Система коллективных субъектов административного права
Коллективные субъекты — это организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенные правами выступать в отношениях с другими субъектами как единое целое, персонифицированно1. Коллектив, как правило, объединен каким-то интересом, целью, он функционально дифференцирован, действует на законном основании, имеет свои механизмы управления, в нем определены роли каждого. Коллективное образование в админис-
1 Такое право не признается, например, за группой граждан, подписавших петицию, жалобу, заявление.
24 Глава 2. Административно-правовые отношения
тративно-правовых отношениях, с одной стороны, действует от своего имени, на него, как на определенную целостность, возлагаются обязанности, ему предоставляются права, а с другой—обезличивает конкретных людей. Поэтому изменения в личном составе коллектива не влияют на его название и правовое положение. Например, личный состав органа исполнительной власти (кафедры, отделения ГАИ) может полностью измениться, но на его полномочиях это не отразится.
В зависимости от степени организационной самостоятельности, целей и вытекающих отсюда обязанностей, правового положения в большой и сложной системе (типе) коллективных субъектов административного права можно выделить четыре класса:
1) организации;
2) структурные подразделения организаций;
3) трудовые и иные коллективы организаций и их структурных подразделений;
4) сложные организации.
Если же за основу деления взять такие критерии, как форма собственности и принадлежность к определенной системе, то можно говорить о следующих общностях: государственные, общественные, религиозные, частные и иные (смешанные, иностранные и др.) организации и их структурные подразделения.
Каждая государственная организация — часть государственного механизма, обладающая организационной и правовой самостоятельностью, работающая под руководством вышестоящего государственного органа (кроме законодательного органа, Президента, суда). Среди иных ее важнейших признаков нужно назвать экономическое обеспечение за счет государственной собственности, правовую регламентацию деятельности и структуры, возможность использования правового принуждения. Очень важно также отметить, что государственная организация—это коллектив, который осуществляет не свой, а «чужой», государственный, а значит, общий публичный интерес.
В группе самостоятельных организаций в зависимости от целей деятельности и особенностей правового статуса различают государственные органы, предприятия, учреждения и иные (например, воинские части) организации. Аналогично среди общественных и религиозных организаций можно различать самостоятельные организации, а также органы, предприятия, учреждения как составные элементы сложных общественных и религиозных объединений.
§ 3. Система коллективных субъектов административного права 25
Функциональная дифференциация деятельности — важный признак организации. По мере увеличения объема работы она обеспечивается структуризацией1 организации, созданием в ней обособленных, самоуправляемых звеньев, выполняющих определенную часть ее задач. Они интегрируют деятельность групп, возникших внутри организации в связи с общностью выполняемых управленческих (бухгалтеров, снабженцев и т. д.) или производственных функций (терапевтов, вузовских преподавателей физкультуры и т. д.), по территориальным (отделение связи, аптека и др.), а также иным признакам. Структурное подразделение — элемент организации, выполняющий определенную часть ее дел. Одновременно это организованная группа людей, между которыми распределены обязанности. Во главе структурной единицы стоит назначенный или избранный коллективом руководитель, в ней существуют иерархические связи, осуществляется самоуправление. И, наконец, наличие собственного наименования, юридического акта о создании такой организационной единицы.
Структурные подразделения можно классифицировать по тем же критериям, что и организации. Следовательно, можно выделить структурные подразделения государственных организаций (органов, предприятий, учреждений), общественных организаций, религиозных объединений)2.
Трудовые, территориальные и иные коллективы — третий класс коллективных субъектов административного права. Они наделены государственно-правовой, административной правосубъек-тностью, а также обладают ею и в других отраслях права: трудовом, уголовно-процессуальном. Особенностью коллектива является, во-первых, то, что он призван выражать и защищать свои интересы; во-вторых, то, что в нем нет иерархических связей, все его члены равны. Членство в коллективе является следствием поступления на работу, вступления в кооператив, местожительства.
В юридических актах ничего не сказано о трудовых коллективах государственных органов. И это не случайно. Дело в том, что орган не имеет трудового коллектива, но он имеется в одноименном учреждении, в котором трудятся все рабочие и служащие. Так, суд как орган правосудия состоит из судьи (судей) и народных (присяжных) заседателей, а он же как юридическое учреждение включает в себя и судей, и судебных исполнителей, и дру-
1 Структуризация, с одной стороны, способствует специализации труда, повышению его эффективности, децентрализации власти, снижению уровня принятия решений, но с другой — увеличивает иерархические цепочки в управлении, число управленцев.
2 Не все государственные органы имеют структурные подразделения (районные прокуратуры, административные комиссии, например). То же самое можно сказать и о многих общественных и религиозных организациях.
26 Глава 2. Административно-правовые отношения
гих работников, которые образуют его трудовой коллектив. Точно так же и областная Дума как орган и как учреждение — это два разных субъекта права, разных коллектива людей.
Государственное ведомство, межотраслевое объединение, общероссийская общественная организация, область и иные сложные организационные структуры обладают названными выше признаками правосубъектности. Они являются целостными самоуправляемыми системами, способными самостоятельно взаимодействовать с окружающей средой (материальный признак), право признает за ними способность иметь и своими действиями приобретать права и исполнять обязанности (формальный признак).
В качестве примера известной всем и давно существующей сложной организации можно назвать железную дорогу. В ее состав «как комплексное объединение входят отделения железной дороги..., а также могут входить промышленные, строительные, транспортные, научно-исследовательские... и другие предприятия (объединения) и организации, учреждения народного образования, здравоохранения и культуры»1.
Сложные организации целесообразно поделить на две группы: государственные и негосударственные (общество «Знание», ВОС, ВОГ и др.). Среди государственных можно выделить производственные и территориальные единицы.
§ 4. Содержание административно-правового статуса государственных коллективных субъектов
Даже беглый обзор всех четырех классов коллективных субъектов административного права позволил продемонстрировать их большое разнообразие по размерам, социальной роли, формам собственности и многим другим критериям.
Первая особенность административной правосубъектности состоит в том, что, будучи равной для всех бланкетной возможностью быть участником административно-правовых отношений, она закрепляет различие в правовом положении субъектов. Вторая особенность — ее связь с административной деятельностью, с участием в ней в качестве субъекта или объекта управляющего воздействия. Для коллективных образований административная правосубъектность зачастую носит первичный характер, административная легализация организации, структурного подразделения являются предпосылкой для возникновения у нее гражданско-правовой, финансовой и некоторых иных видов отраслевой правосубъ ектности.
СП СССР. 1989. № 13. Ст. 43.
§ 4. Статус государственных коллективных субъектов 27
Содержание административно-правового статуса коллективного субъекта в основном зависит от следующих'обстоятельств: 1) является он частью государственного механизма или нет; 2) каким видом деятельности он занимается (хозяйственной, культурно-воспитательной и т. д.); 3) является он самостоятельной организационной единицей или включен в более сложную организационную структуру.
Коллективных субъектов целесообразно поделить по наиболее значимому признаку—принадлежности или непринадлежности к государственному механизму. Необходимо различать части государственного механизма (организации, их структурные подразделения, сложные организации) и негосударственные коллективные субъекты.
В административно-правовом статусе государственных коллективных субъектов можно выделить три главных блока:
а) целевой;
б) структурно-организационный;
в) компетенционный (компетенцию).
Первым элементом административно-правового статуса государственного коллективного субъекта являются его цели, задачи и функции, закрепленные юридически. Цель в данном случае можно понимать как обеспечение определенной социальной потребности, которая в положениях, уставах и иных управленческих актах конкретизируется в перечне задач и выполняемых функций.
Все задачи, которые ставятся перед структурными единицами государственного механизма, можно объединить в три группы:
1) производственные, конкретизирующие ту цель, ради которой она создана (выпускать продукцию, учить, лечить, контролировать и т. д.);
2) экономико-экологические, закрепляющие обязанности бережно использовать природные и другие ресурсы, обеспечивать сохранность окружающей среды и государственного имущества;
3) социальные, нацеливающие на заботу о коллективе работников и его членах, создание благоприятных условий для трудовой деятельности, организацию культурно-бытового обслуживания, улучшение материального благосостояния своих рабочих, служащих и их семей.
Второй — организационно-структурный — компонент правового статуса сам является довольно сложной системой. В него входит нормативное регулирование порядка образования, легализации, реорганизации, ликвидации субъектов (1), их подчиненности и передачи из ведения одних организаций в подчинение других (2), установления и изменения их организационных структур (3), права на организационное самоопределение (4), процедур деятельности (5) и права на официальные символы (6).
28 Глава 2. Административно-правовые отношения
Компетенция —часть правового статуса коллективных субъектов, которая состоит из совокупности властных полномочий относительно определенных предметов ведения. Ее первый элемент включает права и обязанности, связанные с осуществлением власти, с участием в управленческих отношениях, в том числе и право издавать определенные акты. Второй элемент компетенции — подведомственность, правовое закрепление круга объектов, предметов, дел, на которые распространяются властные полномочия.
Все государственные коллективные субъекты обладают определенной компетенцией. Она может быть проанализирована по связи властных полномочий с определенными управленческими функциями. Следовательно, можно различать права и обязанности в сфере планирования, методического руководства, нормативного регулирования, работы с кадрами, учета, контроля и др. Наряду с функциональным весьма полезно рассмотреть и субъектный характер компетенции. В этом случае следует различать компетенцию в отношении вышестоящих и в отношении подчиненных коллективных субъектов и работников, а также в отношении граждан, подконтрольных субъектов.
В частности, общими правами являются: быть адресатом управленческих команд, требовать четкого определения обязанностей и создания необходимых условий для их выполнения, вносить предложения в различные организации, получать определенную информацию, давать указания подчиненным. Назовем и общие обязанности: рационально расходовать ресурсы, бережно относиться к природе, соблюдать санитарные, противопожарные правила, выполнять управленческие команды, своевременно рассматривать обращения как членов коллектива, так и граждан, и др.
Анализ административно-правового статуса коллективных структурных единиц административного механизма позволяет без большого труда решить вопрос о содержании административно-правового статуса негосударственных коллективных субъектов. В крайне редких случаях у последних имеются все те элементы статуса, что и у первых (целевого, организационного, компетен-ционного блоков), чаще всего — лишь некоторые из них. Так, правовыми актами определены цели и задачи многих общественных формирований (народных дружин, Всероссийского общества глухих и др.), трудовых коллективов.
Минимальный объем административно-правового статуса негосударственного коллективного субъекта включает в себя право на государственное признание, наименование, право самостоятельно вступать в административно-правовые отношения с государственными органами.