Раздел 2. учебная практика (магистры)
I. Теоретическое обучение
Темы: Теория и методика обучения праву
Юриспруденция в системе гуманитарного образования. Соотношение юридической науки и иных гуманитарных наук.
Методика преподавания: общие вопросы. Виды, формы и способы преподавания права.
Лекция: понятие, цели, формы и функции. Семинарские и практические занятия. Достоинства и недостатки различных форм занятий при преподавании права. Критерии оценки эффективности теоретических и практических занятий.
Традиционные и инновационные формы преподавания права: достоинства и недостатки. Методы активного обучения: виды, преимущества каждого из видов.
II. Практическое обучение
1. Прохождение учебной практики возможно в трех вариантах:
1.1. Педагогическая практика.
1.2. Консультативная практика.
1.3. Совмещение педагогической и консультативной практики.
2. Место прохождения практики:
2.1. Педагогическая практика проводится в образовательных организациях среднего и высшего образования, включая Университет. Общее количество часов педагогической практики должно быть менее 8 (в академических часах).
При прохождении педагогической практики обучающемуся рекомендуется:
ü Посещение лекций, практических и семинарских занятий, зачетов и экзаменов преподавателей Университета с последующим обсуждением.
ü Составление рабочих планов практических и семинарских занятий и текстов лекций, их обсуждение с руководителем практики от Университета.
ü Участие в проведении практических и семинарских занятий и чтении лекций в присутствии руководителя практики с последующим разбором.
ü Взаимное посещение занятий, проводимых в рамках педагогической практики.
2.2. Консультативная практика проводится в юридических отделах (службах) организаций, юридических фирмах, юридических консультациях, в т.ч. в Юридической консультации, в правоохранительных и иных органах и организациях.
Обучающийся в рамках консультативной практики должен:
ü Ознакомиться со всеми нормативными и иными актами, регламентирующими деятельность органа (организации) – места прохождения практики (далее – организация).
ü Осуществлять в полном объеме функции юриста в организации в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.
3. Обучающиеся самостоятельно определяют вариант прохождения практики, а также место ее прохождения.
4. По решению декана юридического факультета Университета место прохождения практики всех или отдельных обучающихся, полностью или в части срока практики может быть установлено императивно.
5. После определения места прохождения практики обучающиеся представляют в деканат заявление с указанием органа (организации), где предполагается прохождение практики. Обучающийся может приступить к прохождению практики только после согласования места прохождения практики.
6. База практики формируется на основании заявлений обучающихся и оформляется актом декана юридического факультета Университета.
7. До прохождения практики проводится консультация о содержании и правилах прохождения, а также оформления результатов практики.
8. Обязательной частью учебной практики обучающихся, независимо от выбранного варианта ее прохождения, является открытая лекция по первой главе диссертационного исследования на площадке юридического факультета Университета.
Сроки подготовки лекции по теме магистерской диссертации согласуются обучающимся с руководителем магистерской диссертации.
При подготовке открытой лекции обучающемуся необходимо учитывать, что лекция выполняет следующие функции:
ü информационную (излагаются необходимые сведения);
ü стимулирующую (пробуждает интерес к теме);
ü развивающую (развивает мышление);
ü ориентирующую (в проблеме, в нормативных правовых актах, литературе);
ü разъясняющую (основные понятия по соответствующей проблематике).
9. Обучающийся самостоятельно выбирает форму лекции. В частности, могут быть подготовлены:
9.1. Проблемная лекция, в рамках которой формулируется проблемная ситуация, а обучающиеся мотивируются к поиску решения проблемы. Для достижения цели теоретический (законодательный, практический) материал может представляться в форме проблемной задачи.
9.2. Лекция с заранее запланированными ошибками, в рамках которой бучающиеся мотивируются к обнаружению ошибочных суждений и поиску правильных решений.
9.3. Лекция – пресс-конференция. Данная форма предполагает, что на начальном этапе присутствующими лектору задаются вопросы по заявленной проблематике. После этого в рамках традиционной лекции лектор раскрывает ответы на поставленные вопросы. Однако лекция не должна стоиться по формуле «вопрос-ответ».
9.4. Лекция-беседа, которая предполагает активное вовлечение присутствующих в образовательный процесс. Используются вопросы, направленные к аудитории, дискуссия.
10. Методика чтения лекции предполагает:
10.1.1. Наличие плана, следование ему.
10.1.2. Соблюдение внешнего и внутреннего регламента занятий (начало, конец, разделы лекции).
10.1.3. Четкая структура лекции и логика изложения.
10.1.4. Доступность и разъяснение авторского подхода к терминам и понятиям.
10.1.5. Доказательность и аргументированность.
10.1.6. Выделение главных мыслей и выводов.
10.1.7. Использование приемов закрепления: повторение, подведение итогов в конце вопроса, всей лекции.
10.2. При определении содержания лекции обучающемуся необходимо учитывать следующие требования:
10.2.1. Соответствие содержания лекции заявленной проблематике.
10.2.2. Актуальность, связь с практикой, место в системе юридических наук.
10.2.3. Научность, доказательность и аргументированность.
10.2.4. Информативность (соответствие современному уровню развития науки).
10.2.5. Освещение истории вопроса, показ различных концепций.
10.2.6. Использование примеров из практики.
10.3. В ходе самооценки подготовленной лекции обучающимся целесообразно обратить внимание на следующие характеристики, которые будут учитываться при оценке лекции преподавателями:
10.3.1. Акцентированное изложение материала лекции, выделение темпом, голосом, интонацией, повторением наиболее важной, существенной информации.
10.3.2. Использование демонстрационных материалов, презентаций и т. д.
10.3.3. Умение ориентироваться на восприятие материала аудиторией.
10.3.4. Использование приемов поддержания внимания (риторические вопросы, шутки, ораторские приемы).
10.3.5. Контроль понимания аудиторией материала.
10.3.6. Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции.
10.3.7. Культура речи и ораторское искусство.
10.3.8. Умение установить контакт с аудиторией.
10.3.9. Педагогический такт (уважительно отношение к обучающимся, отсутствие оскорблений, признание своих возможных ошибок).
10.3.10. Внешний вид.
10.4. При подготовке обучающийся вправе пользоваться любыми нормативной и литературными источниками. При этом необходимо учитывать, что законодательство систематически изменяется и дополняется. Изучение и использование нормативных актов необходимо в актуальной редакции.
В частности, обучающемуся рекомендуется пользоваться возможностями, предоставленными на сайтах справочных правовых систем. В связи с изложенным, в случае изменения законодательства по вопросам, рассматриваемым в рамках лекции, подготовленные материалы должны быть скорректированы. Исключение составляет случай, когда соответствующие изменения приняты менее чем за 10 дней до даты проведения лекции.
10.5. При возникновении в процессе самостоятельной работы затруднений, вопросов, обучающемуся следует обратиться за консультацией к руководителю практики от Университета или на соответствующую кафедру.