Специальные административно-правовые режимы (чрезвычайное положение, военное положение, режим ЗАТО): понятие, структура.
Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.
а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации
б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации
1. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, - 60 суток.
а) полное или частичное приостановление полномочий органов исполнительной власти субъекта
б) установление ограничений на свободу передвижения
в) усиление охраны общественного порядка, объектов
к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае,
Дополнительные меры:
а) введение комендантского часа
б) ограничение свободы печати и других средств массовой информации
в) приостановление деятельности политических партий
е) выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения
а) временное отселение жителей в безопасные районы;
б) введение карантина
Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с КРФ Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.
2. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.
3. Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены военного положения
Меры:
§ усиление охраны общественного порядка § эвакуация объектов§ введение и обеспечение особого режима въезда на территорию§ запрещение или ограничение выбора места пребывания либо§ места жительства§ запрещение или ограничение выезда граждан за пределы§ территории Российской Федерации;Закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) – имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, по переработке радиоактивных и других материалов;
Решение о создании ЗАТО принимается Президентом РФ.
ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам административной подчиненности и границ, определения полномочий органов субъектов РФДля ЗАТО существуют особенности въезда, землепользования, приватизации, совершения сделок с недвижимостью.
§ установление контролируемых и запретных зон по границе и в пределах указанного образования;§ ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории;§ ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией;2. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (общая характеристика): понятие, система, нормативная основа.
Меры пресечения (обеспечительные меры) – имеют своей целью обеспечить нормальный ход производства по делам об админ-х правонарушениях. Ст. 27.1 КоАПП – в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении применяются следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:
1) доставление;
2) административное задержание;
3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице;
4) изъятие вещей и документов;
5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
9) привод.
2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
1.Доставление - есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. Срок доставления – по возможности кратчайший.
2. админ-е задержание - есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Ст. 27.5 фиксирует сроки админ-го задержания, среди которых выделяется общий срок, предел которого составляет 3 часа, а дальше идут юридически значимые нюансы:
А - связанные со спецификой совершенного админ-го правонарушения. В соответствии с ч.2 ст. 27.5 2. лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
Б – ч.3 ст. 27.5 предусматривает второе исключение из общего правила: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
Задержанное лицо содержится в специально отведенном для этого помещении., которое должно отвечать санитарным требованиям и исключать возможность его самовольного оставления. Условия содержания, нормы питания, порядок медицинского обслуживания устанавливаются Правительством РФ.
Привод. – (ст. 27. 15)
Поскольку речь идет о приводе, то нужно говорить об основаниях привода. Согласно ч.3 ст. 29.4 таким основанием является случай, когда лица, которым положено принимать участие при рассмотрении дела об админ-м правонарушении не явились по неуважительной причине и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному выяснению обстоятельств дела и разрешения его по существу.
Экзаменационный билет № 33