Особенности абсолютной монархии в России
Есть несколько точек зрения на природу и особенности становления российского абсолютизма.
Самодержавие еще не есть абсолютизм. Общими признаками абсолютной монархии являются: наивысшая степень централизации власти, ликвидация или значительное ослабление сословно-представительных органов и учреждений, значительный рост профессионального бюрократического аппарата, наличие постоянной армии и полиции[8].
В России признаки абсолютизма начали складываться в первой четверти XVIII в. Однако российский абсолютизм имел и свои существенные особенности, которые оказали значительное влияние на всю последующую судьбу общества и государства.
Становление абсолютизма в России совпало с развитием и усилением крепостничества. Россия в значительной степени экономически и технически отставала от западных стран. Это потребовало от государства концентрации усилий и роста бюрократического аппарата.
Европейский абсолютизм был основан на союзе монаршей власти с городами. Для российского абсолютизма социальной опорой выступало крепостническое дворянство.
В европейских странах наряду с усилением монархической власти шел одновременно процесс либерализации общественных отношений, осмысления природы взаимоотношений общества и государства, происходили буржуазные революции. В России жизнедеятельность всех социальных групп и сословий детально регламентировалась государством, а всякое проявление свободомыслия или неповиновения властям жестко пресекалось.
Поэтому государство, сложившееся в начале XVIII в. в России, принято именовать полицейским государством[9].
Евразийский характер российской государственности, сочетание в нем восточных (главным образом, ордынских) и западных начал, объективная необходимость модернизации вызвали к жизни и по-русски трансформированный абсолютизм, где царь-батюшка превращается в «отца Отечества» и берет на себя историческую миссию его спасителя.
Широкомасштабная внешнеполитическая деятельность вызвала к жизни быстрый экономический рост: развиваются отхожие промыслы, крестьянская торговля, мануфактурное производство; российское купечество становится проводником экономической политики государства. Развитие буржуазных рыночных отношений требовало свободы передвижения населения, миграции рабочей силы. В условиях крепостничества основной рабочей силой становится посессионное крестьянство[10].
Утверждение абсолютизма органически связано с изменением политического и правового статуса носителя самодержавной власти. Присвоенный Сенатом Петру I в 1721 г. титул императора (с добавлением к нему персональных почетных титулов «Отца отечества», «Великого») только подтвердил и юридически закрепил фактически сложившуюся в России систему самодержавной власти. В толковании к ст. 20 «Артикула воинского» (1715) абсолютная власть монарха закреплена следующим образом: «... его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен. Но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять».
Императору принадлежало исключительное право издания законов, он был высшей административной и судебной инстанцией.
Петр изменил существующую систему престолонаследия на, не имеющую аналога в то время, передачу власти наследнику по воле царствующего монарха.
На пути утверждения абсолютизма имелась серьезная идеологическая преграда, которая выражалась в утверждении Освященного собора 1667—1668 гг., что «священство выше царства». После смерти патриарха Адриана (октябрь 1700 г.) новый патриарх не избирался. Указом Петра I от 16 (27) декабря 1700 г. был ликвидирован Патриарший разряд, а исполнение патриарших обязанностей возложено на рязанского митрополита Стефана Яворского, который именовался «Экзархом святейшего Патриаршего престола, блюстителем и администратором». Фактически это было равнозначно упразднению патриаршества. Манифестом от 25 января (5 февраля) 1721 г. патриаршество в России было официально упразднено и был учрежден Духовный Коллегиум (Духовная Коллегия), именуемый с 14 февраля 1721 г. Святейшим Правительствующим Синодом[11].
11 (25) мая 1722 г. была учреждена должность обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода, назначавшегося императором и призванного быть «оком государевым и стряпчим о делах государственных в Синоде». В своей деятельности обер-прокурор опирался на штат церковных фискалов. Церковь стала фактически государственным органом, в организационном и политическом отношении подвластном монарху, который стал фактически главой Русской православной церкви, правомочным решать все вопросы церковной жизни, за исключением вопросов, касающихся церковной доктрины и веры[12].
В результате рассмотрения особенностей российского абсолютизма можно констатировать следующее: становление абсолютной монархии в России было необходимо, в связи с развитием тенденции прихода государства в упадок, управление страной требовало большого контроля, так как внешние угрозы государства набирали оборот, в том числе со стороны Швеции на севере и Крымского ханства на юге, необходимо было обеспечить защиту крайне протяженных границ страны, а также воссоединения родственных, вышедших из одного корня славянских народов великороссов, украинцев и белорусов.
В связи с этим был создан в сжатые сроки военно-промышленный комплекс на основе регулярной армии и флота, развитие науки и образования, реорганизация государственного устройства, изменение административно-территориального деления и другие преобразования.
Глава 2. Преобразования Петра I