Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях
Важное процессуальное значение имеют доказательства, т.е. любые фактические данные, на основе которых судья, орган (должностные лица) устанавливают наличие либо отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица.
Предмет доказывания составляют обстоятельства, подлежащие обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие),; обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность; характер и размер причиненного ущерба;
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лиц, в отношении которых ведется производство, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями эксперта, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Вещественными доказательствами по делу могут быть предметы, явившиеся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения либо сохранившие на себе его следы. В случае необходимости они фотографируются и приобщаются к делу.
Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них, имеют значение для производства. Эти сведения фиксируются как в письменной, так и в иной форме (материалы фото- и киносъемок, звуко- и видеозаписи, информационные базы)
Показания специальных технических средств, т.е. измерительных приборов, утвержденных в официальном порядке в качестве средств измерений, имеющих соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку и др.
Оценка доказательств осуществляется органом (должностным лицом), ведущим административное производство, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Стадия пересмотра дела об административном правонарушении.
Эта стадия не носит обязательного характера, она является дополнительной, факультативной.
Инициирующие процессуальные документы:
1.Жалоба участников производства: Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об АП- Потерпевший- Законные представители физического лица- Законные представители юридического лица - Защитник и представитель
2.Протест прокурора
Куда обращаться с жалобой:
1.Вынесенное судьей постановление – в вышестоящий суд
2.Вынесенное коллегиальным органом или судебным приставом-исполнителем – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа/ пристава-исполнителя
3.Вынесенное ДЛ – в вышестоящий орган, вышестоящему ДЛ, либо – в районный суд по месту рассмотрения дела.
4.Вынесенное иным органом – в районный суд по месту рассмотрения дела
В случае, если жалоба на постановление по делу об АП поступила и в суд и к ДЛ, то жалобу будет рассматривать суд. Если постановление по делу об АП, совершенным ЮЛ, то такое постановление обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арб-процессуальным законодательством.
Получив жалобу, широкий правоприменитель ( имеет место тогда, когда законодатель называет всех возможных субъектов, уполномоченных на рассмотрение дела – судья, орган, ДЛ) обязан в течение 3-х суток со дня поступления жалобы, направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд/орган/ДЛ. Если рассмотрение жалобы не относится к компетенции Широкого правоприменителя, то жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение 3х суток.
Сроки обжалования
Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручение или получения копии постановления. Срок рассмотрения жалобы – 10 дней.Итоговым документом, завершающим стадию пересмотра, является – решение по жалобе/протесту.
Решение может быть вынесено в одном из 5 вариантов:
1.Постановление по делу оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения
2.Постановление изменить, но при условии что положение не будет ухудшаться
3.Постановление отменить, а производство по делу прекратить
4.Постановление отменить, а дело возвратить на новое рассмотрение (при допущении ошибок)
5.Постановление отменить, а дело направить на рассмотрение по подведомственности
В порядке надзора жалоба подается, а протест приносится в суд надзорной инстанции.
Судья, принявший к рассмотрению в порядке надзора жалобу/протест имеет право проверить дело в полном объеме. Решение по жалобе/протесту выносится не позднее 2-х месяцев со дня поступления жалобы в суд, а в случае истребования дела об АП – не позднее 1 месяца со дня поступления дела в суд.
Жалобы подаются, а протесты приносятся в порядке надзора в Верховные суды республик, краевые, областные, в ВС РФ.
Итоговым документом по результатам рассмотрения в порядке надзора является:
1.Постановление по делу об АП / решение по жалобе ( протесту) – оставить без изменения
2.Постановление по делу об АП ( если допущены нарушения)
3.Постановление по делу, решение – отменить, а дело возвратить на новое рассмотрение.
4.Постановление отменить ( если есть хотя бы одно обст-во из ст.2.9 или 24.5)