история и сворменность // Гос. и право, 1999, № 4.

10. Хаманева Н.Ю. Административная юстиция в США // Гос.и право, 1993, № 3.

Великобритания

1. Баранчиков В.А. Муниципальные органы Великобритании. -

1.М., 1990.

2. Бойцова В.В. Омбудсмен как защитник фундаментальных личных прав (Новая Зеландия, Великобритания, Канада, Австралия). - Тверь, 1994.

1. Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Политическая нейтральность государственных служащих в Англии//Государство и право, 1992, № 9.

4. Васильев А.А. Правовая доктрина как источник английского права// Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения, 2009, №2.

5. Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное самоуправление. - М., 1984.

6. Григорьев С. Местное управление в Великобритании//Вопросы

6.экономики, 1991, № 5.

7. Данилов С.Ю. Новое в системе исполнительной власти

7.Великобритании// Административное право. - М., 2002.

8. Дубровин Ю.И. Административные реформы лейбористов

8.Великобритании//Власть,2009, № 3.

9. Дерюжинский В. Ф. Habeas Corpus акт и его приостановка по английскому праву. - Юрьев, типо-литография Г. Лакмана, 1895.

10. Ефремов Л. Об опыте организации британской гражданской службы //Советская юстиция, 1991, № 19.

11. Марченко М.Н. Судебное правотворчество и судейское право. - "Проспект", 2011.

12. Wade W, Forsyth C. Administrave law. Oxford University Press. 2004.

13. Mark Ryan.Unlocking Constitution & Administrative law. Hodder Arnold. 2007.

Франция

1. Ведель Ж. Административное право Франции. М., 1973.

2. Брэбан Г. Французское административное право. М., 1988.

3. Общие сведения об административном праве Франции. М., 1993.

4. Ардан Ф. Франция : государственная система. М., 1994.

5. Гримо Ж. Организация административной власти во Франции. М., 1994.

6. Структура и функции местных коллективов во Франции. М., 1993.

7. Государственная служба и государственные служащие во Франции. М., 1994.

8. Фроловский К.В. Государственное право зарубежных стран. М. 1998.

9. Местная государственная служба во Франции. М., 1993.

10. Юридические и материальные средства административной деятельности во Франции. М., 1994.

11. Контроль за деятельностью государственной администрации во Франции. М., 1994.

Германия

1. Кривельская О.В. Административная юстиция в Федеративной Республике Германии. Монография. - М.: ПолиГрафГруп, 2012.

2. Административно-процессуальное право Германии: Закон об административном производстве; Закон об административно-судебном процессе; Законодательство об исполнении административных решений: пер. с нем./ [В.Бергманн, введ., сост.]. М.: Волтерс Клувер, 2007.

3. Ильинский И.П. Система органов власти и управления. Учебное пособие. М., 1977.

4. Административное –процессуальное право Германии. М. 1993.

5. Местное самоуправление в Германии (Германский Фонд международного правового сотрудничества). - М., 1996.

6. Тимофеев Н.С. Коммунальное право ФРГ. - М., 1982.

7. Урьяс Ю.П. Механизм государственной власти ФРГ. - М., 1988.

8. Шумилов В.М. Введение в правовую систему ФРГ. М. 2001.

Италия

1. Manuale di diritto pubblico. A cura di G. Amato e A. Barbera. Milano. 1986.

2. Meny Y. Politique comparee. P., 1987.

3. Васильева Т. А. Административное право Италии // Административное право зарубежных стран. М.: СПАРК, 1996.

4. Италия. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1988.

5. Конституция зарубежных государств. М.: Бек, 1997.

6. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. М.: Белые альвы, 1996.

7. Попов Н. Ю. Судебная система Италии // Судебные системы западных государств. М.: Наука, 1991

8. Реформа избирательной системы в Италии и России. М.: ИГП РАН, 1995.

9. Страшун Б. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. Том 3. М.: БЕК, 1999.

Япония

1. Анисимцев Н.В. Правовая эколюция государственного строя Японии: внешнеполитические последствия (прогноз)// Актуальные вопросы административного и финансового права. Сборник научных трудов. Вып.2 – М.:МГИМО (У) МИД России, 2004.

2. Анисимцев Н.В. Правовое регулирование деятельности исполнительной власти Японии // Юридический мир. 2005. № 2.

3. Дюмолар, А. Судебные порядки в Японии // Журнал Министерства Юстиции, 1905. - № 3.

4. Еремин В.Н. Политическая система современного японского общества. М., 2000.

5. Железняк О.Н. Судебная система Японии // Право и политика. 2004. №4.

6. История государства и права зарубежных стран: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / Авт. кол.: С. А. Чибиряев, С. Г. Евтушенко, Е. В. Сафронова, О. А. Бельчук; Под ред. С. А. Чибиряева. - М.: Былина, 2002.

7. Инако, Ц. Современное право Японии / Пер. с японского В.В. Батуренко; Под ред. В. Н. Еремина. - М.: Прогресс, 1981.

8. Инако Цунэо. Современное право Японии. – М.: 1998.

9. Крашенинникова Н.А. История права Востока. М. 1994.

10. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во БЕК, 2002.

11. Правовая реформа как часть преобразований в послевоенной Японии // Япония: Справочник. Часть 1,Часть 2,Общий обзор. Энциклопедический словарь / Авт. кол.: В. М. Алпатов, В. Б. Белов, Ю. И. Березина и др.; Сост. В. Н. Еремин и др.; Под общ. ред. Г. Ф. Кима и др. - М.: Республика, 1992.

12. Скрипилев Е.А. История государства и права Древнего Мира. Учебное пособие М. 2006.

13. Стрельцов Д.В. Современный японский парламент. - М., 1994.

Наши рекомендации