Административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Статья закрепляет перечень органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Точное и строгое отражение в Кодексе субъектов административной юрисдикции имеет большое значение для обеспечения законности при производстве по делам об административных правонарушениях, гарантий прав физических и юридических лиц. Это особенно важно в связи с двухуровневой системой законодательства об административных правонарушениях, что предполагает участие не только Российской Федерации, но и ее субъектов в формировании исчерпывающего перечня указанных органов и должностных лиц.
Содержащееся в комментируемой статье положение о том, что дела о предусмотренных им административных правонарушениях рассматриваются субъектами административной юрисдикции в пределах их компетенции, установленной главой 23 Кодекса, указывает на необходимость правильного определения подведомственности дел об административных правонарушениях. Это означает отнесение законом определенных категорий дел об административных правонарушениях к ведению конкретного органа или должностного лица, уполномоченных рассматривать и разрешать их по существу.
В системе субъектов административной юрисдикции ведущее место занимают суды (судья). Сейчас с полной уверенностью можно говорить о законодательном закреплении тенденции к повышению роли судей в производстве по делам об административных правонарушениях, наделению их широкими полномочиями по применению мер административного наказания к лицам, совершившим административные правонарушения. Это в полной мере согласуется с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», определившими, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, а судебная власть — посредством в том числе и административного судопроизводства и никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя отправление правосудия.
Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным законом от 17 декабря 1998г. №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается законами субъектов Федерации.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются коллегиальными органами, рассматривающими дела об административных правонарушениях, совершенных подростками в возрасте от 16 до 18 лет. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» указанные комиссии образуются органами местного самоуправления и в пределах своей компетенции обеспечивают в установленных законодательством случаях применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей.
Рассмотрение дел о правонарушениях, совершенных подростками, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, позволяет учитывать их возрастные, психологические и иные особенности, оптимально сочетать применение общих мер административного наказания с принудительным воздействием воспитательного характера, принимать комплексные решения, направленные на устранение причин правонарушений несовершеннолетних и условий, им способствующих, наилучшим образом организовать аналитическую работу.
В настоящее время в соответствии с федеральным законодательством об административных правонарушениях действует шестьдесят пять органов административной юрисдикции общей, отраслевой, внутриотраслевой, межотраслевой, надведомственной (или специальной), а также смешанной компетенции, относящихся к числу федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 20 мая 2004г. №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти». Полномочия в сфере административной ответственности возложены не на весь перечень органов, закрепленных в этом Указе, а только на те, которые осуществляют мероприятия по государственному контролю и надзору (см.: комментарий к главе 23 КоАП РФ).
Часть 2 ст.22.1 КоАП РФ определяет, что органами административной юрисдикции в соответствии с законами субъектов Федерации могут быть лишь: мировые судьи; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (например, лицензионная палата либо другой орган, осуществляющий лицензирование определенных видов деятельности; специально уполномоченный орган в области охраны окружающей природной среды; орган, осуществляющий государственный надзор за соблюдением правил охоты, и др.); административные комиссии, иные коллегиальные органы (например, комиссии по борьбе с пьянством), создаваемые на основании указанных законов. При этом мировые судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, упомянутые в главе 23 КоАП РФ (например, органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), рассматривают дела о правонарушениях, предусмотренных как КоАП РФ, так и законами субъектов Федерации, в пределах установленных ими полномочий. Административные комиссии и иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, рассматривают дела только о тех административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена их же законами.
При применении законов субъектов Российской Федерации необходимо учитывать положения статьи 1.3 КоАП РФ, определяющие предметы ведения и исключительную компетенцию Российской Федерации. Если указанные положения не были соблюдены при принятии закона субъекта Российской Федерации, применению подлежит соответствующая норма Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В случае, когда международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, применению подлежат нормы международного договора, имеющие прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации.
14. Порядок образования коллегиальных органов , уполномоченных рассматривать дела о АП.
Общие правила рассмотрения административных дел, которые предлагаются в законопроекте, во многом схожи с действующими процедурами гражданского судопроизводства.
Как известно, гражданское процессуальное законодательство также предусматривает возможность рассмотрения поступающих в суд заявлений единолично или коллегиально.
Дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются судьей единолично, если коллегиальное рассмотрение дела не предусмотрено настоящей статьей. Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей.
Дела в арбитражном суде апелляционной и кассационной инстанций, а также в порядке надзора рассматриваются коллегиально в составе трех или иного нечетного количества судей, если иное не установлено настоящим Кодексом.
При коллегиальном рассмотрении дела один из судей председательствует в судебном заседании.
В случае, если настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично рассматривать дела и разрешать отдельные процессуальные вопросы, судья действует от имени арбитражного суда.
Административные комиссии являются постоянно действующими коллегиальными органами по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами.
В своей деятельности административные комиссии руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации.
Порядок образования коллегиальных органов:
1. Административные комиссии образуются органами власти субъектов и руководителями территориальных органов исполнительной власти в соответствии с законом и положениями об административных комиссиях.
2. Порядок образования иных коллегиальных органов определяется органами власти субъектов в соответствии с Законом и положением о коллегиальном органе.
Правомочность заседаний коллегиального органа и принятия решений:
1. Коллегиальный орган вправе рассматривать дело об административном правонарушении, если на его заседании присутствует более половины от общего числа членов коллегиального органа.
2. Решение по рассматриваемому коллегиальным органом делу об административном правонарушении считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.
Виды коллегиальных органов:
1. Административные комиссии межотраслевой компетенции. Они являются наиболее распространённым видом коллегиальных органов административной юрисдикции и действуют во всех субъектах РФ, за исключением Республики Карелия, Красноярского края, Воронежской, Московской, Новгородской, Псковской, Саратовской, Свердловской и Челябинской областей.
2. Административные комиссии, осуществляющие контрольные и кураторские функции в отношении нижестоящих комиссий и образованные в отдельных субъектах РФ (Волгоградская, Смоленская области, г. Москва).
3. Специализированные административные комиссии.
4. Коллегиальные органы административной юрисдикции, не являющиеся административными комиссиями, но созданные специально для рассмотрения дел об административных правонарушениях
5. Коллегиальные органы, осуществляющие административно-юрисдикционную функцию дополнительно к основной деятельности.