Понятие и принципы производства по делам об административных нарушениях
Административный юрисдикционный процесс представляет собой такую принудительную деятельность, которая регулируется нормами административного права. В нем можно выделить следующие составные части или производства: по делам об административных нарушениях, по применению мер административного пресечения и восстановления, по применению мер дисциплинарного принуждения на основе норм административного права.
В структуре административного процесса производство по делам об административных правонарушениях является важным элементом. Его можно рассматривать как деятельность уполномоченных субъектов по применению административных взысканий и совокупность возникающих при этом отношений, урегулированных нормами административного права.
Общие нормы, регулирующие производство, содержатся в КоАП РСФСР (ст. 199—310). Особенности производства по отдельным категориям административных нарушений устанавливаются специальными нормами. Так, вопросы применения административных взысканий за нарушение таможенных правил очень подробно урегулированы ТК РФ (ст. 289—386, 449—454).
Особую группу составляет ряд уточняющих, конкретизирующих норм КоАП положений, содержащихся в подзаконных актах. Так, в ст. 245 КоАП сказано, что лица, которые управляют транспортными средствами и в отношении которых есть достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, могут быть направлены на освидетельствование на состояние опьянения в порядке, определенном Министерством внутренних дел, Министерством здравоохранения и Министерством юстиции. Названные министерства утвердили специальную инструкцию, которая и конкретизирует ст. 245 КоАП.
Рассматриваемое производство теснейшим образом связано с гражданским судопроизводством, особенно на стадии пересмотра и при исполнении имущественных взысканий. Если гражданин подает в суд жалобу на постановление о привлечении Ъго к административной ответственности, то суд рассматривает ее в соответствии с нормами ГПК. Это уже не административный, а гражданский процесс, а точнее, составная часть последнего — производство
§ 1 Понятие и принципы производства 307
по делам, возникающим из административно-правовых отношений Если суд отказывает в удовлетворении жалобы или снижает размер штрафа, дело вновь возвращается в русло административного процесса и дальнейшая деятельность производится на основе норм административного права.
В зависимости от объема и сложности процессуальной деятельности можно различать упрощенное (ускоренное) производство (например, когда штраф налагается прямо на месте нарушения), обычное и особое (усложненное).
Примером особого производства является процедура рассмотрения судьями дел о мелком хищении, мелком хулиганстве. Сюда же можно отнести и порядок применения административных взысканий к лицам, освобожденным от уголовной ответственности. Для рассмотрения таких дел установлены специальные сроки, разрешен принудительный привод лица, привлекаемого к ответственности, закреплен особый порядок обжалования постановлений судей и их пересмотра.
В ст. 225 КоАП сказано: «Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются: своевременное, всестороннее, полное и объективное выявление обстоятельств каждого дела, разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов...» Иными словами, здесь решаются две связанные между собой задачи: юрисдикционная (справедливое решение дел о проступках) и профилактическая (предупреждение новых правонарушений).
Производство представляет собой разновидность исполнительно-распорядительной деятельности, в котором действуют ее общие принципы, законности, демократизма (гласности, участия общественности), оперативности. Производство осуществляется и на основе общих норм и принципов административного права. Например, начальник ОВД как вышестоящий руководитель вправе передать дело от одного работника к другому, прекратить его, отменить постановление инспектора ГАИ о наложении взыскания и т. д. Одновременно здесь действуют и специфические, обусловленные задачами данной деятельности, принципы: объективной истины, обеспечения права на защиту.
Выявление объективной истины по делу — важнейшая задача производства. Данный принцип обязывает должностных лиц, расследующих и рассматривающих дела, исследовать все обстоятельства и их взаимные связи в том виде, в каком они существовали
308 Глава 17 Общая характеристика производства
в действительности, и на этой основе исключить односторонний, предвзятый подход к выбору решения.
Право на защиту реализуется предоставлением лицу, привлекаемому к ответственности, необходимых правовых возможностей для доказывания своей невиновности, обстоятельств, смягчающих его вину, исключающих производство. Деликвент пользуется широкими правами на всех стадиях производства. Согласно ст. 247 КоАП он может знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, обжаловать постановления, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката и т. д. Реализации права на защиту посвящена ст. 266 КоАП, в которой говорится о праве обжалования постановления по делу об административном правонарушении; в ст. 235 сказано о праве лица, привлекаемого к ответственности, дать объяснения, подписать протокол или отказаться от его подписания. Ряд других статей КоАП РСФСР тоже закрепляют право граждан на защиту при совершении определенных процессуальных действий.
Когда говорят о праве на защиту, прежде всего имеют в виду лицо, которое привлекают к ответственности. Но нельзя забывать, что в процессе может участвовать и другой гражданин, непосредственно заинтересованный в справедливом решении дела. Это потерпевший. Он тоже вправе активно защищать свои интересы, и для этого он может заявлять ходатайства, подавать жалобы и т. д.
Одной из важнейших основ права на защиту является презумпция добропорядочности гражданина и ее юридический вариант — презумпция невиновности. Она заключается в том, что индивидуальный субъект, привлекаемый к административной ответственности, считается невиновным до тех пор, пока иное не будет доказано и зафиксировано в установленном законом порядке. Отсюда следует также, что бремя доказывания лежит на обвинителе. Привлекаемый к ответственности не обязан доказывать свою невиновность, хотя и имеет на это право. Из презумпции невиновности вытекает важное положение: всякое сомнение толкуется в пользу лица, привлекаемого к ответственности. Оно относится к случаям, когда сомнения не были устранены в ходе разрешения дела. Указанное обстоятельство является одним из оснований вынесения оправдательных постановлений.
Иначе обстоит дело при решении вопроса об ответственности коллективных субъектов и иных субъектов предпринимательства. Они привлекаются в ответственности независимо от наличия вины, презумпция невиновности на них не распространяется. Бремя
§ 2 Доказательства по делам об адм нарушениях 309
доказывания действия непреодолимой силы, как обстоятельства, освобождающего от ответственности, лежит на них. А если законом установлена ответственность организации за виновные действия, она обязана доказывать отсутствие вины; здесь действует презумпция виновности в совершении противоправных действий. В сг 401 ГК установлено: отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Это — презумпция виновности в гражданско-правовых отношениях.
§ 2. Доказательства в производстве по делам об административных нарушениях
Решение задач административного производства осуществляется посредством доказывания, которое включает в себя выявление, процессуальное Оформление и исследование доказательств.
Доказательствами являются фактические данные, информация, на основе которой устанавливаются обстоятельства дела. От доказательств как фактических данных, сведений следует отличать их источники, представляющие собой средства сохранения и передачи информации, с помощью которых она вовлекается в сферу производства. В то же время необходимо отметить, что в правовой науке и на практике доказательства нередко понимаются и как сама информация, и как источник сведений.
Информация может рассматриваться как доказательство при наличии двух условий: во-первых, она содержит данные о наличии или отсутствии административного нарушения, о деликвенте и иных обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела; во-вторых, известно, что юрисдикционные процессы формализованы, регламентированы правовыми нормами. Порядок же сбора доказательств определен законодательством, причем в ряде случаев детально. Поэтому доказательства могут быть использованы в административном производстве только в том случае, если они получены в порядке и из источников, предусмотренных законом. В ст. 325 ТК РФ установлено: «Не могут служить доказательствами фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источника своей осведомленности».
В научной литературе принято делить доказательства на первоначальные и производные, прямые и косвенные, положительные и отрицательные, обвинительные и оправдательные. Представляется очень важной и группировка доказательств в зависимости от источника соответствующих сведений.
Во-первых, это показания, объяснения различных лиц, чаще всего участников производства, деликвента, потерпевшего, сви-
310 Глава 17 Общаяхарактеристика производства
детелей, — т. е. информация, передаваемая людьми, которые непосредственно участвовали в исследуемом деянии, были его очевидцами, имеют какие-то сведения о нем. Не всегда показания протоколируются, фиксируются в виде объяснений, они могут восприниматься, репродуцироваться и в устной форме. Другой разновидностью данных, получаемых от людей в форме слов, цифр, графиков и иных принятых в человеческом обществе способов информационного взаимодействия, являются заключения экспертов, мнения специалистов.
Решение о производстве экспертизы принимается субъектом, который ведет административное дело. Однако вопросы назначения и проведения экспертизы законом не регламентируются. Поэтому на практике решения о производстве экспертизы оформляются в виде направлений, ходатайств и т. п. Заключения экспертов, свидетельства специалистов широко используются, например, для определения состояния опьянения, принадлежности вещества к числу наркотических средств, размера ущерба, установления стоимости товаров и их качества, характера загрязнений природной среды.
Во-вторых, это вещественные доказательства и документы, являющиеся материальными носителями информации. Основные способы обнаружения и приобщения к делу материальных источников доказательств — досмотр, изъятие, представление заинтересованными лицами. Формами их приобщения к делу, используемыми в процессе доказывания, являются протокол об административном проступке, протокол изъятия вещей, справка о стоимости вещей и т. д.
В документах информация содержится в преобразованном виде, она передается словами, цифрами, чертежами, схемами мест происшествий и т. п. Вещественные доказательства — это предметы материального мира, на которых имеются следы неправомерных действий (например, вмятины на автомашине, испорченный паспорт) или которые своей формой, содержанием свидетельствуют о нарушении (наркотические вещества, мелкоячеистая сеть). Вещественные доказательства содержат информацию в чистом, непреобразованном виде. К материальным носителям информации можно отнести и показания технических средств. Они достаточно широко используются, например, в работе ГАИ для определения скорости движения автомобилей, содержания загрязняющих веществ в выбросах, состояния опьянения водителя.
В-третьих, это непосредственные наблюдения лиц, уполномоченных расследовать административные проступки. Например, инспектора ГАИ. В уголовном процессе такой вид доказательств
§ 3. Участники производства 311
не допускается: если должностное лицо было очевидцем преступления, оно становится свидетелем. В административном юрисдик-ционном процессе использование подобных доказательств обеспечивает его оперативность, без них работникам ГАИ, таможен, госожотнадзора и т. д. было бы намного сложнее выполнять свои правоохранительные функции, своевременно воздействовать на лиц, совершивших неправомерные действия.
Наблюдения полномочного лица, за исключением случаев упрощенного производства, фиксируются в специальном протоколе или непосредственно в протоколе об административном нарушении.
Уполномоченный орган (должностное лицо) оценивает собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела в их совокупности. При этом он должен руководствоваться законом.