Деятельность – совокупность действий, объединенных единой целью, соответствующей определенной потребности. Единица жизни, опосредованная психическим отражением.
Особенности профессиональной деятельности юриста являются:
- правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений работников юристов, нарушение юристом должностных полномочий рассматривается как нарушение закона, свидетельствует, прежде всего, о низком уровне его профессиональной компетентности.
- властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов; Использование юристом, работающим в правоохранительных органах, своих властных служебных полномочий затрагивает интересы граждан, юридических лиц, организаций. Предоставление должностным лицам полномочий предполагает и разумное их использование с учетом характера содеянного виновным, сложившейся ситуации, личности субъекта, в отношении которого применяются те или иные меры правового характера.
- экстремальный характер правоохранительной деятельности многих юристов, особенно тех, кто работает в органах суда, прокуратуры, налоговой службы и налоговой полиции и т.п.;
- нестандартный, творческий характер труда юриста; Юристу необходимы не только сугубо профессиональные правовые, общественно-политические, но и специальные знания из различных областей науки и техники, образования и культуры, развитый интеллект
- процессуальная самостоятельность, персональная (для многих — повышенная) ответственность юристов, работающих в правоохранительных органах, государственно-правовых структурах.
Особенно велика роль правосознания, установочного отношения юриста к соблюдению нравственных, правовых норм поведения в неожиданно складывающихся ситуациях, которые можно назвать ситуациями или факторами профессионального риска. Остановимся кратко на некоторых таких ситуациях (факторах) риска.
Ситуация получения(приобретения) юристом каких - либо благ (предметов) с отступлением от установленного порядка, когда эти блага предоставляются якобы «просто так», «из уважения», а на самом деле в целях налаживания неформальных отношений с юристом, занимающим какое-либо ответственное должностное положение.
Ситуация, провоцирующая взятку. Существуют различные способы, в том числе и в завуалированной форме, передачи взятки. Передаче взятки может предшествовать своеобразная «словесная разведка» взяткодателя в виде выражения не соответствующей действиям юриста благодарности, многозначительных обещаний отблагодарить и пр. Если подобные действия решительно не пресекаются должностным лицом, его поведение может быть истолковано как своего рода подтверждение того, что оно оценивает свои служебные действия как действительно заслуживающие особой «благодарности».
Ситуация допроса свидетеля (потерпевшего) в его квартире, в номере гостиницы, кроме случаев, когда, например, человек серьезно болен. Необходимо помнить, что в подобных случаях также возможны провокационные действия со стороны допрашиваемого лица, направленные на дискредитацию следователя (дознавателя), попытки построить отношения с ним на личной основе и таким путем в последующем оказать на него давление или даже опорочить его.
Ситуации «случайного» знакомства в гостинице, ресторане и т.п., когда «случайность» заранее организуется лицами, заинтересованными установить неформальные отношения с юристом или попросту дискредитировать его.
- Анализ правоохранительной деятельности позволил сформулировать пять основных факторов профессиональной пригодности, включающих соответствующие им комплексы профессионально значимых психологических качеств.
I фактор - высокий уровень социализации личности юриста.
- - высокий уровень развития правосознания (общего и профессионального);
- - доминирование социально значимых мотивов в сфере мотивации профессиональной;
- - честность, принципиальность, гражданское мужество, чувство долга, совестливость;
- - ответственность, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность, аккуратность.
II фактор - эмоционально-волевая устойчивость личности юриста.
- - высокий уровень работоспособности, выносливость в ситуациях длительных, интенсивных физических и психических перегрузок,
- - высокий уровень стрессоустойчивости, самоконтроля над эмоциями и поведением, самообладание,
- -развитые адаптивные свойства нервной системы
III фактор - познавательные способности юриста, высокий уровень интеллектуального развития.
- - развитой интеллект, аналитико-синтетический склад ума, способности к абстрагированию, рефлексии;
- - глубина, оперативность, широта, самостоятельность, продуктивность, гибкость, критичность, прогностичность мышления;
- - широкий кругозор, эрудированность;- развитое воображение, наблюдательность, проницательность, интуиция;- емкая память, способность к быстрой актуализации необходимой информации;- высокая умственная работоспособность, обучаемость, восприимчивость к новому.
IV фактор - коммуникативная компетентность юриста.
- - способности устанавливать и поддерживать психологический контакт с различными участниками общения, преодолевать психологические и коммуникативные барьеры в процессе общения;- проницательность, способность правильно интерпретировать поведение, невербальные проявления собеседника и понимать его внутренний мир, дифференцировать правдивые и ложные показания;- свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, в том числе средствами коммуникативного воздействия, как в межличностном взаимодействии, так и во время публичных выступлений;
- - развитая культура речи, предполагающая правильность, четкость, точность, ясность, понятность, гибкость, убедительность, выразительность и образность устной речи, свободное владение письменной речью;- вежливость, тактичность, чуткость, уважительное, внимательное и доброжелательное отношение к людям, умение слушать партнера по диалогу, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника);
- - адекватная самооценка;- чувство юмора.
V фактор - организаторские способности.
- - самостоятельность, инициативность, предприимчивость;
- - настойчивость, целеустремленность, уверенность в себе; в мотивационной сфере - доминирование мотивов достижения;
- - высокая стрессоустойчивость;- чувство ответственности за свои действия;
- - умение контролировать ход и результаты совместной деятельности, критичность, требовательность к подчиненным;- умение оказывать управляющее воздействие на коллектив, мотивировать и побуждать подчиненных к выполнению работы, направлять их и "заряжать" своей энергией.