Этические проблемы, связанные с профессиональным статусом юриста.

Для того чтобы качественно выполнять свои обязанности, юристу приходится решать определенные этические проблемы, связанные с его собственным профессиональным статусом, с его положением в фирме.

Источником одной из таких проблем является то обстоятельство, что юрист объективно вынужден играть в организации несколько ролей, каждая из которых может вступать в противоречие с другими. Решение этой проблемы достигается путем согласования ролей.

Правильное решение правовых вопросов – условие успешности и стабильности фирмы, поэтому юрист часто становится доверенным лицом руководителя, его партнером, независи-ло от того, владеет ли он акциями или долями в уставном капитале фирмы. Доверие, оказываемое юристу, предполагает высокую степень его ответственности за результаты деятельности организации. Но при этом юрист остается лицом подчиненным и должен выполнять распоряжения своего руководителя. Роли юриста как доверенного лица руководителя организации и как подчиненного могут вступать в противоречие.

Юристу по различным причинам, в том числе и психологического характера, может быть ближе роль подчиненного. Однако если он не проявляет активности, уклоняется от решения текущих вопросов и консультирования, то руководители и сотрудники постепенно привыкают к тому, что решения и документы в организации вырабатываются без его участия (без участия юридических служб). Ограничение влияния юриста на жизнь организации приводит к тому, что: а) своевременно не вносятся изменения и дополнения в учредительные документы фирмы; б) не осуществляется надлежащий правовой контроль за деятельностью организации в целом (не проводится экспертиза договоров, внутренних документов, принимаемых решений, не анализируются взаимоотношения с партнерами, клиентами, государственными органами и т. д.).

В свою очередь, неправильно оформленные учредительные и локальные документы, не соответствующие законодательству или интересам организации договоры, неправомерные решения (особенно затрагивающие трудовые отношения) – все это порождает негативные последствия для организации, среди которых самыми неприятными являются так называемые «непроизводительные расходы». К непроизводительным расходам относятся, в частности, штрафы за неправильно оформленную аренду, судебные издержки по поводу трудовых споров, прямая потеря денежных средств из-за договоров, не учитывающих интересы организации в целом.

Если, напротив, юрист проявляет очень высокую степень ответственности и в связи с этим чрезмерную инициативность, то в какие-то моменты он вольно или невольно может подменять собой руководителя. Это в свою очередь ведет к нарушению основного принципа управления организацией – принципа единоначалия, что также может иметь негативные последствия как для организации, так и для самого юриста. Какие это последствия? Во-первых, юрист не владеет всей той информацией, которая необходима для принятия правильных решений. Во-вторых, он ориентирован не на экономические показатели – получение прибыли или сокращение издержек, а на «правоохранительные», и потому прежде всего думает о последствиях любой деятельности, а не о бизнесе. Поэтому чрезмерное влияние юриста на стратегию организации может в определенной степени затормозить предпринимательскую активность фирмы.

Для того чтобы каждый раз успешно решать проблему согласования ролей в ситуации власти-подчинения, юристу рекомендуется вести себя следующим образом:

1) в отношении оформления и дополнения учредительных документов юрист не должен дожидаться указаний первого лица организации, которое вообще может упустить из виду этот вопрос, а сам проявить инициативу и позаботиться о надлежащем правовом обеспечении деятельности организации – потребовать, чтобы вопрос о внесении необходимых изменений и дополнений в учредительные документы был включен в повестку дня ближайшего общего собрания участников (акционеров) организации;

2) в отношении принятия руководителями организации юридически значимых решений – юристу трудно будет избежать ответственности за решение, принятое без его участия, – оно все равно его «догонит», и ему придется заниматься ликвидацией отрицательных последствий, которые могут возникнуть в результате осуществления этого решения на практике. Примерами подобных неправомерных решений могут служить решения, принятые без учета изменений в законодательстве, мнения акционеров, трудового коллектива, специфики Трудового кодекса РФ, правовых аспектов предложений заказчиков, партнеров и т. д.

Поэтому юристу необходимо добиваться, чтобы любое решение принималось только после согласования с ним правового аспекта данного решения.

3) в отношении роли юриста во внешней деятельности организации – во время встреч и переговоров вместе с руководителем юрист не должен забывать, что решение принимает не он, а руководитель, но в то же время и не следует уподобляться молчаливому, пассивному «статисту» На переговорах юрист может быть очень полезен:

во-первых, на этапе оформления достигнутых договоренностей он может предложить, в какую форму облечь эти договоренности и решения (например, в форму предварительного договора, протокола, меморандума о намерениях и др.);

во-вторых, в ситуации, когда участники, несмотря на имеющееся твердое желание договориться, все же не могут достичь консенсуса (соглашения, единой позиции), юрист может выступить в роли своеобразного «катализатора» процесса обсуждения и предложить различные варианты сотрудничества, вытекающие из тех возможностей, которые предоставляются законодательством.

4) юрист должен не только постоянно консультировать руководителей организации по вопросам правового характера, но и проводить постоянную работу по разъяснению действующего законодательства (например, в форме обсужденный в корпоративной сети Интернет и на семинарах, тематических мероприятиях);

5) для обеспечения режима сотрудничества и диалога в общении с руководителями и сотрудниками организации и лучшего обоснования своей позиции юристу лучше придерживаться при проведении консультаций следующего порядка действий:

а) уточнить и конкретизировать вопрос и стоящую за ним проблему, облечь вопрос в четкие формулировки, не допускающие различного толкования;

6) для подготовки ответа найти нужные правовые институты и нормы, применить их к данному случаю, найти аналогичные случаи;

в) сформулировать ответ в нужной форме (в виде заключения, совета, рекомендации и др.).

Другая этическая проблема, связанная с поддержанием юристом своего профессионального статуса в организации, связана с организацией надлежащих взаимоотношений с персоналом Юрист должен приложить максимум усилий к тому, чтобы развивать и поддерживать в организации отношения сотрудничества и партнерства, без которых невозможны существование правового пространства и реализация на практике положений и принципов Трудового кодекса РФ, в частности концепции социального партнерства (см. приложение 8).

Любые решения юриста, работающего с кадрами или консультирующего кадровую службу, связаны с ответственностью за реализацию профессиональных возможностей работников, их карьеру и т. д. Иными словами, лишь реализуя свою ответственность за персонал и поддерживая в организации отношения сотрудничества и партнерства, юрист может выполнить свое профессиональное предназначение и утвердить свой статус в организации.

§ 3. Основные требования организационного этикета.

Составление юридических, документов. Множество этических проблем в организации имеют своим источником неправильно, недостаточно четко или небрежно составленные документы. Поэтому правильная разработка и оформление корпоративных документов являются для юриста одновременно требованием и организационного, и профессионального этикета.

Хорошим тоном при составлении корпоративных документов является соблюдение следующих правил:

1) из текста документа должно быть понятно, каким образом, с помощью каких механизмов и процедур происходит регулирование данной сферы отношений;

2) документ, например должностная инструкция или договор, должен учитывать особенности регулируемых отношений и распространяться на широкий круг отношений;

3) текст документа должен быть логически последовательным и не должен содержать логических ошибок;

4) язык документа должен быть ясным и доступным, формулировки, выражения и термины – точными и лаконичными. Необходимо использовать термины и выражения, знакомые и доступные широкому кругу лиц, но в то же время избегать бытовой, повседневной речи; не следует злоупотреблять специальной юридической терминологией;

5) текст документа должен быть компактным и правильно структурированным на разделы, главы, части, статьи, параграфы, пункты;

6) должна быть соблюдена этичность изложения материала юридический документ не должен содержать оскорбительных или откровенно льстивых, а также унижающих человеческое достоинство слов и выражений недопустимо использовать метафоры, жаргонные и сленговые выражения. Исключением из этого правила являются ситуации, когда в тексте документа необходимо привести цитату. Например, в исковое заявление, связанное с защитой чести и достоинства, может потребоваться включить те оскорбительные выражения, которые были высказаны в отношении заявителя.

Соблюдение требований служебного этикета. От юриста в любой организации руководители и сотрудники ожидают, что он будет образцом в служебных отношениях и будет не только сам выполнять требования служебного этикета, но и требовать их выполнения от других сотрудников. Согласно этим требованиям:

1) необходимо оберегать престиж той организации, где работаешь, отзываться о ней хорошо, соблюдать требования корпоративных документов и этические организационные стандарты: порядочность, ответственность, честность, лояльность, заботу, компетентность, субординацию;

2) нужно поддерживать доброжелательную рабочую обстановку в коллективе, проявлять по отношению к коллегам, клиентам, руководителям вежливость, такт, внимание, уважение, в случае необходимости оказывать коллегам помощь;

3) надо стараться избегать конфликтов, а в случае возникновения конфликтной ситуации конструктивно разрешать конфликт и уметь идти на компромисс;

4) необходимо соблюдать дистанцию в общении с клиентами, коллегами и администрацией и не смешивать личную и деловую жизнь;

5) недопустимо срывать свое плохое настроение на других людях, жаловаться на других людей, на свои проблемы. Если все же «срыв» произошел, необходимо сразу же извиниться. Нельзя обсуждать чью-либо внешность, одежду, фигуру, делиться подробностями личной жизни с коллегами и руководителями;

6) все посторонние дела в рабочее время должны быть полностью исключены;

7) надо всегда здороваться с коллегами и отвечать на их приветствия (делать это достаточно один раз в день);

8) ко всем коллегам, независимо от того, руководитель это или подчиненный, надо относиться с уважением и тактом;

9) надо вставать, если в комнату входит руководитель. Не надо вставать, если входят коллеги;

10) в любом случае нельзя отвечать грубостью на грубость, агрессию, несправедливую или справедливую критику. Если грубость допускает начальник по отношению к подчиненному, то последнему, если он уверен в своей правоте, желательно попросить руководство о личной встрече;

11) нельзя никому делать замечания в присутствии третьего лица – это необходимо делать конфиденциально. В случае критики (обоснованной или необоснованной) желательно не оправдываться, не винить других, не защищаться, а задать нужные вопросы критикующему. Если ошибка действительно была допущена и критика справедлива, хорошим тоном является честное признание данной ошибки;

12) нельзя употреблять жаргонные и сленговые слова и выражения, оскорбительные слова, злоупотреблять специальной терминологией. Надо говорить, соблюдая правила грамматики;

13) недопустимо прислушиваться к чужим телефонным разговорам и рассматривать бумаги на чужом столе.

Для налаживания и поддержания конструктивного делового общения необходимо следовать определенным принципам, а именно:

• принципу истинности, который состоит в том, чтобы преднамеренно не искажать действительность;

• принципу искренности, который состоит в том, чтобы выражать в процессе коммуникации свое истинное отношение |с действительности;

• принципу взаимодействия, который состоит в том, чтобы:

а) предоставлять партнеру ровно столько информации, сколько необходимо;

б) не предоставлять заведомо ложной или недостаточно обоснованной информации;

в) не отклоняться от темы и оперировать только уместной (относящейся к делу) информацией;

г) избегать непонятных выражений, ненужного многословия, неоднозначных выражений;

• принципу вежливости, который предполагает, что партнеры будут соблюдать:

а) «правило такта», согласно которому нельзя нарушать границы личной сферы партнера: например, иногда нельзя спрашивать о цели коммуникации, если она не задана; нельзя затрагивать темы частной жизни, вкусов, личных предпочтений (они считаются опасными, так как могут вызвать напряжение и конфликт).

б) «правило одобрения», согласно которому нельзя осуждать других;

в) «правило скромности», которое требует, чтобы партнеры не принимали в свой адрес чрезмерных похвал, отклоняя их как не отвечающие действительности.

г) «правило согласия», которое предполагает отказ от выяснения истины в том случае, если это выяснение может привести к конфликту партнеров, то есть отказ от истины во имя сохранения согласия и самого взаимодействия;

д) «правило благожелательности», требующее от партнеров выражения благожелательности по отношению друг к другу в ситуации с намечающимся конфликтом. (См. Клюев Е. В. Речевая коммуникация. Уч. пособие. М., 1998 С. 78–124).

Соблюдение требований речевого этикета способствует снижению коммуникативного риска Партнеры по общению должны.

• соблюдать сдержанность в суждениях, не использовать в речи категоричные утверждения;

• исходить из порядочности партнера (презумпции порядочности);

• выражать несогласие вежливо;

• использовать доброжелательные интонации.

Слушающий должен выражать свое внимание и интерес к говорящему, смотреть на него доброжелательно, не перебивать, выслушивать до конца, не исправлять во время разговора замеченные речевые ошибки.

Задания.

1. Обсудите в аудитории следующую ситуацию и примите решение, руководствуясь «проверочным листом».

Вы – помощник юриста (младший юрист) в коммерческой фирме. К вам обратился сотрудник с просьбой помочь решить одну щекотливую проблему. Он стал свидетелем, как его коллега унес с фирмы канцелярские принадлежности, являющиеся собственностью фирмы: пачку бумаги для ксерокса, пачку чистых дискет и моток скотча. Как вы поступите в этой ситуации?

2. После обсуждения в группе примите решение по следующей этической дилемме «Этично ли дать взятку, чтобы фирма могла получить выгодный контракт?» При принятии решения используйте «проверочный лист» и схемы для принятия этических решений из соответствующего раздела учебника.

Вопросы для самопроверки.

1. В чем состоит роль корпоративного юриста и его помощников в организации?

2. Какие этические кодексы регулируют деятельность фирмы?

3. Какая фирма считается этичной?

4. Какие основные элементы включает в себя кодекс корпоративной этики?

5. В чем суть этической проблемы согласования ролей юриста в организации?

6. Как должен вести себя юрист, чтобы избежать противоречия ролей?

7. Почему для поддержания своего профессионального статуса юристу важно уметь налаживать взаимоотношения с персоналом организации?

8. С какими этическими проблемами может столкнуться юрист в организации? Какими особенностями характеризуются этические проблемы?

9. Каково содержание трех этических доктрин отношения работников к труду и управления персоналом?

10. Какие правила хорошего тона необходимо соблюдать юристу в своей деятельности?

Приложение 7

ОБРАЗЕЦ КОДЕКСА ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ

(Шихирев П.И. Этические принципы ведения дел в России. М., 1999 С. 153-159)

Наши рекомендации