Место рассмотрения дела об административном правонарушении.
Общее правило: дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ).
Исключение 1: По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица (ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ).
Исключение 2: Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ).
Исключение 3: Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).
Исключение 4: Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.35 КоАП РФ ("Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних"),6.10 КоАП РФ ("Вовлечение несовершеннолетних в употребление пива и напитков, изготовляемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ"), 20.22КоАП РФ ("Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготовляемых на его основе, алкогольной или спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах") рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).
2) нет ли оснований для самоотвода;
Судья, которому на рассмотрение передано дело об административном правонарушении, не может его рассматривать, если является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя; лично, прямо или косвенно заинтересован в разрешении дела.
При наличии вышеуказанных обстоятельств судья обязан заявить самоотвод.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор также вправе заявить отвод судье.
Отвод может быть заявлен и иным участникам процесса (ст. ст. 25.12 - 25.13 КоАП РФ). Заявление об отводе рассматривается судьей, в производстве которого находится дело об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения заявления об отводе судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.
В случае самоотвода или удовлетворения ходатайства об отводе мирового судьи (судьи), дело направляется председателю соответствующего районного суда для организации его разрешения судьями районного суда.
3) правильно ли составлены: протокол об административном правонарушении и другие документы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены материалы по делу в целом.
Примечание: Административное дело к моменту поступления к судье должно быть подшито, пронумеровано, по нему обязательно: наличие описи документов, заполнение в них всех необходимых граф, строк, учинение соответствующих подписей.
При изучении протокола необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:
- содержит ли протокол сведения о дате и месте его составления;
- указана ли должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
- имеются ли данные о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
- содержит ли протокол сведения о свидетелях, потерпевших (если они были и на них указывали лица, в отношении которых составлен протокол), имеются ли сведения об их месте жительства;
- описано ли в протоколе место и время совершения и событие административного правонарушения;
- имеется ли указание на конкретную статью КоАП РФ, предусматривающую ответственность за данное правонарушение;
- истребовалось ли объяснение физического лица, законного представителя юридического лица по поводу совершения административного правонарушения.
Кроме этого, необходимо убедиться, подписан ли протокол лицом, уполномоченным составлять его, содержатся ли в протоколе сведения о разъяснении лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, их прав и обязанностей, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ; указаны ли при составлении протокола понятые и их данные о месте проживания, в случаях, когда их присутствие в соответствии со ст. 25.7 КоАП РФ и главой 27 КоАП РФ обязательно; соблюдалось ли лицом, составившим протокол, право на защиту лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; в случае составления протокола в отношении лица, не владеющего русским языком, был ли осуществлен перевод протокола и других документов, имеющихся в деле об административном правонарушении.
4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу (т.е. не имеется ли формальных поводов к прекращению дела производством, см. ст. 24.5 КоАП РФ);
5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу (на данном этапе судья не вправе входить в оценку доказательств, предрешать вопрос о виновности; его полномочия ограничиваются только проверкой наличия в материалах дела соответствующей информации, которая может стать предметом исследования в судебном заседании);
6) имеются ли ходатайства и отводы.
Ходатайства на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении являются одной из гарантий всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела. По общему правилу на данном этапе процесса ходатайства могут быть заявлены только в письменной форме.
Ходатайства рассматриваются немедленно. По результатам их рассмотрения судьей выносится определение. О результатах рассмотрения ходатайства сообщается лицу, их заявившему (ст. 24.4 КоАП РФ).
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:
1) о назначении времени и места рассмотрения дела;
2) о вызове лиц, указанных в ст. ст. 25.1 - 25.10 КоАП РФ, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;
3) об отложении рассмотрения дела;
4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, к которому протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи.