Процессуальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях
1. Процессуальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях
Подготовка к рассмотрению вопросы:
- относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
- (отводы) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
- правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
- имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
- достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
- имеются ли ходатайства и отводы.
Место рассмотрения:
- место совершения
- место жительства (по ходатайству)
- место адм. расследования
- по месту учета транспортного средства.
Срок- 15-дней со дня получения органом протокола об административном правонарушении и других материалов дела. (М.б. продлен не более чем на месяц). Арест – в день получения, адм. задержание - не позднее 48 часов с момента его задержания.
Рассмотрение дела. Объявляется, кто рассматривает, проверяется явка, возможно отложение (* в случае отвода). Оглашаются документы, заслушиваются лица.
Рассмотрев делосуд выносит решение (в форме постановления). Должно содержать наименование органа, его вынесшего; дату рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативныйакт, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение; принятое по делу решение, (если есть) размер ущерба, подлежащего взысканию, сок и порядок его возмещения, вопрос об изъятых вещах и документах. Постановление по делу должно быть подписано судьей. Два видапостановлений :
- о наложении административного взыскания
- о прекращении дела производством.
Рассмотрение дела завершается объявлением постановления (немедленно по окончании рассмотрения дела, причем копия постановления вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено в течении трех дней). Этот момент важен (вступление в силу, сроки)
39. Порядок и особенности исполнения решения суда по адм делам
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
· после истечения срока обжалования (если еще не обжаловано)
· немедленно, если решением отменяется вынесенное постановление
· немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление
Обращениек исполнению возлагается на судью, орган, д.л., вынесших постановление.
Направляется в течение трех суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы, протеста - со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение. Возможна отсрочка исполнения (до месяца) и рассрочка – до 3-х месяцев (выносится определение).
Исполнение постановления прекращается в случае:
· издания акта амнистии
· отмены или признания утратившими силу закона или его положения
· смерти лица или объявленияумершим
· истечения сроков давности исполнения (см. ст. 31.9 КоАП)
· отмены постановления
Срок давности – год со дня его вступления в законную силу. (Может прерываться и приостанавливаться *в случае отсрочки)
Исполнение произведено – постановление с отметкой возвращается органу. Постановление по которому исполнение не производилось или было произведено не полностью, возвращается органом, приводившим постановление в исполнение, в случае если:
40. Обжалование и опротестовывание судебных решений по адм делам
Субъекты:
· лицом (защитником), в отношении которого ведется производство по делу об адм. правонарушении
· потерпевшим (представителем)
· законнымпредставителем физического/юридического лица
Органы:
· вынесенные судьей - в вышестоящий суд
· вынесенные коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа
· вынесенные должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела
· вынесенные иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ - в районный суд по месту рассмотрения дела
Жалоба подается опосредованно и непосредственно. НЕ ОБЛАГАЕТСЯ гос. пошлиной и может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (восстановлен).
Жалоба подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, правомочный рассматривать указанную жалобу и рассматривается судьей или должностным лицом единолично (не связан доводами, проверяет дело в полном объеме). Адм. арест, отбывание ответственностисутки с момента подачи жалобы,.
Решения по результатам
· об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения
· об изменении постановления, (не хуже)
· об отмене постановления и о прекращении производства по делу
· об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье (существенные проц. нарушения, необходимость более тяжкого наказания)
· об отмене и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности
Вступившие в законную силу могут быть опротестованыпрокурором.
41. Административная юстиция стран континентальной системы права
В законодательстве европейских стран термин "административная юстиция" почти не используется. И все же выделяются два его признака: административная юстиция представляет собой разновидность судебной деятельности и осуществляется с соблюдением основных элементов судебного производства. Одной из сторон судебного процесса обязательно является представитель администрации. В структурном плане административная юстиция осуществляется либо специальными судебными подразделениями, либо судейской специализацией в рамках органов исполнительной власти или судов общей юрисдикции. Есть и смешанные формы, когда допускается отправление административной юстиции как судами общей юрисдикции, так и специальными административными судебными инстанциями.
Эти страны отличает строгая система административной юстиции.
Во Франции трехступенчатая структура административной юстиции:
1. Административные суды (низовые региональные и специализированные),
2. Административные апелляционные трибуналы,
3. Государственный совет (его специальная секция).
Специализированные суды, большое влияние администрации, процесс носит состязательный характер. Суд не исправляет акт, это делает администрация. Суд лишь указывает у кого какие права и обязанности, кто прав, а кто виноват.
Недостатки – сложно разделить гражданскую и адм. подсудность. АЮ больше А чем Ю.
С точки зрения разделения властей германская модель организации административной юстиции более последовательна. Конституция гарантирует ее независимость.
В Германии адм. суды похожи на гражданские. Более демократичная процедура.
В Австрии действует Закон об Административном суде 1965 г. (Два раздела – организация суда и процесс)
В восточноевропейских странах судебный контроль за законностью административных актов усилился после 1989 г. Так, в Болгарии в соответствии с толкованием Конституции 1991 г. Конституционным судом была предоставлена Верховному суду возможность пересматривать акты исполнительной власти. Предусматривается создание Верховного административного суда.
В Польше Высший административный суд действует на основе закона от 11 мая 1995 г. и состоит из 192 судей. Есть 10 филиалов суда в регионах. Предметом разбирательства являются индивидуальные административные решения во всех сферах, жалобы на постановления в исполнительном производстве, на действия администрации, нарушающие права граждан, на служебное бездействие, споры о компетенции административных органов и местного самоуправления.
42. Административная юстиция в странах англосаксонской системы права.
В Великобритании неправомерные действия административных органов могут быть обжалованы в обычный суд. Такой подход основан на доктрине: "независимая судебная власть является лучшей защитой против всякого злоупотребления властью". Наряду с общими судами подобные дела могут рассматривать специальные органы административной юстиции - административные трибуналы (арбитр между администрацией и лицом, процедура проста, лишена многих формальностей, производство довольно дешево). Суд вмешивается каждый раз, когда какой-либо государственный орган совершает незаконное, неразумное или несправедливое деяние.
США Закон об административной процедуре 1946 г. В нем предусмотрены организационные формы отправления административной юстиции в США: специализированные подразделения органов исполнительной власти (комиссии, комитеты, советы, коллегии и т.д.); специальные органы, создаваемые законодателем (Федеральная торговая комиссия, Комиссия по безопасности потребительских продуктов. Агентство по защите окружающей среды). Однако окончательной инстанцией по делам, рассматриваемым этими учреждениями, являются общие федеральные суды. Характерно наделение административных учреждений судебными полномочиями (квазисудебные органы)
Канада(под влиянием британской и американской систем), сочетает присущие им моменты. Ее административные трибуналы входят в единую судебную систему и действуют под контролем судов общей юрисдикции.
Англо-американская модель действует на стыке исполнительной и судебной власти, причем квазисудебная деятельность учреждений сочетается с весьма широкими полномочиями общих судов по рассмотрению административных споров.