Введение в профессию и профессиональная этика
Рабочая программа учебной дисциплины
Направление подготовки: Юриспруденция
Уровень: бакалавриат
Форма обучения: очная (Институт прокуратуры)
Москва
Программа одобрена на заседании кафедры
«15» мая 2017 г., протокол № 11
Авторы:
Смирнов А. Ф. – доктор юридических наук, профессор
Усачев А. А. – кандидат юридических наук, доцент
Рецензент:
Исаенко В. Н. – доктор юридических наук, доцент
Введение в профессию и профессиональная этика : рабочая программа / А. Ф. Смирнов, А. А. Усачев. – М., 2017. 43 с.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по
направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата).
© Университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2017
Оглавление
1. Цели освоения учебной дисциплины.. 4
2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы (ОП) 5
3. Структура и содержание учебной дисциплины.. 6
3.1. Тематические планы.. 6
3.2. Содержание дисциплины (программа курса) 8
3.3. Лекции. 11
3.4. Практические занятия. 18
3.5. Самостоятельная работа студента. 24
4. Образовательные технологии. 27
5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов. 30
5.1. Темы контрольных работ, эссе и рефератов. 30
5.2. Контрольные вопросы для текущего и рубежного контроля. 31
5.3. Задания для самостоятельной работы.. 32
5.4. Примерные темы курсовых проектов (примеры индивидуальных письменных домашних заданий, модельных заданий, ситуаций и казусов для разбора на семинарах, фабул и заданий деловых игр) 35
5.5. Вопросы для зачета. 35
6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины.. 36
7. Учебно-методическое обеспечение. 40
7.1. Литература. 40
7.2. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.. 43
8. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины.. 43
1. Цели освоения учебной дисциплины
Основные виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка в рамках учебной дисциплины: правоприменительная, правоохранительная.
Целью освоения учебной дисциплины «Введение в профессию и профессиональная этика» является достижение следующих результатов обучения (РО):
на уровне знания:
- знать содержание нормативных правовых актов, регламентирующих основы организации и деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации;
- представлять историю развития органов прокуратуры и Следственного комитета РФ;
на уровне понимания:
- иметь осознанное, творческое и серьезное отношение к будущей профессии прокурорского работника и сотрудника Следственного комитета РФ;
- владеть правовыми категориями, терминологией, понятийным аппаратом, связанными с осуществлением прокурорской и следственной деятельности;
- представлять структуру органов системы прокуратуры и органов Следственного комитета РФ, их целей и задач;
на уровне умения, навыка:
- адаптация студентов первого курса к учебе в институте прокуратуры;
- усиление мотивирующих обстоятельств выбора будущей профессии.
Успешно завершившим изучение специального курса «Введение в профессию и профессиональная этика» признается студент, который обладает следующими компетенциями:
Общепрофессиональные компетенции:
- способность работать на благо общества и государства (ОПК-2);
- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-3);
- способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4);
Профессиональные компетенции:
- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
Дополнительные профессиональные компетенции:
- готовность к активному противодействию правонарушениям, от кого бы то они не исходили. На основе присяги прокурора и следователя быть образцом моральной чистоты и неподкупности (ДПК-6).
2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы (ОП)
Учебная дисциплина «Введение в профессию и профессиональная этика» относится к вариативной части профессионального цикла ОП.
Условием успешного освоения дисциплины является следующий уровень подготовки студента:
в области знаний – из содержания школьных предметов, таких как «Основы государства и права», «Обществознание», должен знать основы деятельности правоохранительных органов;
в области понимания – должен иметь достаточное представление о роли прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета России в обеспечении режима законности;
в области умений и навыков – студент должен уметь работать с различными источниками правовой и иной социальной информации, с использованием средств компьютерной техники, иметь навыки решения познавательных задач, аргументировано отстаивать свою позицию.
Данная учебная дисциплина носит вводный (ознакомительный) характер. Начинающему обучение в Институте прокуратуры студенту важно понять, что специфика прокурорской и следственной службы определяет особенности профессиональной подготовки на должности прокуроров и следователей. Их профессиональные знания не могут ограничиваться только знаниями, характерными для юриста. Они должны сочетать солидную общеправовую подготовку с глубоким изучением специальных дисциплин, имеющих прикладной характер. Такой подход обеспечивает их быструю и необходимую адаптацию к реальной профессиональной деятельности в системе органов прокуратуры Российской Федерации и органов Следственного комитета России.
Учебная дисциплина «Введение в профессию и профессиональная этика» является специальным учебным курсом, позволяющим помочь студенту получить необходимые первоначальные специальные знания об организации и деятельности прокуратуры и Следственного комитета РФ, а в дальнейшем использовать эти знания при освоении других учебных дисциплин. Определенную часть учебной дисциплины составляют исторические вопросы, рассмотрение которых связано с изучаемыми на первом курсе историческими предметами. Определенная связь учебной дисциплины прослеживается и при изучении такой учебной дисциплины, как «Правоохранительные органы».
Вместе с тем, учебная дисциплина «Введение в профессию и профессиональная этика» имеет самостоятельный характер. Ее изучение, по сути, является первым приближением к профессии прокурора и следователя. Оно позволяет реально представить будущее профессиональное поприще, важность всесторонней и глубокой профессиональной подготовки для успешной профессиональной деятельности.
Спецкурс состоит из восьми автономных тем, отражающих важные исторические, организационные, функциональные стороны системы органов прокуратуры и органов Следственного комитета России.
3. Структура и содержание учебной дисциплины
3.1. Тематические планы
3.1.1. Тематический план для очной формы обучения
Общая трудоемкость учебной дисциплины «Введение в профессию и профессиональная этика» составляет 2 зачетной единицы, 72 часа.
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | ||
Лекции | Практические занятия | СРС | |||||
1 семестр | |||||||
Тема 1. Предмет и основные понятия учебной дисциплины «Введение в профессию и профессиональная этика» | Учебная управляемая дискуссия | Задание для самостоятельной работы | |||||
Тема 2. Подготовка прокуроров и следователей | Учебная управляемая дискуссия | Задание для самостоятельной работы | |||||
Тема 3. Прокуратура Российской империи | Учебная управляемая дискуссия | Задание для самостоятельной работы | |||||
Тема 4. Особенности становления и развития прокуратуры в советский период. Создание и развитие прокуратуры Российской Федерации. Образование Следственного комитета России | Учебная управляемая дискуссия | Задание для самостоятельной работы | |||||
Тема 5. Построение прокурорской системы и системы Следственного комитета России | Учебная управляемая дискуссия | Задание для самостоятельной работы | |||||
Тема 6. Прокуратура района (города) – основное звено прокурорской системы. Следственный отдел Следственного комитета России по району (городу) | Учебная управляемая дискуссия. Разбор конкретных ситуаций | Задание для самостоятельной работы | |||||
Тема 7. Прокуратура в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью | Учебная управляемая дискуссия. Разбор конкретных ситуаций | Задание для самостоятельной работы | |||||
Тема 8. Профессиональная этика прокурора и следователя | Учебная управляемая дискуссия. Разбор конкретных ситуаций | Задание для самостоятельной работы | |||||
Зачет | |||||||
Всего по дисциплине |
3.2. Содержание дисциплины (программа курса)
Тема 1. Предмет и основные понятия учебной дисциплины «Введение в профессию и профессиональная этика».
Цели, задачи и содержание учебной дисциплины«Введение в профессию и профессиональная этика». Соотношение и связь учебной дисциплиныс другими юридическими дисциплинами.
Основные понятия учебной дисциплины«Введение в профессию и профессиональная этика». Прокурор. Прокурорский работник. Прокуратура. Прокурорский надзор. Отрасли прокурорского надзора. Функции и иные направления деятельности прокуратуры. Цели и задачи прокурорского надзора. Полномочия прокурора.
Следственный комитет Российской Федерации. Следователь. Классные чины и специальные звания.
Профессиональная этика: понятие и сущность.
Тема 2. Подготовка прокуроров и следователей.
Понятие и правовые основы службы в органах прокуратуры и Следственного комитета. Ограничения по службе и гарантии прав прокуроров и следователей.
Поступление на службу в прокуратуру и Следственный комитет. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей. Назначения на должность и освобождение от должности в прокуратуре и Следственном комитете.
Прохождение службы в прокуратуре и Следственном комитете. Аттестация. Классные чины и специальные звания. Поощрение и ответственность прокуроров и следователей. Основания прекращения службы и правовые последствия.
Кадровая служба в органах прокуратуры и Следственного комитета. Подбор, расстановка, использование и воспитание кадров. Кадровый резерв. Подготовка кадров в образовательных организациях, организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки