Глава xi. основы налогообложения организаций
Налог есть жертва; но в то же время и
благо, если услуги государства приносят
нам больше наслаждений, чем сколько
отнимает у нас жертва...
Ж.Сисмонди
§ 1. Правовой статус организации
как участника налоговых правоотношений
Налоговый учет организаций. Возникновение обязанности
по уплате налогов и сборов
Налогоплательщики - это лица, на которых возложена обязанность по уплате налогов и сборов, при этом законодательство выделяет две основные группы налогоплательщиков - это организации и физические лица.
Под налогоплательщиком-организацией понимаются как российские юридические лица, так и иностранные юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Из указанного выше определения следует, что филиалы и обособленные подразделения российских организаций самостоятельными налогоплательщиками не являются, а лишь исполняют обязанности головных организаций по уплате налогов и сборов.
Организация становится налогоплательщиком с момента ее государственной регистрации, однако сам факт государственной регистрации вовсе не означает, что у созданного юридического лица сразу же возникает или возникнет впоследствии обязанность по уплате в бюджет налоговых платежей. Законодательство связывает необходимость уплаты налога с определенными обстоятельствами (юридическими фактами), которые обусловливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В целях осуществления контроля за соблюдением норм налогового законодательства организации подлежат постановке на учет по месту их нахождения, месту нахождения их обособленных подразделений, а также месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств (ст. 83 НК РФ). При этом организации должны встать на учет вне зависимости от того, повлечет ли их деятельность в дальнейшем обложение теми или иными налогами. Наличие в законодательстве данной нормы препятствует уклонению от учета тем организациям, у которых, как они считают, нет обязательств перед бюджетом. В свою очередь, учет налогоплательщиков позволяет получить государству сведения, необходимые для решения различных задач, например, сведения об общем числе налогоплательщиков и их налоговых обязательствах позволяют прогнозировать налоговые платежи, могут быть использованы при разработке налоговой политики государства, анализа ее эффективности <1>.
--------------------------------
<1> См.: Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2004. С. 496.
Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту ее нахождения, а также месту нахождения ее филиала, представительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. Постановка на учет организации (как российской, так и иностранной) по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляется на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 НК РФ (например, это органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, и т.д.). Таким образом, в указанных случаях постановка на учет организации не требует осуществления с ее стороны активных действий (например, действий по подаче заявления о постановке на учет в налоговых органах) и производится налоговыми органами самостоятельно.
Свидетельство о постановке на налоговый учет вновь образованному юридическому лицу выдается вместе со свидетельством о государственной регистрации юридического лица <1>.
--------------------------------
<1> См.: пункт 5 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110) // СЗ РФ. 2004. N 10. Ст. 864.
Иной порядок, требующий активных действий со стороны налогоплательщика, предусмотрен для постановки на учет в налоговых органах иностранной организации, которая осуществляет деятельность в РФ через обособленное подразделение, а также для российских организаций, в состав которых входят обособленные подразделения.
Так, иностранная организация, которая осуществляет деятельность в РФ через обособленное подразделение, обязана подать заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту осуществления ею деятельности не позднее 30 календарных дней с даты начала соответствующей деятельности (абз. 2 п. 4 ст. 83 НК РФ) <1>.
--------------------------------
<1> Исключение составляет постановка на учет иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории РФ через отделение - см. п. 3 ст. 83 НК РФ.
Российские организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. При этом несомненный интерес представляет то, как в налоговом законодательстве истолковывается понятие "обособленное подразделение". Если в соответствии со ст. 55 ГК РФ под обособленным подразделением понимается филиал или представительство юридического лица, которые должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц, то НК РФ (ст. 11) к обособленным подразделениям относит любое территориально обособленное подразделение организации, по месту которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочим признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Рабочее место признается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Создание даже одного оборудованного стационарного рабочего места на срок более одного месяца влечет образование обособленного подразделения организации<1>. При этом стационарное рабочее место должно быть оборудованным, то есть должны быть созданы все необходимые для исполнения трудовых обязанностей условия, а также факт исполнения таких обязанностей <2>.
--------------------------------
<1> См.: письмо МНС РФ от 29.04.2004 N 09-3-02/1912 "О признании одного рабочего места обособленным подразделением".
<2> См., например: письма Минфина РФ от 23.05.2013 N 03-02-07/1/18299; от 25.12.2009 N 03-02-07/1-572, от 10.04.2009 N 03-02-07/1-176.
Таким образом, обособленное подразделение возникает и подлежит постановке на учет в налоговых органах, если соблюдаются следующие условия:
- территориальная обособленность от организации, - то есть расположение подразделения географически отдельно от головной организации, на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иной орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 20 июня 2007 г. N Ф08-3590/2007-1449А, ФАС Северо-Западного округа от 2 ноября 2007 г. N А26-11293/2005.
- наличие хотя бы одного оборудованного рабочего места, созданного на срок более одного месяца.
При отсутствии хотя бы одного из перечисленных выше условий обособленное подразделение не возникает, следовательно, отсутствует и обязанность организации по постановке на учет в налоговых органах по месту его нахождения.
Основные права и обязанности, составляющие правовой статус
компании как участника налоговых правоотношений
Правовой статус компании как участника налоговых правоотношений составляют закрепленные законодательством о налогах и сборах права и обязанности.
Налоговый кодекс, в частности, закрепляет следующие права организации как налогоплательщика:
- право на получение информации, включая право организации получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, порядке их уплаты, полномочиях налоговых органов и должностных лиц; при этом налогоплательщик вправе получить письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, в том числе, от Министерства финансов РФ. Информация предоставляется налогоплательщику на бесплатной основе. Право на получение информации не только служит информированию компании, но и может осуществляться компанией как способ снижения налоговых рисков, так как согласно пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, данных ему уполномоченным органом в пределах его компетенции, является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения;
- право организации в рамках исполнения обязанности по уплате налогов воспользоваться налоговой льготой, получить отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит, на зачет или возврат суммы излишне уплаченных налогов, пени, штрафов;
- право организации в рамках осуществления налоговыми органами мероприятий налогового контроля представлять налоговым органам пояснения по актам проведенных налоговых проверок, присутствовать при проведении выездных налоговых проверок, получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки, не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие законодательству о налогах и сборах;
- право на обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, возмещение причиненных незаконными актами налоговых органов, а также действиями (бездействием) их должностных лиц убытков;
- иные права, установленные законодательством о налогах и сборах.
Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых и иных уполномоченных органов, неисполнение которых влечет ответственность.
Налоговый кодекс, в частности, закрепляет следующие обязанности организации как налогоплательщика:
- обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность является основной для налогоплательщика и установлена как в Конституции РФ (ст. 57), так и в НК РФ (ст. 23);
- все остальные обязанности, по сути, являются факультативными и направлены на создание механизмов по исполнению организацией своей основной обязанности;
- уплачивать законно установленные налоги и сборы. К ним, в частности, относятся следующие обязанности: вставать на учет в налоговых органах; вести учет своих доходов, расходов и объектов налогообложения; представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации по тем налогам, которые организация обязана уплачивать; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов; иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
§ 2. Исполнение обязанности по уплате налогов
Возникновение обязанности по уплате налога
Обязанность по уплате налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату налога или сбора.
Добровольное исполнение обязанности по уплате налога
По общему правилу организация обязана самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога и сбора, то есть от своего имени и за счет собственных средств уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. Возможность уплаты налога одним лицом за другое допускается только в случаях, прямо указанных в законодательстве о налогах и сборах и, в любом случае, производится за счет средств налогоплательщика. Так, например, в ряде случаев закон возлагает обязанность по уплате налога в бюджет на налоговых агентов.
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. Налоговые агенты исчисляют и перечисляют в бюджет налоги из средств, удерживаемых у налогоплательщика.
Допускается уплата налога за налогоплательщика через уполномоченного представителя. Однако и в этом случае, как уточнил Конституционный Суд РФ в Определении от 22.01.2004 N 41-О, уплата налога должна производиться за счет собственных средств налогоплательщика.