Решения, принимаемые по итогам рассмотрения жалобы.
По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить акт налогового органа;
3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
4) изменить решение или вынести новое решение.
По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу.
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе:
1) оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения;
2) отменить или изменить решение налогового органа полностью или частично и принять по делу новое решение;
3) отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.
Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом.
Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимает руководитель налогового органа, принявший такой акт, либо вышестоящий налоговый орган.
Следует обратить внимание налогоплательщиков на следующее обстоятельство. Все сроки при внесудебном порядке обжалования решений налоговых органов исчисляются в днях. Согласно ст. 6.1 НК РФ, если нет указания на календарные дни, то срок исчисляется в днях рабочих. Иными словами, если на рассмотрение жалобы отведено 10 дней, то реально оно займет две недели, поскольку это 10 именно рабочих дней, а не календарных.
В завершение необходимо отметить следующее.
Налоговый юрист организации должен участвовать в контролировании соблюдения текущего налогового законодательства при подготовке договоров общего характера. Это необходимо для предотвращения возникновения претензий к компании со стороны проверяющих органов.
Например, часто складывается следующая ситуация при заключении договоров аренды нежилого помещения.
Арендодатели пытаются указывать в договорах, что принимают на себя услуги по обеспечению помещения водоснабжением, отоплением и т.д.
Такая формулировка в договоре обязывает арендодателя при получении арендной платы платить налог на добавленную стоимость, поскольку из текста договора следует, что он реализует коммунальные услуги на территории Российской Федерации и, следовательно, должен уплачивать НДС.
Таким образом, неверная формулировка влечет серьезные налоговые последствия.
Работа юриста организации по контролю над соблюдением налогового законодательства немыслима без соблюдения норм и иных отраслей законодательства. Например, земельный налог <1>. Правильно уплатить его, не зная земельного, лесного, водного, гражданского законодательства, невозможно.
--------------------------------
<1> Подробнее о земельном налоге см.: Черник И.Д. Земельный налог. Право вое регулирование и порядок взимания. М.: ЭКСМО, 2006.
То же относится и к водному налогу. Например, Налоговый кодекс Российской Федерации не признает объектом налогообложения забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод. Однако определения "подземные водные объекты" в Налоговом кодексе РФ не содержится, это предмет регулирования водного законодательства, отсутствие знания которого может привести к неправильному исчислению налога и, следовательно, к налоговому правонарушению <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее об особенностях исчисления и уплаты этого налога см.: Черник И.Д. Водный налог. Правовое регулирование и порядок взимания. М.: ЭКСМО, 2006.
Независимо от квалификации юристов, работающих в крупной компании, к ее работе необходимо привлекать либо консультантов по налогам и сборам в качестве независимых специалистов, либо сотрудников, состоящих в штате организации.
Следует отметить, что профессия "консультант по налогам и сборам" в Российской Федерации официально утверждена, внесена в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих <1>.
--------------------------------
<1>Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2000 г. N 57 // Бюллетень Минтруда России. 2000. N 8.
Большую помощь в кадровом подборе или в разрешении возникшего конфликта может оказать Палата налоговых консультантов <1> - профессиональное сообщество консультантов по налогам и сборам России.
--------------------------------
<1> www.palata-nk.ru.
Организации могут обратиться в Палату, в частности, с целью подбора кадров консультантов по налогам и сборам или получения конкретной консультации.
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Работа налогового юриста организации по разрешению налоговых споров является одним из важнейших направлений в современных условиях. Но для эффективной деятельности налоговый юрист должен уметь системно толковать нормы законодательства о налогах и сборах и связанных с ним других отраслей законодательства, внимательно анализировать действующее право, учитывать специфику исчисления сроков, обращать внимание на виды налогов, по которым можно произвести зачет (возврат), соблюдать сроки соответствующих действий. Особенность работы налогового юриста организации состоит и в том, что необходимо не только отслеживать правильность соблюдения текущего налогового законодательства, но и заблаговременно анализировать вносимые в него изменения.