Предмет курса. Общая характеристика административной юстиции
Предмет курса. Общая характеристика административной юстиции
Право административной юстиции - это совокупностьадминистративно-процессуальныхнорм, регламентирующих судебный порядок разрешения споров между гражданами либо юридическими лицами с одной стороны и органами государственной власти с другой, возникающее в определенной сфере: сфере государственного управления. (Н.М. Коркунов).
Предмет отрасли - общественные отношения, складывающиеся при судебном разрешении споров, возникающих в особой сфере - сфере государственного управления, где одной из обязательных сторон является орган государственной власти.
Предмет науки - административно-процессуальное право в статике; практика применения процессуального законодательства; перспективы его развития; исторический опыт его развития в России и зарубежных странах.
Правовые основы административной юстиции
К ним относятся нормативные акты, в которых содержатся общие и конкретные правила, определяющие порядок административно-процессуальной деятельности.
1. Конституция РФ.
- судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч.2 ст.118)
- все равныпередзаконом (ст. 19)
- каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованыв суд (п.1,2 ст.46 К.РФ)
- разбирательство во всех судах открытое (ч.1 ст.123)
- судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч.3 ст.123)
2. ФКЗ "О судебной системе РФ" от 31.12.96 г. №1-ФКЗ. Ч.3 Предусмотрена возможность создания специализированных судов по рассмотрению административных дел (ст.26).
3. ФЗ "О мировых судьях в РФ"от 17.12.98 г., который действует с 22.12.98 г. С момента вступления его в силу дела об административных правонарушениях должны рассматриваться мировыми судьями (п.9 ст.3 ФЗ). К компетенции мировых судей относятся разрешение некоторых дел об административных правонарушениях..
4. КоАП РФ,
- институт административного правонарушения,
- принципы административного судопроизводства,
- определены особенности доказывания.
5. ФЗ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27.04.93 г. Механизм реализации ст.46 Конституции РФ.
6. ГПК РФ. Категории:
- По оспариванию нормативно-правовых актов
- Об оспаривании решений и действий (бездействия) органов власти, д.л., служащих
- О защите избирательных прав и права на участие в референдуме
- Иные дела, возникающие из публичных отношений
7. АПК
8. ФКЗ "О Конституционном суде РФ",
9. Административно-процессуальные акты субъектов РФ. (п. "к" ст.72 КРФ – совместное ведение)
Методы науки административная юстиция
Метод науки - это приемы, способы, которые используются для познания своего предмета.
Метод материалистической диалектики - с точки зрения их изменения и развития.
Системный метод - не как простое множество элементов, а их организованная, упорядоченная совокупность
Метод сравнительного правоведения
Метод правового моделирования - между различными правовыми явлениями имеется определенное сходство, а потому зная свойства и признаки одного из них (модели), можно с достаточной степенью точности судить о других.
Историческийметод
4. Адм. Юст. как отрасль права, отрасль законодательства, наука, учебная дисциплина. Место права административной юстиции в системе российского права.
Право административной юстиции как отрасль права (подотрасль) представляет собой систему правовых норм, регулирующих качественно однородный комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе рассмотрения и разрешения судом в особой процессуальной форме споров, возникающих в сфере административного управления, между административным органом с одной стороны и гражданином или организацией с другой.
Предмет - публичные общественные отношения, характеризуемые как отношения власти и подчинения между их субъектами.
Обязательные участники
- суд.
- административный орган.
Отрасль законодательства
Наука(исследователи - Коркунов Н.М., Ивановский В.В., С.А. Салищева Н.Г., Чечот Д.М., Сорокин В.Д., Тихомиров,. Бахрах, Хаманева, Салищева , Бельского и др).
Учебная дисциплина
Административная юрисдикция
Юрисдикционный способ охраны общественных отношений, заключается в рассмотрении компетентным органом юридического дела по существу и принятие по нему государственно-властного решения. Это вид правоохранительной деятельности.
Административная юрисдикция - вид правоохранительной деятельности органов государственного управления и суда, охватывающую рассмотрение дел об административных правонарушениях, либо дел, вытекающих из административных правоотношений и принятие решений по ним в установленных законом формах и порядке.
Признаки:
- спор
- процессуальная форма
- состязательная процедура разрешения дела
- наличие юрисдикционного акта - результат.
Виды
- судебная адм. юрисдикция (адм. судопроизводство)
- несудебная адм. юрисдикция (иная адм. юрисдикция)
Категории адм. дел
1. обжалованиененормативныхактов и действий должностных лиц, государственных органов, органов местного самоуправления, нарушающих права публичного характера.
2. споры между гражданами, юридическими лицами и государственными органами, должностными лицами по поводу нормативных правовых актов государственных органов и должностных лиц.
3. тематические споры (налогового, экологического, таможенного).
4. споры о компетенции в системе органов исполнительной власти.
11. Проблемы развития административной юстиции в России.
По справедливому замечанию проф. Тихомирова пришло время формировать административную юстицию в нашей стране. Многолетний российский административно-правовой опыт и взвешенный учет современных ситуаций дают основание для крупных решений и действий в этом направлении.
Юр. основания формирования адм. юстиции:
Конституционное - судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства (п.2 ст.118 Конституции РФ).
Законодательное - допускается учреждение на основе закона специализированных федеральных судов ( ст.26 ФКЗ "О судебной системе РФ").
Возможные предварительные направления:
- адм. коллегии при судах
- принятие адм.-процессуального кодекса
Административная юстиция предпочтительней административного (иерархического) порядка обжалования, а также прокурорского надзора.
12. Система административной юстиции в России в конце XIX - начале XX вв.
Первая инстанция – смешанные присутствия (по отраслям – налоговые, дорожные, …)
Вторая инстанция – 1-й Департамент Сената
В некоторых областях не было 1 инстанции, Сенат – купол без здания. Сенат был все-таки управленческим органом. Стройного процессуального порядка разрешения споров не было. Затем постепенное увеличение роли 1 департамента Сената, рассматривал жалобы на неправомерные адм. акты (хотя законодательно такого права не имел). Письменный процесс. Слушание дел проходило без заявителя, а если обжаловались действия государственного органа, то представителю заинтересованного государственного органа (заинтересованной стороне!) принадлежало наравне с судьями право решающего голоса.
В 1905 году организовано «Особое совещание для пересмотра действующего учреждения Правительствующего Сената». Позже были закреплены принципы: несменяемость сенаторов, состязательность, непосредственность и гласность.
Реформа (не состоялась) предусматривала:
- Сенат – высший судебный орган,
- Адм. суды – на местах
Временное правительство также пыталось создать систему административной юстиции.
Сенат – Окружныесуды – Адм.судьи. Процесс – как в ГПК, но с учетом особенностей. Ничего не успели – Революция.
13. Система административной юстиции в после октябрьской (советской) России
Проект(не реализован):
- Комитетпо рассмотрению жалоб при Наркомате Гос.контроля РСФСР +
- местныеотделения жалоб.
Реализовано:
- Центральное бюро жалоб,
- Местные Бюро жалоб.
Право на подачу жалобы имело любое заинтересованное лицо. Предмет – разный.
Проект(не реализован):
- Верховный административный суд
- Губернские административные суды.
Журнал "Советское право" - статья Е. Носова "К вопросу о теории советской административной юстиции". – между государством и гражданами нет противоречий => всякие процессуальные гарантииизлишни.
Затем постепенно на законодательном уровне все больше вопросовотдается на решение суда (ЗАГС, военная служба, налоги)
"О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном поядке" (21 июня 1961 года Указ ПВС СССР). Право граждан обращаться в суд.
ГПК -"Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений".
Конституция СССР 1977 года в ч. 2 ст. 58 закрепило право граждан на обжалование в суд в установленном законом порядке действий должностных лиц, совершенных с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющих права граждан. Через 10 лет был принят закон "О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан". (изъян – нельзя обжаловать действия коллегиальных органов) Через 2 года – новый закон. – новая проблема – адм. преюдиция.
Формирование административной юстиции - конец 80-х. Теория и практика судебного контроля пошла по пути постепенного расширения компетенции общих судов.
14. Постсоветский этап развития административной юстиции
Нормативная база:
- Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
- ГПК
- АПК
- Закон «О мировых судьях в РФ»
- КоАП
Система административной юстиции:
- гарнизонных судов,
- районных судов,
- мировых судей,
- судей арбитражных судов.
Разрозненность нормативной базы. До сих пор не регламентирована в едином акте процедура рассмотрения административных дел.
15. Понятие и значение принципов административного судопроизводства РФ. Система принципов и направление ее развития.
Принципы административного судопроизводства - это социальнообусловленные и закрепленные законодательством основные исходные положения, определяющие сущностьорганизации и деятельностисудов РФ по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях, а также дел, вытекающих из административных правоотношений.
Свойствапринципов :
1. Нормативность.
2. Регулятивность.
3. Аксиоматичность.
4. Ненарушимость.
5. Универсальность.
6. Определенность (каждый принцип самостоятелен и не может быть сведён к другому)
7. Взаимообусловленность (реализация одного средство обеспечения другого)
Значение принципов:
1. В них выражена сущность административного судопроизводства
2. Служат гарантией достижения целей административного судопроизводства.
3. Можно судитьо демократичности административной юстиции.
4. Принципы указывают на направление дальнейшего развития.
Функциональная классификация.
- Судоустройственые принципы. - определяют независимость судебной власти и организационное построение суда.
- Общеправовые принципы. - обеспечивают охрану интересов личности и общества в административном судопроизводстве.(напр., принцип публичности , равенства всех перед законом)
- Функциональные принципы. - определяют порядок деятельности суда при разрешении административного спора.
По источникам закрепления:
- закрепленные в Конституции
- закрепленные в отраслевом законодательстве.
По сфере действия:
- общие для всего правосудия
- принципы судопроизводства по административным делам.
По степени их общности :
- действуют во всех стадиях,
- действуют в суде (* гласность, состязательность и т.д.)
16. Принципы, определяющие независимость судебной власти и организацию суда (судоустройственные принципы)
1. Независимость судебной власти и судей.
- самостоятельнаяветвь власти
- руководствуется только законом
- предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия, запретом под угрозой ответственности незаконного вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
- особым порядком приостановления и прекращения полномочий судьи (по решению органов судейского сообщества)
- несменяемость судей, неограниченность их полномочий.
- неприкосновенностью судьи;
- предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
2. Осуществление правосудия только судом.
3. Назначаемость и несменяемость судей. (КС, ВС, ВАС – СФ по представлению Президента, остальных – Президент, Мировые – избираются населением суд. участка на 5 лет)
17. Принципы, обеспечивающие охрану интересов личности и общества в административном судопроизводстве
1. Принцип публичности. - это обеспечение защиты государственных интересов, по инициативе и за счет государства.
2. Государственный язык судопроизводства.
3. Равенство всех перед законом и судом. (равноправие как отсутствие дискриминации, игнорирование подчиненного положения, состязательности)
18. Принципы, определяющие порядок деятельности суда при разрешении
административного дела.
Законность.
Состязательности.
Презумпция невиновности.
5. Гласность.Исключения:
- разглашение государственной, военной или иной охраняемой законом тайны,
- интересы безопасности лиц,
- защиты чести и достоинства лиц.
5. Непосредственность.(Право сторон лично участвовать во всех стадиях)
6. Устность. (Доказательства исследуются судом устно, заслушиваются)
7. Экономичность процесса.(Сокращенные сроки)
19. Круг административных дел подведомственный судам общей юрисдикции и мировым судьям.
Районный суд:
- производство осуществляется в форме административного расследования (проводится, если необходимы значительные временныезатраты
- административное выдворение за пределы РФ иностранцев или апатрида,
- разрешение дела возложено на орган, который упразднён
Мировые судьи:
- возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения,
- конфискация,
- лишение специального права,
- административный арест,
- дисквалификация.
- адм. правонарушение предусмотрено законом субъекта РФ
- орган считает необходимымпередать дело на разрешение суда.
Дела, связанные с обжалованием гражданами актов и действий должностных лиц, государственных органов, органов местного самоуправления.
Исключение – в суде общей юрисдикции нельзя проводить проверку НПА проверка конституционности которого отнесена к компетенции Конституционного Суда или арбитражным судам.
Показания свидетеля
Показание свидетеля – устное сообщение, сделанное на допросе лицом, не подлежащим привлечению к административной ответственности, об известных ему обстоятельствах, имеющих значение для дела. Легальное определение – сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
Круг свидетелей характеризуется таким качеством, как незаменимость (создается самим ходом события). Если обстоятельства стали известны лицу, а он является экспертом по данному делу, то он должен выступать в качестве свидетеля в первую очередь (так как незаменим). Свидетель не подлежит отводу. Согласно ст. 17.9 КоАП РФ нет ответственности за отказ от дачи показаний. Допрос несовершеннолетнего в присутствии педагога или психолога, а при необходимости законного представителя.
Показания потерпевшего
Показания потерпевшего, как вид доказательств, сходны с показаниями свидетеля. Возможно поэтому ст. 25.2 КоАП РФ говорит о том, что потерпевший может быть допрошен в качестве свидетеля. Специфично значение показаний потерпевшего: они не только пополняют информацию о событии, но и служат для потерпевшего средством защиты его законных интересов: он - сторона в процессе, ему причинен вред => он заинтересован в исходе дела. Необходима тщательная проверка и оценка показаний потерпевшего.
Вещественные доказательства
Вещественные доказательства - это полученные уполномоченным государственным органом или судом с соблюдением установленного процессуального порядка предметы материального мира, несущие в силу своей связи с исследуемым событием информацию о нем.
Легальное определение: вещественными доказательствами орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.
Информация выражена в 1) физических признаках предмета и 2) в месте расположения предмета. Поэтому содержанием вещественного доказательства будет информация, выраженная в его признаках, а формой – сами признаки и протокол изъятия. (например, по делу о нарушении порядка хранения огнестрельного гладкоствольного охотничьего ружья. Обнаружение и изъятие конкретного ружья с индивидуальными признаками и в определенном месте, т.е. информация об этом - содержание вещественного доказательства. Сами признаки и протокол изъятия ружья - форма вещественного доказательства. КоАП определяет лишь один вид вещественных доказательств : являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения
Заключение эксперта
Это доказательство – самостоятельный вид.
Она назначается в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.
Заключение эксперта - это вывод о наличии либо отсутствии обстоятельств, имеющих значение для дела, сделанный экспертом в результате исследования объектов, предоставленных ему должностным лицом, в производстве которого находится дело, и по заданию этих лиц, на основе имеющихся у эксперта специальных познаний. В скрытом виде данные содержались в исследуемых объектах. Роль эксперта заключается в их извлечении, истолковании и передаче лицу, назначившему экспертизу.
Специальные познания – это познания, которые не относятся к числу общедоступных, общеизвестных, имеющих массовое распространение. Это те познания, которыми профессионально владеет узкий круг специалистов.
В определении о назначении экспертизы указываются:
1) основания для назначения экспертизы;
2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;
3) вопросы, поставленные перед экспертом;
4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.
5) предупреждение об ответственности.
Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы. Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, но несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.
Решения по результатам
· об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения
· об изменении постановления, (не хуже)
· об отмене постановления и о прекращении производства по делу
· об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье (существенные проц. нарушения, необходимость более тяжкого наказания)
· об отмене и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности
Вступившие в законную силу могут быть опротестованыпрокурором.
41. Административная юстиция стран континентальной системы права
В законодательстве европейских стран термин "административная юстиция" почти не используется. И все же выделяются два его признака: административная юстиция представляет собой разновидность судебной деятельности и осуществляется с соблюдением основных элементов судебного производства. Одной из сторон судебного процесса обязательно является представитель администрации. В структурном плане административная юстиция осуществляется либо специальными судебными подразделениями, либо судейской специализацией в рамках органов исполнительной власти или судов общей юрисдикции. Есть и смешанные формы, когда допускается отправление административной юстиции как судами общей юрисдикции, так и специальными административными судебными инстанциями.
Эти страны отличает строгая система административной юстиции.
Во Франции трехступенчатая структура административной юстиции:
1. Административные суды (низовые региональные и специализированные),
2. Административные апелляционные трибуналы,
3. Государственный совет (его специальная секция).
Специализированные суды, большое влияние администрации, процесс носит состязательный характер. Суд не исправляет акт, это делает администрация. Суд лишь указывает у кого какие права и обязанности, кто прав, а кто виноват.
Недостатки – сложно разделить гражданскую и адм. подсудность. АЮ больше А чем Ю.
С точки зрения разделения властей германская модель организации административной юстиции более последовательна. Конституция гарантирует ее независимость.
В Германии адм. суды похожи на гражданские. Более демократичная процедура.
В Австрии действует Закон об Административном суде 1965 г. (Два раздела – организация суда и процесс)
В восточноевропейских странах судебный контроль за законностью административных актов усилился после 1989 г. Так, в Болгарии в соответствии с толкованием Конституции 1991 г. Конституционным судом была предоставлена Верховному суду возможность пересматривать акты исполнительной власти. Предусматривается создание Верховного административного суда.
В Польше Высший административный суд действует на основе закона от 11 мая 1995 г. и состоит из 192 судей. Есть 10 филиалов суда в регионах. Предметом разбирательства являются индивидуальные административные решения во всех сферах, жалобы на постановления в исполнительном производстве, на действия администрации, нарушающие права граждан, на служебное бездействие, споры о компетенции административных органов и местного самоуправления.
42. Административная юстиция в странах англосаксонской системы права.
В Великобритании неправомерные действия административных органов могут быть обжалованы в обычный суд. Такой подход основан на доктрине: "независимая судебная власть является лучшей защитой против всякого злоупотребления властью". Наряду с общими судами подобные дела могут рассматривать специальные органы административной юстиции - административные трибуналы (арбитр между администрацией и лицом, процедура проста, лишена многих формальностей, производство довольно дешево). Суд вмешивается каждый раз, когда какой-либо государственный орган совершает незаконное, неразумное или несправедливое деяние.
США Закон об административной процедуре 1946 г. В нем предусмотрены организационные формы отправления административной юстиции в США: специализированные подразделения органов исполнительной власти (комиссии, комитеты, советы, коллегии и т.д.); специальные органы, создаваемые законодателем (Федеральная торговая комиссия, Комиссия по безопасности потребительских продуктов. Агентство по защите окружающей среды). Однако окончательной инстанцией по делам, рассматриваемым этими учреждениями, являются общие федеральные суды. Характерно наделение административных учреждений судебными полномочиями (квазисудебные органы)
Канада(под влиянием британской и американской систем), сочетает присущие им моменты. Ее административные трибуналы входят в единую судебную систему и действуют под контролем судов общей юрисдикции.
Англо-американская модель действует на стыке исполнительной и судебной власти, причем квазисудебная деятельность учреждений сочетается с весьма широкими полномочиями общих судов по рассмотрению административных споров.
Предмет курса. Общая характеристика административной юстиции
Право административной юстиции - это совокупностьадминистративно-процессуальныхнорм, регламентирующих судебный порядок разрешения споров между гражданами либо юридическими лицами с одной стороны и органами государственной власти с другой, возникающее в определенной сфере: сфере государственного управления. (Н.М. Коркунов).
Предмет отрасли - общественные отношения, складывающиеся при судебном разрешении споров, возникающих в особой сфере - сфере государственного управления, где одной из обязательных сторон является орган государственной власти.
Предмет науки - административно-процессуальное право в статике; практика применения процессуального законодательства; перспективы его развития; исторический опыт его развития в России и зарубежных странах.