Тема 4.Классификация основных правовых систем современности

Примерный перечень тем для дискуссии

Правовая карта мира – основной предмет изучения сравнительного правоведения.

Понятие типологии и классификации правовых систем современности. Юридические критерии правовой типологии и классификации.

Понятие правовой системы в сравнительном правоведении: «национальная правовая система» и «семья правовых систем».

Классификация правовых систем. Критерии формирования источников, структуры, основных понятий и институтов права правовых семей.

Основные семьи современных правовых систем.

Учение о правовых семьях.

Критерии оценки участия в дискуссии:см. тему 1.

Примерные темы рефератов:

Правовая карта мира – основной предмет изучения сравнительного правоведения.

Понятие типологии и классификации правовых систем современности. Юридические критерии правовой типологии и классификации.

Понятие правовой системы в сравнительном правоведении: «национальная правовая система» и «семья правовых систем».

Классификация правовых систем. Критерии формирования источников, структуры, основных понятий и институтов права правовых семей.

Основные семьи современных правовых систем.

Учение о правовых семьях.

Критерии оценки:см. тему 1.

Тема 5. Романо-германская правовая семья

Примерный перечень тем для дискуссии:

Общая характеристика романо-германской правовой семьи.

Правовые системы Скандинавских стран.

Правовые системы стран Латинской Америки.

Критерии оценки –см. критерии, предложенные в теме 1.

Примерные темы рефератов:

Общая характеристика романо-германской правовой семьи.

Правовые системы Скандинавских стран.

Правовые системы стран Латинской Америки.

Тема 6. Правовая семья общего права

Правовая система Англии.

Правовая система США.

Правовые система стран Британского Содружества.

Критерии оценки –см. критерии, предложенные в теме 1.

Примерные темы рефератов:

Правовая система Англии.

Правовая система США.

Правовые система стран Британского Содружества.

Тема 7. Религиозные и традиционные правовые семьи

Примерный перечень тем для дискуссии:

1. Мусульманская правовая семья.

2. Индусское право.

3. Правовые системы стран Дальнего Востока.

Критерии оценки –см. критерии, предложенные в теме 1.

Тема 8. Смешанные правовые системы

1.1 Примерный перечень тем для дискуссии:

Понятие смешанных правовых систем.

Особенности исторического взаимодействия и сочетания элементов романо-германской правовой семьи и английского общего права в правовых системах различных стран.

Правовые системы канадской провинции Квебек и американского штата Луизианы.

Правовая система Израиля.

Правовая система ЮАР.

Другие смешанные правовые системы.

Критерии оценки –см. критерии, предложенные в теме 1.

Примерные темы рефератов:

1.Взаимодействие обычного и статутного права.

2. Проблемы интеграции права. Легализация обычного права.

3. Соотношение обычных и статутных норм.

4. Проблема рецепции обычного права. Законодательство и международное обычное право.

Тема 9. Российская правовая система

1.2 Примерный перечень тем для дискуссии:

Возникновение и историческое развитие русского права.

Основные этапы эволюции русского права.

Право императорской России.

Основные типы русской правовой культуры.

Правовая система РСФСР.

Становление современной правовой системы Российской Федерации.

Источники современного российского права. Конституция России 1993 г.

Тенденции развития современного российского законодательства.

Критерии оценки –см. критерии, предложенные в теме 1.

Примерные темы рефератов:

Возникновение и историческое развитие русского права.

Основные этапы эволюции русского права.

Право императорской России.

Основные типы русской правовой культуры.

Правовая система РСФСР.

Становление современной правовой системы Российской Федерации.

Источники современного российского права. Конституция России 1993 г.

Тенденции развития современного российского законодательства.

Оценочные средства для промежуточной аттестации.

Формируемые компетенции

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
  ОК-11 Способность квалифицированно проводить научные исследования в области права   ОК-11.1 Способен определять и описывать объект познания
ОК-11.2 Способенправильно применять методы познания.
ОК-11.3 Способен излагать, оформлять и защищать результаты научного исследования.

Типовые оценочные средства



  1. Сравнительное правоведение как особая отрасль правового знания.
  2. Сравнительное правоведение в системе юридических наук.
  3. Соотношение сравнительного правоведения с другими юридическими науками: общей теорией и историей права, философией и социологией права, отраслевыми юридическими науками, сравнительной политологией, юридический этнологией.
  4. Сравнительное правоведение и изучение зарубежного права.
  5. Изучение правовой карты современного мира – основная задача современного сравнительного правоведения.
  6. Сравнительное правоведение как метод и как научная дисциплина.
  7. Сравнительное правоведение как учебный курс.
  8. Предмет, цели, задачи и система курса сравнительного правоведения.
  9. Значение курса для подготовки юристов.
  10. Возникновение и основные этапы развития сравнительного правоведения. Общая характеристика сравнительного правоведения XIX в.
  11. Историко-философское направление сравнительного правоведения в Германии.
  12. Французская школа сравнительного законодательства.
  13. Развитие сравнительного правоведения в России.
  14. Особенности эволюции сравнительного правоведения в Англии и США.
  15. Сравнительное правоведение в первой половине XX в.
  16. Сравнительное правоведение после Второй мировой войны.
  17. Развитие советского сравнительного правоведения.
  18. Современное состояние юридической компаративистики.
  19. Разработка проблем сравнительного правоведения учеными-юристами зарубежных стран. Сравнительное правоведение и международное научное сотрудничество.
  20. Теоретико-познавательные функции сравнительного правоведения.
  21. Практико-прикладные функции сравнительного правоведения: унификация и гармонизация права.
  22. Изучение зарубежного юридического опыта.
  23. Учебно-педагогическое значение сравнительного правоведения.
  24. Образовательная функция сравнительного правоведения.
  25. Роль сравнительного правоведения в развитии экономического и культурного сотрудничества между народами.
  26. Правовая карта мира – основной предмет изучения сравнительного правоведения.
  27. Понятие типологии и классификации правовых систем современности. Юридические критерии правовой типологии и классификации.
  28. Понятие правовой системы в сравнительном правоведении: «национальная правовая система» и «семья правовых систем».
  29. Классификация правовых систем. Критерии формирования источников, структуры, основных понятий и институтов права правовых семей.
  30. Основные семьи современных правовых систем.
  31. Учение о правовых семьях.
  32. Общая характеристика романо-германской правовой семьи.
  33. Правовые системы Скандинавских стран.
  34. Правовые системы стран Латинской Америки.
  35. Правовая система Англии.
  36. Правовая система США.
  37. Правовые система стран Британского Содружества.
  38. Мусульманская правовая семья.
  39. Индусское право.
  40. Правовые системы стран Дальнего Востока.
  41. Понятие смешанных правовых систем.
  42. Особенности исторического взаимодействия и сочетания элементов романо-германской правовой семьи и английского общего права в правовых системах различных стран.
  43. Правовые системы канадской провинции Квебек и американского штата Луизианы.
  44. Правовая система Израиля.
  45. Правовая система ЮАР.
  46. Другие смешанные правовые системы.
  47. Возникновение и историческое развитие русского права.
  48. Основные этапы эволюции русского права.
  49. Право императорской России.
  50. Основные типы русской правовой культуры.
  51. Правовая система РСФСР.
  52. Становление современной правовой системы Российской Федерации.
  53. Источники современного российского права. Конституция России 1993 г.
  54. Тенденции развития современного российского законодательства.

Критерии оценивания

- оценка «отлично» (40 баллов) выставляется студенту, если он в полном объёме усвоил содержание соответствующих компетенций, демонстрирует знание по всем вопросам темы, использовал дополнительную научную литературу по теме, развёрнуто ответил на вопрос, аргументировано высказал свою точку зрения, сформулировал самостоятельные выводы.

- оценка «хорошо» (30 баллов) выставляется, если студент усвоил материал раздела по всем вопросам в рамках лекции и основной литературы, развёрнуто ответил на вопрос, аргументировано высказал свою точку зрения, сформулировал самостоятельные выводы.

- оценка «удовлетворительно» (20 баллов) ставится, если студент фрагментарно усвоил материал, недостаточно развёрнуто ответил на вопросы, не проявлял активность при обсуждении дискуссионных вопросов, не сформулировал самостоятельные выводы.

- оценка «неудовлетворительно» (менее 20 баллов) ставится, если студент не усвоил программу, не ответил ни на один вопрос.

4.4.Методические материалы

Под заданиями на коллективной основе понимаются такие учебные задания, которые требуют от обучающихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.

Цель:найти собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги.

Методика проведения:

Организационный этап.

Подбор задания на коллективной основе, отвечающего следующим критериям:

— не имеет однозначного и односложного ответа или решения

— является практическим и полезным для учащихся

— связано с жизнью учащихся

— вызывает интерес у учащихся

— максимально служит целям обучения.

Если обучающиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.

Группа студентов делится на несколько малых групп. Количество групп определяется числом творческих заданий, которые будут обсуждаться в процессе занятия.

Малые группы формируются либо по желанию студентов, либо по родственной тематике для обсуждения.

Малые группы занимают определённое пространство, удобное для обсуждения на уровне группы. В группе определяются спикер, оппоненты, эксперты.

Спикер занимает лидирующую позицию, организует обсуждение на уровне группы, формулирует общее мнение малой группы.

Оппонентвнимательно слушает предлагаемые позиции во время дискуссии и формулирует вопросы по предлагаемой информации.

Экспертформирует оценочное суждение по предлагаемой позиции своей малой группы и сравнивает с предлагаемыми позициями других групп.

Подготовительный этап.

Каждая малая группа обсуждает задание на коллективной основе в течение отведённого времени.Задача данного этапа – сформулировать групповую позицию по творческому заданию.

Основной этап – проведение обсуждения задания.

Заслушиваются суждения, предлагаемые каждой малой группой по творческому заданию.

После каждого суждения оппоненты задают вопросы, выслушиваются ответы авторов предлагаемых позиций.

В завершении формулируется общее мнение, выражающее совместную позицию по творческому заданию.

Наши рекомендации