Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в суде.

1. Объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности (п. 1 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ).

2. Устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ ("Назначение административного наказания без составления протокола"), или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела (п. 2 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ).

3. Проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя (п. 3 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ).

4. Выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела (п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ).

5. Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности (п. 5 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ).

6. Рассматриваются заявленные отводы и ходатайства (п. 6 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ).

7. Выносится определение:

- об отложении дела в случаях:

1) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу (пп. "а" п. 7 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ);

2) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу (пп. "б" п. 7 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ);

3) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы (пп. "в" п. 7 ч. 1 ст. 29.7КоАП РФ);

- о приводе лица, участие которого признано обязательным при рассмотрении дела, выносится в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ (п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ);

- о передаче дела на рассмотрение по подведомственности выносится в соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ (п. 9 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ).

При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение (ч. 2 ст. 29.7 КоАП РФ).

В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ (ч. 3 ст. 29.7 КоАП РФ).

Если по делу участвуют обе стороны, то судебное заседание завершается прением сторон. Сначала в прениях предоставляется слово представителю органа, составившего протокол, потерпевшему, гражданскому истцу, их представителям, а затем лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, его защитнику.

После выступления в прениях участникам процесса в том же порядке предоставляется право на реплику. Право на последнюю реплику имеет лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении.

Рассмотрение дел об АП. Подготовка к рассмотрению дела об АП.

Алгоритм подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении.

По поступившему делу об административном правонарушении судья в соответствии проверяет:

1) относится ли оно к его компетенции

При разрешении данного вопроса следует исходить из 4 элементов подведомственности: родовой, предметной, должностной и территориальной. Родовая определяет какой именно вид власти уполномочен рассматривать данное административное дело (административный или судебный). Предметная определена главой 23 КоАП РФ в которой перечислены судьи, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, а также разграничена подведомственность дел между судами. Должностная определяет какое именно должностное лицо уполномочено рассматривать дело. Территориальная - определяется место рассмотрения дела.

Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении

Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении , в соответствии со статьей 29.1 КРФоАП, судья, орган, должностное лицо обязаны выяснить следующие вопросы:

-относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

-имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

-правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КРФоАП, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

-имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

-достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

-имеются ли ходатайства и отводы.

Рассмотрение дела об административном правонарушении

Данная стадия является центральной в производстве по делам об административных правонарушениях. В процессе ее осуществления условно можно выделить группы взаимосвязанных действий судьи, органа, должностного лица, именуемые этапами.

Традиционно выделяются этапы: а) подготовки дела к рассмотрению, б) анализа обстоятельств дела и собранных материалов, в) принятия и объявления постановления по делу.

Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении представляет собой определенную последовательность процессуальных действий, направленную на защиту прав и законных интересов лиц участвующих в производстве по делу об административном правонарушении и установление объективной истины.

На стадии анализа обстоятельств и собранных материалов дела, изучаются и проверяются доказательства. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

Существуют и вещественные доказательства, должны приобщаться к делу об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено определение:

1) О передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2) О передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) О назначении административного наказания;

2) О прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

1) Наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ;

2) Объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ;

3) Прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

Постановлением по делу об административном правонарушении является правоприменительный акт, вынесенный судьей, органом, должностным лицом по результатам рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении. В нем должны быть указаны данные субъекта, рассматривающего дело, дата и место рассмотрения дела. Кроме того из текста постановления должно быть видно что не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности по данному делу.

Наши рекомендации