Занятие 8. Тема 8. Профессиональная этика прокурора и следователя. 2 часа.
План занятия:
1. Принцип законности в деятельности прокуроров и следователей.
2. Понятие и содержание профессиональной этики прокурора и следователя.
3. Присяга прокурора и следователя - основа профессиональной этики.
4. Моральные качества и нравственные требования, предъявляемые к прокурору и следователю.
5. Ответственность за нарушение норм профессиональной этики.
Доклады и рефераты:
1. Соотношение понятий законности и целесообразности в деятельности прокурора и следователя.
2. Отличие морально-этических требований прокурора и следователя от общечеловеческих требований.
3.5. Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студента включает в себя следующие ее виды:
1. Изучение учебной литературы, рекомендованной студенту настоящей программой.
2. Изучение действующего законодательства по отдельным разделам и темам курса.
3. Изучение практики работы органов и организаций прокуратуры, Следственного комитета РФ.
4. Подготовка проектов организационных документов.
5. Выполнение письменных и иных заданий к практическим занятиям.
Модель (особенности) самостоятельной работы студентов:
Наименование раздела дисциплины | № п/п | Виды самостоятельной работы студента | Трудоемкость в часах |
Тема 1. Предмет и основные понятия учебной дисциплины «Введение в профессию и профессиональная этика» | 1. 2. 3. 4. | Изучить ст.54 федерального закона « О прокуратуре Российской Федерации» Изучить раздел учебника о прокурорском надзоре, касающийся понятийного аппарата. Ознакомиться с Указом Президента РФ от 14.01.2011 № 38 и прилагаемым Положением о Следственном комитете Российской Федерации. Ознакомиться со ст.38 УПК РФ о понятии следователя | 5 часов |
Тема 2. Подготовка прокуроров и следователей | 1. 2. 3. 4. 5. | Изучить ст.43.4 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Ознакомиться с Положением о Следственном комитете Российской Федерации. Ознакомиться с учебно-практическим пособием «Руководство для следователя и его общественного помощника» / отв. ред. Ю.П. Гармаев (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: информ.-правовое обеспечение. – Электрон. дан. – М., 2016. – Доступ из локальной сети библиотеки Университета им. О. Е. Кутафина). Ознакомиться со статьей Бессарабова В.Г. «Учебный курс «Прокурорский надзор» и подготовка прокурорских кадров // Законность. 2010. № 7. Оознакомиться со статьей В. Ямникова «Профессиональная подготовка следователей» // Законность. 2006. № 10. | 5 часов |
Тема 3. Прокуратура Российской империи | 1. | Ознакомиться с монографией С.М. Казанцева «История царской прокуратуры». Изд-во СПб ун-т, 1993. - 216 с. | 5 часов |
Тема 4. Особенности становления и развития прокуратуры в советский период. Создание и развитие прокуратуры Российской Федерации. Образование Следственного комитета России | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Изучить работу В.И. Ленина «О «двойном» подчинении и законности» от 20 мая 1922 г.// Полн.собр. соч.Т.45.С.197-201. Ознакомиться с Положением о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. № 44.Ст.539. Ознакомиться с Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 г. «Об учреждении прокуратуры СССР» //СЗ СССР.1933.№40. Ст.239. Ознакомиться с Конституцией СССР 1936 г.//Хрестоматия по истории государства и права России. С.342-357. Ознакомиться с Положением о прокурорском надзоре в СССР 1955 г.//Ведомости Верховного Совета СССР. 1955. № 9. Ст.222. Ознакомиться с Конституцией СССР, 1977 г.// Хрестоматия по истории государства и права России. С.374-402. Ознакомиться с Законом СССР от 30 ноября 1979 г. «О прокуратуре СССР». Ознакомиться с Концепцией судебной реформы / Под ред. Б.А.Золотухина. М., 2001. Изучить ст. 129 Конституции РФ. Ознакомиться с Федеральным законом от 28.12.2010 г. «О Следственном комитете Российской Федерации». | 5 часов |
Тема 5. Построение прокурорской системы и системы Следственного комитета России | 1. 2. | Изучить федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (с посл. изм. и доп.) «О прокуратуре Российской Федерации». Изучить Положение о Следственном комитете Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 14.01.2011. № 38. | 5 часов |
Тема 6. Прокуратура района (города) – основное звено прокурорской системы. Следственный отдел Следственного комитета России по району (городу). | 1. 2. | Ознакомиться с методическим пособием «Организация работы городской (районной) прокуратуры». – М., 2001. Изучить Положение о Следственном комитете Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 14.01.2011. № 38. | 5 часов |
Тема 7.Прокуратура в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью | 1. 2. 3. 4. | Изучить ст.8 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (с посл. изм. и доп.) «О прокуратуре Российской Федерации». Ознакомиться с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утв. Указом Президента РФ от 18.04.1996 № 567 ( в ред.от 25.11.2003). Ознакомиться со статьей Князевой Е.Г. «Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» / Российский следователь. 2009. № 6. Ознакомиться со статьей Руденко Ю.И. «К вопросу о координации правоохранительной деятельности». «Российская юстиция». 2010, № 11. | 5 часов |
Тема 8. Профессиональная этика прокурора и следователя | 1. 2. | Изучить текст присяги прокурора и следователя. Изучить приказ Генерального прокурора РФ от 17.03.2010 № 114 « Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации», Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации, утвержденный Председателем Следственного комитета РФ 11.04.2011. | 5 часов |
Образовательные технологии
Программа дисциплины «Введение в профессию и профессиональная этика» построена таким образом, чтобы обучение сопровождалось не столько традиционными методами обучения, но в большей степени элементами активных форм усвоения учебного материала. Особенностью образовательного процесса является то, что по данной дисциплине нет единого учебного пособия. Студентам предлагается готовиться к занятиям по первоисточникам, возникающие при этом вопросы, на которые студент затрудняется ответить, являются дополнением к тем, которые указаны в планах практических занятий. С их рассмотрения начинаются практические занятия.
К активным образовательным технологиям, которые предлагается применять, относятся:
- подготовка письменных заданий и их обсуждение на учебном занятии;
- самостоятельное изучение дополнительной литературы и выступление перед учебной группой о ее содержании.
- участие в дискуссиях по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение;
- анализ конкретных ситуаций, решение практических задач;
- подготовка письменных организационно-распорядительных документов.
- участие практических работников органов прокуратуры в проведении учебных занятий.
Семестр | Вид занятия | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов |
Лекции Тема 1. Предмет и основные понятия учебной дисциплины «Введение в профессию и профессиональная этика». | Участие в дискуссиях по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение. | 2 часа | |
Практические Занятия Тема 1 | Подготовка рефератов, докладов и их обсуждение на учебном занятии; самостоятельное изучение дополнительной литературы и выступление перед учебной группой с изложением основного содержания. | 2 часа | |
Лекции Тема 2. Подготовка прокуроров и следователей. | Участие в дискуссиях по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение; мозговой штурм. | 2 часа | |
Практические занятия Тема 2. | Подготовка рефератов, докладов и их обсуждение на учебном занятии; самостоятельное изучение дополнительной литературы и выступление перед учебной группой с изложением основного содержания. | 2 часа | |
Лекции Тема 3. Прокуратура Российской империи. | Участие в дискуссиях по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение. | 2 часа | |
Практические занятия Тема 3. | Самостоятельное изучение дополнительной литературы и выступление перед учебной группой с изложением основного содержания; анализ конкретных ситуаций, решение практических задач; подготовка выступления; презентация проекта. | 2 часа | |
Лекции Тема 4. Особенности становления и развития прокуратуры в советский период. Создание и развитие прокуратуры Российской Федерации. Образование Следственного комитета России. | Участие в дискуссиях по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение; мозговой штурм. | 2 часа | |
Практические занятия Тема 4. | Самостоятельное изучение дополнительной литературы и выступление перед учебной группой с изложением основного содержания; анализ конкретных ситуаций, решение практических задач; презентация проекта. | 2 часа | |
Лекции Тема 5. Построение прокурорской системы и системы Следственного комитета России. | Участие в дискуссиях по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение; участие практических работников в проведении учебных занятий; мозговой штурм. | 2 часа | |
Практические занятияТема 5. | Самостоятельное изучение дополнительной литературы и выступление перед учебной группой с изложением основного содержания; анализ конкретных ситуаций, решение практических задач. | 2 часа | |
Лекции Тема 6. Прокуратура района (города) – основное звено прокурорской системы. Следственный отдел Следственного комитета России по району (городу). | Участие в дискуссиях по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение; мозговой штурм. | 2 часа | |
Практические занятияТема 6. | самостоятельное изучение дополнительной литературы и выступление перед учебной группой с изложением основного содержания; анализ конкретных ситуаций, решение практических задач; презентация проекта. | 2 часа | |
ЛекцииТема 7. Прокуратура в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. | Участие в дискуссиях по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение; мозговой штурм. | 2 часа | |
Практические Занятия Тема 7. | Самостоятельное изучение дополнительной литературы и выступление перед учебной группой с изложением основного содержания; анализ конкретных ситуаций, решение практических задач; презентация проекта. | 2 часа | |
ЛекцииТема 8. Профессиональная этика прокурора и следователя. | Участие в дискуссиях по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение; мозговой штурм. | 2 часа | |
Практические занятия Тема 8. | Самостоятельное изучение дополнительной литературы и выступление перед учебной группой с изложением основного содержания; анализ конкретных ситуаций, решение практических задач. | 2 часа | |
Итого: 32 |
5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов