Тема 4. Основные направления деятельности ОВД по борьбе с

Правонарушениями в сфере потребительского рынка товаров и услуг

Лекция – 2 ч.

Семинарское занятие – 2 ч.

Практическое занятие – 2 ч.

Самостоятельная работа – 6 ч.

С е м и н а р – 2 часа

Цель занятия: изучить основные законодательные нормы, определяющие деятельность предприятий потребительского рынка товаров, работ и услуг.

В о п р о с ы с е м и н а р а:

1. Потребительский рынок. Понятие, содержание, субъекты.

2. Системы осуществления контроля над деятельностью предприятий потребительского рынка

3. Правонарушения в сфере потребительского рынка.

Методические рекомендации

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию «потребительский рынок».

2. Назовите основные документы, устанавливающие порядок лицензирования деятельности предприятий потребительского рынка.

3. Назовите основной документ, определяющий порядок сертификации.

4. Какие обозначения признаются товарным знаком.

Практическое занятие – 2 часа

Цель занятия – получение и закрепление знаний по потребительскому рынку: понятие, содержание, субъекты. Система осуществления контроля над деятельностью потребительского рынка. Основные задачи и направления взаимодействия сотрудников ОВД с должностными лицами органов исполнительной власти, осуществляющими контрольно-надзорные полномочия в сфере потребительского рынка товаров и услуг. Особенности применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в указанной сфере.

Сообщения:

1 Потребительский рынок: понятие, содержание, субъекты.

2.Система осуществления контроля над деятельностью потребительского рынка.

Методические рекомендации

Подготовку к практическому занятию следует начать с тщательной проработки лекционных материалов. Необходимую помощь курсантам окажет изучение нормативных правовых актов, определяющих понятие экономической безопасности, регулирующих ее практическое обеспечение сотрудниками ОВД, в частности Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. «О полиции» и др.

Ознакомившись с содержанием вышеуказанных источников, курсанты должны дать в письменном виде правовую оценку проблемных ситуаций (задач) и сформулировать ответы на поставленные вопросы. При этом курсантам необходимо помнить, что они будущие юристы и необходимость владения юридическим языком – одна их основополагающих задач обучения.

Ответы на предложенные тесты также даются в письменном виде со ссылкой на конкретные нормы правового акта.

Вопрос 1.

Гражданин приобрел товар возле рынка. Товар оказался некачественным. На каком основании гражданин может предъявить претензии к продавцу.

Вопрос 2.

Продавец и покупатель «ударили по рукам», после чего продавец получил деньги, а покупатель товар. В результате не исключена ситуация при которой товар оказался некачественным, а деньги в незначительной части не доданы. Несут ли продавец и покупатель ответственность за свои действия в виде необходимости поменять товар, доплатить деньги или вернуться к исходному состоянию, т.е. товар у продавца, а деньги у покупателя.

Вопрос 3.

Торговая организация продает самостоятельно скомплектованные наборы продовольственных или промышленных товаров. При этом считает, что покупатель обязан брать набор целиком и не имеет права взять его отдельную часть. Имеет ли при этом место нарушение прав потребителей.

Ситуация 1.

Владелец вино-водочного магазина не имеет лицензии. При этом он ссылается на то обстоятельство, что согласно ст.17. Закона РФ от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” в перечне видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, торговля алкогольной продукцией не указана как лицензируемый вид деятельности. Приведите систему доказательств его неправоты.

Ситуация 2.

Предприятию-продавцу необходимо подтвердить факт сертификации. Каким образом это можно сделать?

Вопрос 4.

Завод-изготовитель обратился в арбитражный суд с иском к другому заводу о запрещении выпуска аналогичного товара с использованием на этикетке обозначения, тождественного его товарному знаку. В обоснование своих требований истец представил лицензию на производство данного товара и патент на его изобретение. Может ли заявитель рассчитывать на удовлетворение своего иска.

Вопрос 5.

Изготовитель заменителя сахара обратился в арбитражный суд с иском о нарушении прав на товарный знак к товариществу с ограниченной ответственностью, поскольку на складе ответчика хранится аналогичная продукция, маркированная товарным знаком, зарегистрированным на имя истца для товаров данного класса.

Ответчик сослался на то, что он не является производителем товара, а только предоставил склады для его хранения.

Может ли заявитель рассчитывать на удовлетворение своего иска.

Вопрос 6.

Является ли нарушением прав на товарный знак предложение к продаже продукции с товарным знаком, используемым без разрешения его владельца. Имела место, скажем, такая ситуация. Комиссионный магазин выставил на продажу часы, имеющие изображение товарного знака часового завода, но данный завод такие часы не производит. По этой причине часовой завод обратился в арбитражный суд с иском о пресечении нарушения прав на товарный знак. Возражая против заявленных требований, ответчик ссылался на то, что он не является изготовителем часов, а только занимается их реализацией. Может ли заявитель рассчитывать на удовлетворение своего иска.

Вопрос 7.

Если товары, обозначенные товарным знаком, введены в хозяйственный оборот другими лицами с согласия его владельца, то он не вправе запретить им использование этого товарного знака. Например, товарищество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу о прекращении нарушения прав на товарный знак. Ответчик, по утверждению истца, выпускает в хозяйственный оборот товары того же класса, используя тождественный товарный знак.

Акционерное общество не отрицало указанного обстоятельства, однако ссылалось на правомерность своих действий, поскольку выпускает товары с указанным обозначением в пределах количества, установленного договором, заключенным с истцом до регистрации этого обозначения в качестве товарного знака.

Литература

1. Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г.) «О полиции».

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2012 г.).

3. Закон РФ от 07 февраля 1992г. № 2300-1 (ред. от 18.07.2011 г.) «О защите прав потребителей».

4.Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». 5. Закон РФ от 08 августа 2001г.№ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

6. Налоговый кодекс РФ от 05 августа 2000г. № 117-ФЗ (ред. от 03.05.2012 г., с изм. и доп., вступающими в силу с 24.05.2012 г.), ч.2, гл.22 «Акцизы».

7. Закон РФ от 27 декабря 2002г. №184-ФЗ « О техническом регулировании».

8. Закон РФ от 08 августа 2001г . № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

9. Закон РФ от 22 ноября1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

10. Закон РФ 23 сентября 1992г. N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

11. Закон РФ от 09 июля1993г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах».

12. Закон РФ от 23 сентября 1992 года № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

13. Закон РФ от 22 мая 2003г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) с использованием платежных карт».

14. Закон РФ от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологоческом благополучии населения».

15. Закон РФ от 02 января 2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

16. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993г. № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы».

17. Постановление Правительства РФ от 19.01.98г. № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров».

18. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004г. № 322 «Об утверждении положения о федеральной службе в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

ПРИЛОЖЕНИя

ПРОТОКОЛ __ АА № ________

Наши рекомендации