Основания освобождения от адм. ответственности
Основания освобождения от адм. ответственности
Основаниями для освобождения от административной ответственности являются характер правонарушения и личность правонарушителя (ст. 20 КоАП). Условиями освобождения от административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) нарушителя состава административного правонарушения, целесообразность применения к лицу, его совершившему, меры ответственности. Принимать решения об освобождении от административной ответственности может только орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело о данном правонарушении.
В соответствии со ст. 21 Ко АП при малозначительности; совершенного административного правонарушения орган, (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от адм. ответственности может быть заменена устным замечанием, которое не влечет за собой никаких последствий. Освобождение от административной ответственности может также проявляться в ее замене мерами общественного воздействия либо другим видом ответственности.
В соответствии со ст. 15 Ко АП военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. Основания освобождения от административной ответственности необходимо отличать от обстоятельств, исключающих неправомерность действия (бездействия). В последнем случае имеется в виду необходимая оборона, крайняя необходимость, невменяемость лица, которое во время совершения противоправного действия не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.
Управление таможенным делом
От имени таможенных органов дела об административных правонарушениях вправе рассматривать начальники таможенных органов и их заместители.
Таможенное дело — явление сложное, комплексное и правовое, имеющее свои отличительные особенности. Особенности определяются его природой и предназначением. Сложность обусловлена многоцелевым характером и тем, что таможенное дело служит удовлетворениюразнообразных интересов и потребностей. Комплексность свидетельствует о наличии многих составивших рассматриваемого явления. Правовое оно потому, что все основные его вопросы регулируются нормами различных отраслей права, среди которых превалируют нормы административного права.
Таможенный режим — это совокупность правил, устанавливающих статус товаров, транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РБ. Общие (основные) функции таможенных органов Республики Беларусь закреплены в статье 10 ТК. Государственный таможенный комитет — орган гос. управления.
В структурном плане ГТК выглядит так:
- Председатель комитета; -Заместители председателя;
-Управление организации таможенного контроля;
-Управление тарифного регулирования и таможенных патежей;
-Управление организации борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями (одним из его отделов является отдел таможенных исследований),
-Управление таможенной статистики и информативных технологий;-Финансово-экономическое управление;
-Управление организациями проектирования объектно- таможенной инфраструктуры; -Контрольно-ревизионное управление; - Договорно-правовое управление и др.
Государственный таможенный комитет как орган, возглавляющий систему таможенных органов, ответственный за реализацию таможенной политики и призван обеспечивать соблюдение таможенного законодательства.
Таможни свою компетенцию осуществляют через начальника таможни, его заместителей и структурного подразделения. Начальник таможни наделен, кроме того, и другими полномочиями, которые носят внутриорганизационный характер.
Пункты таможенного оформления — это официально установленные места с комплексом зданий (сооружений) и прилегающей к ним территорией, предназначение для проведения таможенного оформления товаров, транспортных средств и размещения должностных ни и структурных подразделений таможни для такого оформления. Они подразделяются на республиканские и ведомственные.
Методы таможенного управления — это способы, приемы реализации задач и функций таможенных органов, целенаправленное упорядочивающее воздействие а субъектов таможенных отношений, воздействие субъекта таможенного управления на объект управления. Методы многочисленны и разнообразны. В научной литературе их делят на разные виды. Экономические методы — это комплекс материальных средств, рычагов воздействия на объекты управления субъектами управления. Административные методы представляют собой способы прямого, непосредственного воздействия на сведение управляемых, выражающиеся в издании нормативных и индивидуальных актов. Внешнеэкономический характер административных методов обусловлен отсутствием воздействия на материальные интересы управляемых, т.е. последние обязаны подчиняться соответствующим распоряжениям и указаниям субъекта государственного управления, не рассчитывая а получение материальной выгоды или материального поощрения.
Общие положения о субъектах административного права: понятие, виды и сущность их правового статуса
Субъекты административного права— это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий, возложенных на них административным правом.
Под субъектом административного правапонимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений. Полнее перечень субъектов административного права:
1) граждане и иностранные граждане;
2) органы государственного управления и внутренние части их аппарата;
3) государственные и общественные предприятия и учреждения, внутренние части их аппарата;
4) органы общественных организаций, деятельность которых регулируется правом, их внутренние части;
5) организации общественного содействия государственному управлению;
6) служащие, являющиеся носителями административных обязанностей и прав. Круг субъектов административного права многообразен.
Однако для того, чтобы быть таким субъектом необходимо обладать - административной правосубъектностью (правоспособность и дееспособность).
Индивидуальные (физические лица) и коллективные (различные объединения граждан) субъекты, к числу государственных субъектов административного права относятся прежде всего органы исполнительной власти (государственного управления), их структурные подразделения я т.п.
Индивидуальныесубъекты: граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства.
Коллективныесубъекты: государственные организации; органы исполнительной власти; государственные предприятия, учреждения, организации и их объединения; структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией; негосударственные организации; общественные объединения; трудовые коллективы; коммерческие структуры; органы местного самоуправления
К негосударственным организациям как субъектам административного права относятся: общественные объединения (партии, союзы и т.д.); органы системы местного самоуправления; некоммерческие.
Общий надзор прокуратуры
Сущность прокурорского надзора состоит в надзоре за точным и единообразным исполнением законов всеми юридическими и физическими лицами. При этом прокуратура не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий, учреждений и организаций.
Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод гражданина, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждении, исполняющих наказание, и назначение судом мер принудительного характера. Прокурор имеет право:
1) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий и организаций, иметь доступ к их документам, проверять исполнение законов;
2) требовать от руководителей и иных должностных лиц предоставления издаваемых ими приказов и иных актов, необходимых документов и материалов, статистических и иных сведений;
3) вызывать должностных лиц, граждан и требовать от них объяснений по поводу нарушения закона; в случаях, предусмотренных законом, требовать от должностных лиц, граждан декларации об источниках доходов. Формы реагирования прокурора на нарушения законности. К формам реагирования прокурора на выявленные нарушения законности относится прежде всего протест.
Представление прокурора об устранении нарушений закона, причины нарушений и условий, им способствующих, вносится в орган или должностному лицу, правомочным устранить допущенные нарушения.
Постановление. Прокурор в зависимости от характера нарушения закона должностным лицом или гражданином выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении, о возбуждении дисциплинарного производства. Мотивированное постановление может выноситься прокурором и в иных случаях как форма выражения его требований. Постановление прокурора о возбуждении дисциплинарного производства подлежит рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в десятидневный срок со дня его поступления. О результатах рассмотрения письменно сообщается прокурору.
Предписание. Письменное предписание об установлении нарушения закона направляется в орган или должностному лицу, допустившему нарушение, либо в порядке подчиненности в орган или должностному лицу, правомочному устранить допущенное нарушение.
Официальное предупреждение. В целях предупреждения правонарушения при наличии сведений о готовящихся противоправных действиях прокурор письменно объявляет должностному лицу или гражданину официальное предупреждение о недопустимости нарушения закона.
В целях обеспечения законности в сфере управления органы прокуратуры используют следующие методы работы:проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными органами; проверка исполнения законов поднадзорными органами; участие прокурора в заседаниях органов государственной власти и управления; изучение и обобщение писем, заявлений и публикаций о нарушениях законности и принятие по ним мер; проверка действий должностных лиц.
Административный надзор
Адм. надзор осуществляется в отношении органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан. Субъектамиадм. надзора являются специальные органы надзора, государственные инспекции.
Адм. надзор - один из способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, специальный вид правоохранительной деятельности. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах, правилах дорожного движения, пожарной безопасности (санитарные, природоохранные и другие нормы). Особенности адм. надзорасостоят в том, что, во-первых, между субъектами и объектами административного надзора отсутствует организационная соподчиненность, т.е. деятельность органов надзора распространяется, как правило, на поднадзорные объекты независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности. Во-вторых, субъекты надзора вправе при соответствующих обстоятельствах применять к объектам надзора меры адм. принуждения.
Действующие норм. акты закрепляют несколько групп полномочий органов, осуществляющих административный надзор:1) полномочия по предупреждению правонарушений; 2) полномочия по пресечению правонарушений; 3) полномочия по привлечению к ответственности виновных лиц; 4) полномочия по нормотворчеству. Т.о, адм. надзор - это систематическое наблюдение, контроль за точным и неуклонным соблюдением должностными лицами и гражданами правил, регулирующих общественный порядок и безопасность, в целях предупреждения и пресечения нарушения этих правил, выявления нарушителей и привлечения их к ответственности или принятия к ним мер общественного воздействия.
Основания освобождения от адм. ответственности
Основаниями для освобождения от административной ответственности являются характер правонарушения и личность правонарушителя (ст. 20 КоАП). Условиями освобождения от административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) нарушителя состава административного правонарушения, целесообразность применения к лицу, его совершившему, меры ответственности. Принимать решения об освобождении от административной ответственности может только орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело о данном правонарушении.
В соответствии со ст. 21 Ко АП при малозначительности; совершенного административного правонарушения орган, (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от адм. ответственности может быть заменена устным замечанием, которое не влечет за собой никаких последствий. Освобождение от административной ответственности может также проявляться в ее замене мерами общественного воздействия либо другим видом ответственности.
В соответствии со ст. 15 Ко АП военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. Основания освобождения от административной ответственности необходимо отличать от обстоятельств, исключающих неправомерность действия (бездействия). В последнем случае имеется в виду необходимая оборона, крайняя необходимость, невменяемость лица, которое во время совершения противоправного действия не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.
Управление таможенным делом
От имени таможенных органов дела об административных правонарушениях вправе рассматривать начальники таможенных органов и их заместители.
Таможенное дело — явление сложное, комплексное и правовое, имеющее свои отличительные особенности. Особенности определяются его природой и предназначением. Сложность обусловлена многоцелевым характером и тем, что таможенное дело служит удовлетворениюразнообразных интересов и потребностей. Комплексность свидетельствует о наличии многих составивших рассматриваемого явления. Правовое оно потому, что все основные его вопросы регулируются нормами различных отраслей права, среди которых превалируют нормы административного права.
Таможенный режим — это совокупность правил, устанавливающих статус товаров, транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РБ. Общие (основные) функции таможенных органов Республики Беларусь закреплены в статье 10 ТК. Государственный таможенный комитет — орган гос. управления.
В структурном плане ГТК выглядит так:
- Председатель комитета; -Заместители председателя;
-Управление организации таможенного контроля;
-Управление тарифного регулирования и таможенных патежей;
-Управление организации борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями (одним из его отделов является отдел таможенных исследований),
-Управление таможенной статистики и информативных технологий;-Финансово-экономическое управление;
-Управление организациями проектирования объектно- таможенной инфраструктуры; -Контрольно-ревизионное управление; - Договорно-правовое управление и др.
Государственный таможенный комитет как орган, возглавляющий систему таможенных органов, ответственный за реализацию таможенной политики и призван обеспечивать соблюдение таможенного законодательства.
Таможни свою компетенцию осуществляют через начальника таможни, его заместителей и структурного подразделения. Начальник таможни наделен, кроме того, и другими полномочиями, которые носят внутриорганизационный характер.
Пункты таможенного оформления — это официально установленные места с комплексом зданий (сооружений) и прилегающей к ним территорией, предназначение для проведения таможенного оформления товаров, транспортных средств и размещения должностных ни и структурных подразделений таможни для такого оформления. Они подразделяются на республиканские и ведомственные.
Методы таможенного управления — это способы, приемы реализации задач и функций таможенных органов, целенаправленное упорядочивающее воздействие а субъектов таможенных отношений, воздействие субъекта таможенного управления на объект управления. Методы многочисленны и разнообразны. В научной литературе их делят на разные виды. Экономические методы — это комплекс материальных средств, рычагов воздействия на объекты управления субъектами управления. Административные методы представляют собой способы прямого, непосредственного воздействия на сведение управляемых, выражающиеся в издании нормативных и индивидуальных актов. Внешнеэкономический характер административных методов обусловлен отсутствием воздействия на материальные интересы управляемых, т.е. последние обязаны подчиняться соответствующим распоряжениям и указаниям субъекта государственного управления, не рассчитывая а получение материальной выгоды или материального поощрения.