Производство по делам об оспаривании действий государственных постановлений административных органов и должностных лиц в связи с наложением административных наказаний

Порядок рассмотрения судом этих дел регулируется гл. 24 ГПК (ст. ст. 236-239). В ст. 236 ГПК устанавливается, что данные жалобы рассматриваются судом только в случаях, предусмотренных законом, т.е. в том числе и в случаях, предусмотренных ст. 30.1 КоАП РФ.

КоАП предполагает альтернативную подведомственность этих дел в случае вынесения постановления должностным лицом и исключительно судебную подведомственность дел по постановлениям, вынесенным коллегиальными органами. Причем в случаях, если жалобы на постановления по делу об административном правонарушении поступили в суд и вышестоящему должностному лицу, то жалобы рассматривает суд.

Жалоба (заявление) должна быть подана в течение 10 дней со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания. Ст. 30.2 КоАП РФ устанавливает два порядка подачи жалобы. Во-первых, она может быть подана в административный орган или должностному лицу, которые вынесли постановление по делу об административном правонарушении. Этот орган или должностное лицо обязаны в течение трех суток направить жалобу со всеми материалами дела в соответствующий суд. Во-вторых, жалоба может быть подана непосредственно в суд.

Жалоба оформляется в соответствии со ст. ст. 126-127 ГПК и не облагается госпошлиной. Ее подача в установленный срок приостанавливает исполнение постановления об административном наказании до рассмотрения дела. Судья выносит определение о приостановлении производства взыскания до вступления решения суда, вынесенного до вступления решения суда, вынесенного по жалобе, в законную силу (ст. 361 и 363 ГПК). Копия определения должна быть направлена должностному лицу или административному органу.

Жалоба по делу о наложении административного взыскания подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления в суд со всеми материалами дела. Рассмотрение жалобы производится судьей единолично.

При ее разбирательстве ст. 30.6 КоАП предусматривает следующий порядок процессуальных действий:

1) объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;

2) устанавливается явка физического лица или законного представителя физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;

5) разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;

6) разрешаются заявленные отводы и ходатайства;

7) оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;

8) проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом;

9) в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

При рассмотрении дела судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Он исследует обстоятельства, относящиеся как к административному правонарушению, так и к личности лица, его совершившего, и, в частности, выясняет:

произведено ли административное взыскание на основании закона и управомоченным на то органом (должностным лицом);

был ли соблюден установленный порядок привлечения к административной ответственности;

совершил ли заявитель нарушение, за которое законом установлена административная ответственность;

виновен ли он в совершении этого нарушения и какова степень его вины;

соответствует ли наложенное взыскание тяжести совершенного административного правонарушения;

учтены ли при этом личность виновного, его семейное и имущественное положение;

не истекли ли сроки давности для наложения взыскания.

Обязанность доказывания возлагается на государственный орган (должностное лицо): он должен обосновать правомерность привлечения заявителя к административной ответственности и адекватность наложенного взыскания. По итогам судебного разбирательства судья вправе: а) отменить наложенное взыскание; б) оставить жалобу без удовлетворения; в) снизить размер взыскания. Решение суда оглашается немедленно после его вынесения.

Наши рекомендации