Административно-правовые методы управления и их классификаци.
Метод управления – средство практического осуществления функций государственно-управленческой деятельности, достижения ее целей.
Признаки методов управления:
1) органически связаны с целевым назначением данного вида государственной деятельности как особого варианта практической реализации единой государственной власти;
2) выражают управляющее (упорядочивающее) воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты;
3) непосредственно выражаются в связях между субъектами и объектами государственного управления;
4) используются субъектами исполнительной власти в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции;
5) имеет адресатом соответствующий объект (индивидуальный или коллективный);
6) представляет собой определенную возможность решения управленческих задач, стоящих перед субъектом исполнительной власти;
7) в них выражается государственный (публичный) интерес, управляющая воля государства;
8) непосредственно выражает принадлежащие государству и его исполнительному аппарату полномочия юридически властного характера;
9) для них характерна правовая форма их непосредственного практического выражения (проявляются в правовых актах управления);
10) выбор конкретных методов управляющего воздействия зависит от особенностей организационно-правового статуса субъектов исполнительной власти и от особенностей объекта управления (формы собственности, индивидуального или коллективного характера).
По своим показателям метод управления – средство целенаправленного управляющего воздействия (это сближает его с методом правового регулирования). Методы правового регулирования распространяются на всех участников регулируемых общественных отношений, методы управления – индивидуализированы.
Метод правового регулирования – функция АдП, метод управления – функция субъекта АдП.
Необходимо различать:
1) методы управляющего воздействия (всегда имеют внешнее юридически властное значение и выражение и являются собственно методами управления) – административно-правовые методы;
2) методы организации работы аппарата управления (имеют внутриаппаратное значение);
3) методы совершения отдельных управленческих действий (методы процедурного характера).
С помощью административно-правовых методов управляющее воздействие на объект осуществляется использованием административно-правовых форм управления (связь между административно-правовыми формами и административно-правовыми методами).
Методы управления выражаются в нормативных или индивидуальных актах управления.
Классификация административно-правовых методов (основана на содержании управляющего воздействия): административные и экономические.
Административные методы – способы (средства) внеэкономического (прямого управляющего) воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления (выражаются в совершении субъектом управления управленческих действий, содержащих властное обеспечение должного поведения управляемых объектов).
Внеэкономический характер данных методов – сознательно-волевое поведение управляемых. Должное поведение обеспечивается через волю и сознание управляемых (с использованием средств убеждения и принуждения).
Без использования данных методов невозможно достижение целей упорядоченного воздействия на поведение участников управленческих общественных отношений.
Экономические методы – способы (средства) экономического (косвенного) воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления (субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы (опосредованно)).
Объект управления ставится в условия, при которых он сам начинает действовать должным образом (в силу материального стимула).
Управляющее воздействие осуществляется не на поведение, косвенно (опосредованно) – через воздействие на материальные интересы объекта управления. Должное поведение объекта управления достигается перспективами материальных выгод и угрозой материальных санкций.
Недопустимо противоречие между методами прямого и косвенного воздействия:
1) управленческая деятельность – административная, любые методы, используемые в процессе ее осуществления, не могут быть не административными;
2) средства прямого и косвенного назначения имеют единую цель – реализацию управленческого воздействия субъекта управления на поведение объекта управления;
3) они используются одними и теми же субъектами исполнительной власти;
4) они используются в отношении одних и тех же объектов управления;
5) они используются как одностороннее и властное волеизъявление субъекта управления;
6) для реализации прямого и косвенного управляющего воздействия требуется единая правовая форма;
7) в правовых актах управления сочетаются экономическое содержание и административно-правовая форма.
Содержание административно-правовых методов:
1) установление правил поведения в сфере государственного управления общеобязательного или частного характера;
2) утверждение конкретных заданий;
3) предписания о совершении определенных действий;
4) назначение на должности;
5) удовлетворение законных притязаний участников регулируемых отношений;
6) запрещение отдельных действий;
7) выдача разрешений различного рода;
8) осуществление регистрационных действий;
9) проведение контроля и надзора;
10) материальное и моральное поощрение;
11) применение материальных санкций;
12) разрешение споров между участниками управленческих отношений;
13) установление стандартов;
14) оформление государственных заказов;
15) применение административно-принудительных мер