Контроль за исполнением обязательства.
Подлежит контролю исполнение каждого этапа договорного обязательства и каждой операции, включенной в план исполнения обязательства. Основные функции по контролю за исполнением отдельных этапов возлагается на работника, указанного руководителем структурного подразделения, инициирующего заключения договора. Его обычно указывают в листе согласования к договору в числе первых. Руководитель данного работника осуществляет контроль за исполнением всех договорных обязательств, контролируемым этим и иными работниками своего подразделения. Контроль должен осуществляться систематически, поскольку своевременное выявление проблем, связанных с исполнением обязательства, и их устранение минимизируют риск ненадлежащего исполнения обязательства перед контрагентом.
Своевременное выявление нарушений договорных обязательств и реагирование на них. (О порядке реагирования на нарушения договорных обязательств см. главу VI этой книги.)
Организация исполнения конкретного договора возлагается на ответственного работника. Если формирование договорных условий производилось посредством работы договорных групп или путем визирования проекта договора, как правило, именно ответственное лицо, инициатор заключения договора и назначается ответственным за его исполнение. В организации должна быть выработана собственная система замещения лица, ответственного за исполнение договора на случай его болезни, отпуска, внезапного расторжения договора, при этом назначение двух ответственных за исполнение одного договора, как правило, является неэффективным.
Следует учитывать, что в долгосрочных договорах между работниками контрагентов, ответственными за исполнение договора с каждой стороны, зачастую устанавливаются неформальные связи, что, с одной стороны, позволяет проще решать возникающие в ходе исполнения договорного обязательства мелкие вопросы, но, с другой стороны, в некоторых случаях приводит к несвоевременному выявлению более серьезных проблем, связанных с исполнением обязательств. Между такими работниками может устанавливаться избыточное сотрудничество, поэтому целесообразно продумывать систему дополнительного контроля исполнения обязательств по таким договорам (например, ежемесячный мониторинг платежей за поставленный товар, выборочную проверку качества поставленных товаров и пр.).
Правильная организация договорной работы имеет важное значение для получения прибыли организацией и уменьшения риска привлечения ее и ее руководителя к юридической ответственности, серьезно влияет на репутацию компании как надежного контрагента.
Глава VI. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕТЕНЗИОННО-ИСКОВОЙ РАБОТЫ
В КОМПАНИИ
Увы! Договоры между сильными
и слабыми - всегда вещь условная,
и нарушаются они по желанию первых.
Майн Рид. Оцеола, вождь семинолов
§ 1. Понятие, цель, структура претензионно-исковой работы
Понятие претензионно-исковой работы
Получение прибыли организации осуществляется посредством заключения и исполнения договоров с контрагентами. Закупка сырья, оборудования, получение различных услуг осуществляется через построение множества договорных связей. Много усилий прикладывается для того, чтобы обеспечить бесперебойное исполнение обязательств контрагентами, однако не всегда все складывается гладко. В реальной хозяйственной практике периодически приходится сталкиваться с ситуациями, когда контрагенты нарушают принятые на себя обязательства: предоставляют некачественный товар, допускают просрочку исполнения, не оказывают услуги и т.д. К сожалению, возможна и противоположная ситуация. Компания, приняв на себя обязанности перед другой компанией, по какой-то причине не смогла их выполнить, вследствие чего контрагент предъявляет требования о возмещении убытков и уплате неустойки. В некоторых ситуациях такие требования обоснованы, в других - завышены. Такая неприятная ситуация требует урегулирования, в ходе которого встают ряд важных вопросов, как правового, так и неправового характера.
Комплекс мероприятий, направленных на урегулирование спорных ситуаций, связанных с ненадлежащим исполнением обязанностей компании перед контрагентами или контрагентов перед компанией, называется претензионно-исковой работой.
Цель и задачи претензионно-исковой работы