Правовые основы производства по делам об админ-х правонарушениях.
Правовые основы производства по делам об админ-х правонарушениях.
В теории права понятие "юридический процесс" означает порядок осуществления деятельности государственных органов, осуществляющих применение права. Близким ему по значению является термин "процедура", подразумевающий официально установленный порядок при осуществлении юридически значимых действий и разрешении дел. Важнейшие особенности юридического процесса заключаются в том, что он урегулирован процессуальными нормами и направлен на реализацию норм материального права ..
Производство по делам об административных правонарушениях является одним из видов административных производств, составной частью административного процесса. Следовательно, под производством по делам об административных правонарушениях следует понимать особый вид процессуальной деятельности, урегулированную законом процедуру разрешения определённой группы дел .
Производство по делам об административных правонарушениях является одной из сторон административно-процессуальной деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти, а также их должностными лицами. Вместе с тем субъектами такой деятельности являются и судьи, которые рассматривают ряд дел об административных правонарушениях.
Процессуальный характер производства своё основное выражение получает в реализации санкций правовых норм, устанавливающих административную ответственность физических и юридических лиц за совершаемые ими административные правонарушения, предусмотренные Особенной частью Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ)
Разрешение дела предполагает принятие постановления о назначении административного наказания (либо отказ от его назначения) и его исполнение ..
Производство по делам об административных правонарушениях регулируется нормами КоАП РФ и является административно-процессуальной деятельностью, осуществляемой органами исполнительной власти, а также их должностными лицами.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение по итогам его рассмотрения мотивированного обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ). Своевременное выяснение обстоятельств каждого дела означает соблюдение сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленных ст. 29.6 КоАП РФ.
Сроки рассмотрения дел призваны способствовать вынесению постановления по делу в кратчайшее время, максимально приближённое к моменту совершения противоправного деяния.
Обстоятельства ,исключающие производ-во по делам об АП.
Участники администр-го производ-ва.
Стадии производ-ва по делам об АП.
Статья 26.2. Доказательства
1. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
2. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
3. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Рассмотрение дел об АП. Подготовка к рассмотрению дела об АП.
Алгоритм подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении.
По поступившему делу об административном правонарушении судья в соответствии проверяет:
1) относится ли оно к его компетенции
При разрешении данного вопроса следует исходить из 4 элементов подведомственности: родовой, предметной, должностной и территориальной. Родовая определяет какой именно вид власти уполномочен рассматривать данное административное дело (административный или судебный). Предметная определена главой 23 КоАП РФ в которой перечислены судьи, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, а также разграничена подведомственность дел между судами. Должностная определяет какое именно должностное лицо уполномочено рассматривать дело. Территориальная - определяется место рассмотрения дела.
Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:
1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
6) имеются ли ходатайства и отводы.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении , в соответствии со статьей 29.1 КРФоАП, судья, орган, должностное лицо обязаны выяснить следующие вопросы:
-относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
-имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
-правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КРФоАП, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
-имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
-достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
-имеются ли ходатайства и отводы.
Рассмотрение дела об административном правонарушении
Данная стадия является центральной в производстве по делам об административных правонарушениях. В процессе ее осуществления условно можно выделить группы взаимосвязанных действий судьи, органа, должностного лица, именуемые этапами.
Традиционно выделяются этапы: а) подготовки дела к рассмотрению, б) анализа обстоятельств дела и собранных материалов, в) принятия и объявления постановления по делу.
Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:
1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
6) имеются ли ходатайства и отводы.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении представляет собой определенную последовательность процессуальных действий, направленную на защиту прав и законных интересов лиц участвующих в производстве по делу об административном правонарушении и установление объективной истины.
На стадии анализа обстоятельств и собранных материалов дела, изучаются и проверяются доказательства. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
Существуют и вещественные доказательства, должны приобщаться к делу об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено определение:
1) О передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2) О передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
1) О назначении административного наказания;
2) О прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:
1) Наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ;
2) Объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ;
3) Прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.
Постановлением по делу об административном правонарушении является правоприменительный акт, вынесенный судьей, органом, должностным лицом по результатам рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении. В нем должны быть указаны данные субъекта, рассматривающего дело, дата и место рассмотрения дела. Кроме того из текста постановления должно быть видно что не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности по данному делу.
Статья 30.16. Пределы и сроки рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
1. По жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.
2. Судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
3. Решение по жалобе, протесту выносится не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы, протеста в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении - не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.
4. Повторные подача жалоб, принесение протестов по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на такое постановление, не допускаются
Комментарий к статье 32.2
1. Базовые аспекты установления такой меры административной ответственности, как административный штраф, регулируются статьей 3.5 КоАП РФ (см. комментарий).
В добровольном порядке административный штраф может быть уплачен в течение 30 дней с момента вступления в законную силу соответствующего постановления либо с момента истечения срока рассрочки или отсрочки платежа (см. комментарии к статьям 30.3, 31.1, 31.5 КоАП РФ).
Если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере ста рублей, а при нарушении таможенных правил - в размере одной тысячи рублей, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения налагается и взимается административный штраф.
При совершении административного правонарушения в области дорожного движения постановление о наложении административного штрафа оформляется в порядке, предусмотренном статьей 32.3 (см. комментарий), а взимается в порядке комментируемой статьи.
Когда факт совершения административного правонарушения, назначенное ему административное наказание оспариваются лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также оно отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении (см. комментарий к статье 29.11 КоАП РФ).
2. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, регулируется статьей 2.3 КоАП (см. комментарий).
3. Согласно части 4 комментируемой статьи обязанность по представлению копии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, судье, в орган, должностному лицу, вынесшим постановление, возлагается на лицо, привлеченное к административной ответственности. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ часть 4 настоящей статьи утрачивает силу с 1 января 2008 г.
4. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в
соответствии с частью 1 статьи 20.25.
С 1 января 2008 г. часть 5 настоящей статьи будет дополнена. Согласно этому дополнению копию протокола об административном правонарушении необходимо будет направлять судье в течение трех дней со дня его составления.
Согласно статье 28.3 КоАП РФ должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.25 КоАП РФ, являются исключительно должностные лица органов внутренних дел (см. комментарии).
5. Непосредственно принудительное исполнение постановления (решения) о наложении административного штрафа предусмотрено при неуплате административного штрафа в вышеуказанный срок, осуществляется на основании ФЗ N 119-ФЗ.
Так, к основаниям применения мер принудительного исполнения относятся:
1) предъявление в установленном федеральным законом порядке надлежаще оформленного исполнительного документа;
2) принятие судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства;
3) истечение срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения.
А под мерами принудительного исполнения понимаются следующие действия:
1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации;
2) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника;
3) обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц;
4) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе;
5) иные меры, предпринимаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, обеспечивающие исполнение исполнительного документа.
6. Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов, осуществляется на основании и в порядке, которые предусмотрены седьмым разделом ГПК РФ.
Комментарий к статье 32.3
1. На месте совершения административного правонарушения административный штраф налагается согласно данному Кодексу (см. комментарии к статьям 28.6, 32.2 КоАП РФ). В подобных ситуациях постановление-квитанция относится к категории правоприменительного акта оперативно-процессуального реагирования.
Выдача постановления-квитанции предусмотрена и при нарушении таможенных правил, где письмом ФТС РФ от 11.08.2006 N 01-06/28137 (Таможенный вестник. 2006. сентябрь) направлены Методические рекомендации по применению постановлений-квитанций о наложении административного штрафа и образец постановления-квитанции. При этом уполномоченным должностным лицом таможенного органа налагается на месте совершения административного правонарушения с составлением постановления-квитанции административный штраф в размере ста рублей, а при нарушении таможенных правил - в размере одной тысячи рублей. В случае если лицо, совершившее административное правонарушение, за которое возможно привлечение к административной ответственности с составлением постановления-квитанции, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, должностное лицо таможенного органа в соответствии с частью 2 статьи 28.6 КоАП РФ составляет протокол об административном правонарушении.
При вынесении постановления о наложении административного штрафа оно подлежит исполнению в соответствии со статьей 32.2 КоАП (см. комментарий).
2. Важно обращать внимание на выполнение тех обязательных требований, которые предъявляются к постановлению-квитанции. Так, в постановлении-квитанции должны быть указаны: дата ее выдачи, должность, фамилия, инициалы должностного лица, назначившего административное наказание, адрес органа, должностное лицо, которое выдало постановление- квитанцию, сведения о лице, привлеченном к административной ответственности, статья нормативно-правового акта, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, время и место совершения административного правонарушения, сумма налагаемого административного штрафа, информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа. Постановление-квитанция составляется в двух экземплярах и подписывается должностным лицом, назначившим административное наказание, и лицом,
привлеченным к административной ответственности.
3. С 1 января 2008 г. часть 3 комментируемой статьи утрачивает силу.
Правовые основы производства по делам об админ-х правонарушениях.
В теории права понятие "юридический процесс" означает порядок осуществления деятельности государственных органов, осуществляющих применение права. Близким ему по значению является термин "процедура", подразумевающий официально установленный порядок при осуществлении юридически значимых действий и разрешении дел. Важнейшие особенности юридического процесса заключаются в том, что он урегулирован процессуальными нормами и направлен на реализацию норм материального права ..
Производство по делам об административных правонарушениях является одним из видов административных производств, составной частью административного процесса. Следовательно, под производством по делам об административных правонарушениях следует понимать особый вид процессуальной деятельности, урегулированную законом процедуру разрешения определённой группы дел .
Производство по делам об административных правонарушениях является одной из сторон административно-процессуальной деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти, а также их должностными лицами. Вместе с тем субъектами такой деятельности являются и судьи, которые рассматривают ряд дел об административных правонарушениях.
Процессуальный характер производства своё основное выражение получает в реализации санкций правовых норм, устанавливающих административную ответственность физических и юридических лиц за совершаемые ими административные правонарушения, предусмотренные Особенной частью Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ)
Разрешение дела предполагает принятие постановления о назначении административного наказания (либо отказ от его назначения) и его исполнение ..
Производство по делам об административных правонарушениях регулируется нормами КоАП РФ и является административно-процессуальной деятельностью, осуществляемой органами исполнительной власти, а также их должностными лицами.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение по итогам его рассмотрения мотивированного обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ). Своевременное выяснение обстоятельств каждого дела означает соблюдение сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленных ст. 29.6 КоАП РФ.
Сроки рассмотрения дел призваны способствовать вынесению постановления по делу в кратчайшее время, максимально приближённое к моменту совершения противоправного деяния.