Психологические основы деятельности по осуществлению правосудия.
Психологическая структура судебной деятельности складывается в конечном итоге из тех же компонентов, что и подобная структура предварительного расследования, но сочетание этих компонентов имеет иную взаимозависимость. Если на предварительном следствии основной является познавательная деятельность, то в суде основной, определяющей становится конструктивная деятельность. Именно суд призван решить дело по существу – это его основная и исключительная функция.
Но эта деятельность может реализоваться на базе собранной, всесторонне оцененной и проверенной информации.
Основная цель познавательной деятельности в суде – это накопление необходимой информации для осуществления конструктивной деятельности – постановления приговора. Осуществление познавательной деятельности судом зависит от целого ряда факторов, основными из которых являются:
1) полнота и тщательность сбора всей необходимой информации для построения модели прошедшего события на предварительном следствии;
2) полнота изучения материалов предварительного следствия и наличие плана проверки этих материалов в суде;
3) достаточная психическая активность при осуществлении познавательной деятельности;
4) внешние условия осуществления судом познавательной деятельности;
5) полнота и правильность исследования источников сообщения фактов;
6) полнота и правильность использования судом познавательной деятельности всех остальных участников судебного разбирательства;
7) полнота использования коллегиальности при осуществлении познавательной деятельности;
8) стадийность (последовательность) осуществления познавательной деятельности.
В познавательной деятельности суда принимают участие лица с самыми различными интересами, что предопределяет неодинаковую оценку и объяснение фактов, их значимости и т. д. Результаты познавательной деятельности находятся в прямой зависимости от степени активности каждого участника судебного процесса, от полноты использования коллегиальности при решении всех вопросов по уголовному делу.
Судебная деятельность развивается в определенной, строго регламентированной процессуальным законом последовательности, которая создает определенные стадии развития общей судебной деятельности, что призвано обеспечить наиболее целесообразные условия исследования доказательств, способствовать установлению истины и осуществлению правосудия.
Сущность конструктивной деятельности в суде – это постановление приговора по рассматриваемому делу. Все остальные виды деятельности – познавательная, коммуникативная, организаторская, удостоверительная – подчинены этой задаче.
Основная конструктивная деятельность суда всегда складывается из целой серии последовательно реализуемых взаимосвязанных действий:
– полное выявление и тщательная проверка всех фактов, относящихся к делу, подлежащему решению;
– обязательное заслушивание мнения всех заинтересованных участников судебного рассмотрения дела, как по поводу совокупности фактов, так и по поводу предполагаемого решения;
– принятие конструктивного решения каждым из членов коллегии судей;
– коллективное обсуждение всех выявленных фактов и окончательное решение основного конструктивного вопроса;
– постановление приговора, решения по делу.
Необходимо сказать и о воспитательном воздействии суда, которое уже заложено в специфической форме его деятельности: полном, объективном рассмотрении в судебном заседании всех обстоятельств дела.
В осуществлении функций правосудия большая роль принадлежит личности судьи, его идеологической зрелости, нравственным устоям, профессиональному мастерству.
Одной из главных характеристик личности судьи является его профессиональная направленность, которая включает в себя совокупность морально-политических, интеллектуальных, характерологических и психофизиологических качеств и выражается в следующем: а) осознании профессионального долга; б) уровне профессионального правосознания и профессионального мастерства; в) творческом подходе к отправлению судейских функций; г) нетерпимости к нарушению требований законности ;д) стремлении к принятию самостоятельного, свободного от посторонних воздействий решения в соответствии с собранными доказательствами и по своему убеждению.
Ученые Республики Беларусь отмечают следующие требования, предъявляемые к индивидуально-психологическим особенностям судей:
1) качества, способствующие развитию коммуникативных способностей (умение ладить с людьми, деловая контактность, внимательность к людям);
2) интеллектуальные качества (уровень специальных юридических знаний, кругозор, общая эрудиция, гибкость и логичность мышления, память);
3) нравственные качества (честность, принципиальность, независимость, авторитетность, ответственность, самостоятельность, сдержанность, добросовестность);
4) качества, способствующие рациональной организации деятельности судьи (практичность, собранность, оперативность, энергичность, решительность, последовательность, работоспособность, трудолюбие, инициативность);
5) качества, отражающие отношение судьи к самому себе (чувство собственного достоинства, скромность, самокритичность, самооценка).
Система психологического сопровождения профессиональной деятельности судей включает следующие направления: психологический отбор кандидатов на должность судьи; психологическое обеспечение работы с резервом кадров; психологическое сопровождение стажировки и последующего обучения судей.