Предмет административно-правового регулирования
Предмет административно-правового регулирования
Предмет АП – это совокупность общественных отношений возникающих в процессе функционирования субъектов публичной администрации и осуществления административного судопроизводства.
В предмет АП входят разнообразные обществ. отношения, которые могут носить как регулятивный так и охранительный характер, а так же материальные и процессуальные отношения.
Группы отношений:
· Организационные отношения управления в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления)
· Внутриорганизационные отношения во всех элементах системы публичного управления
· Контрольно-организационные отношения общегосудатсвенного характера
Метод административно-правового регулирования (стр63)
Метод – совокупность правовых средств или различных способов, применяемых в ходе правового регулирования общественных отношений.
Виды методов:
· Власти-подчинения, согласно которому один участник адм.правонарушений подчиняется другому, а другой осущ.управлением первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;
· Рекомендации, при котором обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной ситуации. Рекомендации могут быть приняты к сведению, но не исполнены;
· Согласования – характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя гос.органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;
· Равенства – в некоторых источниках называется подвид метода согласования, особенностью которого является то, что данный метод применяется лишь между равноправными лицами;
· Дозволения – юрид.решение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;
· Запрета – возложение прямой юр.обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
По характеру организующего воздействия:
· Метод психолог.воздействия(призывы, агитация);
· Экономического (поощрение);
· Адм.воздействия (властного принуждения – приказ).
По средствам воздействия:
· Убеждения
· Принуждения
· Стимулирования.
Принципы административно-правового регулирования.
Принципы:
Приоритет личности,ее прав, свобод и интересов;
Разделения властей;
Федерализм – основан на федеративном уйстройстве РФ, в соответствии с которым адм.законодательство отнесено к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов;
Законность – соответствие всех принимаемых правовых актов конституции РФ;
Гласность – доступность для всеобщего сведения результатов гос-управленческой деятельности;
Ответственность за неправомерное применение норм адм.права и недобросовестное исполнение своих обязанностей и др.нарушения.
Административно-правовые нормы.
АПН – установленное или санкционированное государством правило поведения, распространяющееся на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитанное на многократное применение.
Особенности:
· Общность адм.правовых норм с нормами др.отраслей права обусл.тем, что адм.право – одна из фундаментальных базовых отраслей российского права, а составляющие его нормы, отвечают всем общетеоретическим характеристикам и критериям точки зрения их социально-полит.-ой сущности, роли обществ.предназначения;
· Императивный (повелительный) характер адм.прав-ых норм.
· По характеру и содержанию нормы могут быть обязывающими, запрещающими, уполномочивающими и поощрительными.
Источники административно-правового регулирования.
Источники адм.права – внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юр.силе нормативно-правовые акты.
Виды источников:
· Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ;
· Общепринятые принципы и нормы международного права и международные дороворы РФ;
· Законы(федеральные,конституционные,законы субъектов РФ);
· Указы президента и нормативно-правовые акты глав субъектов РФ;
· Постановления правительства и др
· КоАП РФ(кодекс об адм.правонарушениях)
Предмет административно-правового регулирования
Предмет АП – это совокупность общественных отношений возникающих в процессе функционирования субъектов публичной администрации и осуществления административного судопроизводства.
В предмет АП входят разнообразные обществ. отношения, которые могут носить как регулятивный так и охранительный характер, а так же материальные и процессуальные отношения.
Группы отношений:
· Организационные отношения управления в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления)
· Внутриорганизационные отношения во всех элементах системы публичного управления
· Контрольно-организационные отношения общегосудатсвенного характера