Специфика и виды профессионального общения юриста. Психологические барьеры общения и приемы их устранения. Этапы установления психологического контакта юриста.
Общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
В более узком смысле, в контексте рассматриваемых проблем, общение является составной частью профессиональной деятельности юриста независимо от его специализации.
Говоря о профессиональном общении юристов, необходимо подчеркнуть еще одну важную особенность: оно нередко протекает в особом процессуальном режиме с соблюдением определенных, строго очерченных форм коммуникации, таких, например, как: прием заявлений у граждан; допрос в ходе предварительного следствия; допрос в суде при рассмотрении уголовных дел, допрос и получение соответствующих объяснений у лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве; судебные прения сторон, обмен репликами, произнесение последнего слова подсудим; судебные прения, обмен репликами сторон в судебном заседании при рассмотрении гражданско-правовых споров. Особый вид и режим процесса профессиональной коммуникации предусмотрены законодателем и при вынесении приговора по уголовным делам, в ходе принятия решек гражданско-правовым спорам.
Говоря о профессиональном общении юриста, необходимо учитывать не только его процессуальные (допрос, очная ставка и т.д.), но и непроцессуальные формы, в основе которых лежат принятые в обществе, в той или иной социальной среде правила речевого поведения, устойчивые этикетные формулы обращения, отражающие внешние проявления отношения любого человека к окружающим его людям, к различным социальным ценностям. В контексте подобных весьма распространенных случаев общения следует говорить о непроцессуальном общении юриста.
Барьеры общения - это психологические трудности, возникающие в процессе общения, служащие причиной конфликтов или препятствующие взаимопониманию и взаимодействию. Они могут быть связаны с характерами людей, их стремлениями, взглядами, речевыми особенностями, манерами общения.
Взяв за основу структуру общения (перцептивная, интерактивная и коммуникативная составляющие), можно соответственно классифицировать и барьеры общения.
1. Барьеры восприятия и понимания:
- эстетический (внешнее впечатление крайне неблагоприятно);
- социальный (различия в социальном положении);
- барьер отрицательных эмоций (страха, гнева, обиды, раздражения, настроения, страдания, горя, стыда и вины, презрения, отвращения, брезгливости);
- барьер установки (срабатывают стереотипы или предварительно сформированные негативные установки по отношению к фирме, организации, вам лично);
- барьер психологической защиты (когда человек уверен в себе, у него есть комплексы и он выстраивает свое поведение с позиции обороны, самозащиты).
2. Барьеры взаимодействия:
- барьер стилей общения;
- этический барьер (нравственная несовместимость деловых партнеров);
- мотивационный барьер (различие мотивов вступления в контакт);
- барьер техники и навыков общения;
- барьер характера.
3. Барьер коммуникации:
- барьер речи;
- барьер слушания;
- барьер модальностей (различные репрезентативные системы);
- некомпетентность.
Психологический контакт –это целенаправленная, планируемая деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении и достижение его целей. Психологический контакт всегда имеет двухсторонний характер, представляет собой динамический, находящийся в развитии процесс, участники которого, воспринимая друг друга, обмениваясь информацией и оказывая психологическое воздействие друг на друга, постоянно корректируют свое поведение. Установление психологического контакта является необходимым условием успешного общения.
Взаимное оценивание.Процесс оценивания осуществляется на основе внешнего восприятия друг друга и формирование впечатления о личности человека. Результатом взаимного оценивания является формирование взаимной заинтересованности либо отсутствие заинтересованности. Взаимная заинтересованность,определяющая формирование мотивации вступления в общение.