Отличие гос. упрвления от других видов гос. деятельности
Гос. управление является одним из видов гос.деят-ти. К др. видам относятся: законодательная, судебная деятельность, прокурорский надзор. Все они имеют общие черты и особенности.
Каждый вид деят-ти осущ-ся спец. системой гос. органов. Наименованию деятельности соответствует наименование осуществляющих ее органов. Законодательная деятельность воплощается Нац. собранием, состоящим из Палаты представителей и Совета Республики. Нац. собрание — единственный законодат-ый орган. Принимаемые им законы подписываются Президентом РБ.
Судебная деятельность (правосудие) осущ-ся системой судов. В такую систему входят общие и хоз. суды, Конституц-ый Суд. К общим судам относятся: Верховный Суд РБ, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды. В системе хоз. судов — Высший Хоз. Суд РБ, хоз. суды областей и г. Минска. Конституц-ый Суд образован не для реализации правосудия, а для контроля за конституционностью нормативных.
Прокурорский надзор осущ-ся системой органов прокуратуры, в которую входят прокуратура РБ, возглавляемая Ген. прокурором РБ, и нижестоящие органы — прокуратуры областей, г. Минска, прокуратуры районов городов, межрайонные прокуратуры.
Гос. управление призваны осуществлять в первую очередь органы гос. управления (исполнит-ной власти). Это самая многочисленная и разветвленная система гос. органов, центральным из которых является Совет Министров РБ, подотчетный Президенту РБ и ответственный перед Парламентом РБ.
Для каждой системы гос. органов характерны свои юр. формы выражения функций. Только Парламент принимает законы. Общие суды издают приговоры, определения. Органы прокуратуры, приносят протесты, входят с представлениями. Органы управления издают управленческие акты, которые подзаконны и могут быть нормативными. Суд и прокуратура не имеют подобных полномочий. Их актами не могут регулироваться общественные отношения. Гос. управление носит исполнительно-распорядительный характер. Таким качеством не обладает ни законодательная, ни судебная, ни прокурорская деятельность. В процессе судебной и прокурорской деятельности фактически обеспечиваются условия исполнения законов и других нормативных актов. Управленческая деятельность может осуществляться и на основании адм. актов, т.е. текущего нормотворчества. Для судебной и прокурорской, а тем более для законотворческой деятельности подобное исключается.
Важной специфической особенностью гос. управления явл. также и то, что оно направлено на руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами. Национальное собрание, суды и прокуратура не имеют в своем ведении подобных объектов.
Правосудие и прокурорский надзор осуществляют правоохранную деятельность. Главная задача общих и хозяйственных судов — разрешение дел, разрешение конфликтов и споров. Правосудие призвано защищать от посягательств личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй РБ, гос. общественные интересы, права ЮЛ. Подобные задачи имеет и прокурорский. Любые споры, возникающие между гражданами, а также организациями в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, подпадают под нормы гражданского или хозяйственного права и разрешаются в соответствии с гражанско-процессуальными или хозяйственно-процессуальными нормами в процессе судебной деятельности. Только общими судами рассматриваются дела о преступлениях. Государственное управление лишь частично связано с правоохраной. Т.о, государственное управление — самостоятельный вид государственной деятельности, отличающийся от иных ее видов.
8.Административные правоотношения
Административно-правовое отношение — это урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.
Административно-правовые отношения представляют собой:
а) разновидность правовых отношений;
б) отношения, разнообразные по своему юридическому содержанию;
в) отношения, отличающиеся разнообразием их участников, субъектов.
По составу участников правоотношения подразделяют на внутриаппаратные и внеаппаратные. Субъекты административно-правовых отношений могут быть индивидуальными и коллективными. Административно-правовые отношения имеют и свой общий предмет, по поводу которого они возникают. В качестве такого предмета (объекта) субъективных прав и обязанностей могут выступать:
а) вещи и материальные ценности;
6) действие (бездействие),
в) продукты духовного творчества;
г) личные нематериальные блага
В зависимости от характера связей между сторонами можно выделить вертикальные и горизонтальные отношения.
По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, эти отношения делятся на отношения, порожденные правомерными фактами, и отношения, порожденные неправомерными фактами. Последние называются деликтами. Деликт — это проступок.
По своему содержанию адм.-прав, отношения делятся нематериальные и процессуальные.
Характерными признаками административно-правовых отношений являются следующие:
— они возникают на основе норм административного права в сфере деятельности исполнительной власти;
— для них характерно наличие обязательного субъекта, наделенного государственно-властными полномочиями;
— участники этих отношений наделены субъективными правами и юридическими обязанностями;
— административно-правовые отношения весьма многообразны, имеют много разновидностей;
— реализация субъективных прав и исполнение юридических обязанностей обеспечивается возможностью государственного принуждения;
— споры, возникающие между сторонами административно-правовых отношений, разрешаются, как правило, в административном (внесудебном) порядке.