Контрольно-надзорная деятельность.
Контроль является довольно широкой и объемной правовой категорией и рассматривается как функция государственного управления, как определенный этап (стадия) в управленческом цикле, как способ обеспечения законности. Посредством контроля его субъекты выясняют, соответствуют ли деятельность органов исполнительной власти, действия должностных лиц, граждан и их объединений, осуществляемые в сфере управления, установленным правовым нормам. При этом между контролирующим органом и подконтрольным объектом, как правило, существуют отношения подчиненности или подведомственности.
Контроль призван обеспечить строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение дисциплины органами исполнительной власти, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами.
Сущность и назначение контроля:
§ объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности подконтрольного объекта;
§ наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольного объекта;
§ получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины в подконтрольном объекте;
§ принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;
§ выявление причин и условий, способствующих правонарушениям;
§ принятие мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.
Надзор— это функция специальных государственных органов по систематическому наблюдению за точным и неуклонным соблюдением законов и иных нормативных актов, осуществляемая в отношении неподчиненных им граждан и юридических лиц с целью обеспечения законности, безопасности общества, государства и граждан.
Надзор в зависимости от субъектов, его осуществляющих, подразделяется на два вида: административный и прокурорский.
Функции по контролю и надзору возложены на федеральные органы исполнительной власти, как правило, созданные в организационно-правовой форме федеральной службы.
Некоторые органы исполнительной власти можно назвать контрольно-надзорными, так как в ряде случаев трудно отличить контрольные функции от надзорных, например, у Государственного таможенного комитета или Министерства по налогам и сборам. Поэтому в законодательстве не всегда четко проводится разграничение между контрольными и надзорными функциями
Экзаменационный билет № 39
1. Право граждан на обращения в органы публичной администрации. Административная процедура рассмотрения обращений граждан.
2. Правовое положение федеральных агентств: руководство, структура, компетенция.
Экзаменационный билет № 40
1. Множественность административных правонарушений. Правила назначения административных наказаний при множественности административных правонарушений.
Множественность – это выполнение одним лицом нескольких составов, которые не утратили своего юрид-го значения на день решения вопроса об ответственности правонарушителя.
Признаки множественности:
§ наличие нескольких самостоятельных составов правонарушений
§ все противоправные деяния совершаются 1 лицом, которое одновременно или разновременно выполняет несколько самостоятельных правонарушений.
§ каждый из образующих множественность составов сохраняет свою юрид-ю значимость на момент рассмотрения дела
Самый существенный критерий классификации множественности- совершение правонарушения до или после привлечения лиц к ответственности за предыдущее. Совершение 1 лицом нескольких правонарушений до привлечения к ответственности называется совокупностью. Соответственно выделяются:
- идеальная совокупность – одновременное выполнение одним действием нескольких составов правонарушений
- реальная совокупность - несколько составов выполняются разновременно, разными действиями
Правила
При совершении лицом двух и более АП административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы АП, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же органу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.
3. В случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается: 1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения;
2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.
Под рецидивом понимается совершение нового правонарушения после привлечения к ответственности за предыдущее. Если 1 и 2 правонарушения тождественны, то это - специальный рецидив. При решении вопроса об ответственности при специальном рецидиве важно учитывать срок состояния наказуемости за 1 правонарушение. Лицо считается подвергавшимся админ-му наказанию в течение 1 года, после истечения этого срока, лицо будет отвечать за совершенное правонарушение, как если бы оно совершило его впервые.