Деятельность – совокупность действий, объединенных единой целью, соответствующей определенной потребности. Единица жизни, опосредованная психическим отражением.

Особенности профессиональной деятельности юриста являются:

- правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений работников юристов, нарушение юристом должностных полномочий рассматривается как нарушение закона, свидетельствует, прежде всего, о низком уровне его профессиональной компетентности.

- властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов; Использование юристом, работающим в правоохранительных органах, своих властных служебных полномочий затрагивает интересы граждан, юридических лиц, организаций. Предоставление должностным лицам полномочий предполагает и разумное их использование с учетом характера содеянного виновным, сложившейся ситуации, личности субъекта, в отношении которого применяются те или иные меры правового характера.

- экстремальный характер правоохранительной деятельности многих юристов, особенно тех, кто работает в органах суда, прокуратуры, налоговой службы и налоговой полиции и т.п.;

- нестандартный, творческий характер труда юриста; Юристу необходимы не только сугубо профессиональные правовые, общественно-политические, но и специальные знания из различных областей науки и техники, образования и культуры, развитый интеллект

- процессуальная самостоятельность, персональная (для многих — повышенная) ответственность юристов, работающих в правоохранительных органах, государственно-правовых структурах.

Особенно велика роль правосознания, установочного отношения юриста к соблюдению нравственных, правовых норм поведения в неожиданно складывающихся ситуациях, которые можно назвать ситуациями или факторами профессионального риска. Остановимся кратко на некоторых таких ситуациях (факторах) риска.

Ситуация получения(приобретения) юристом каких - либо благ (предметов) с отступлением от установлен­ного порядка, когда эти блага предоставляются якобы «просто так», «из уважения», а на самом деле в целях налаживания неформальных отношений с юристом, за­нимающим какое-либо ответственное должностное по­ложение.

Ситуация, провоцирующая взятку. Существуют раз­личные способы, в том числе и в завуалированной фор­ме, передачи взятки. Передаче взятки может предше­ствовать своеобразная «словесная разведка» взяткодателя в виде выражения не соответствующей действиям юри­ста благодарности, многозначительных обещаний от­благодарить и пр. Если подобные действия решительно не пресекаются должностным лицом, его поведение может быть истолковано как своего рода подтвержде­ние того, что оно оценивает свои служебные действия как действительно заслуживающие особой «благодар­ности».

Ситуация допроса свидетеля (потерпевшего) в его квартире, в номере гостиницы, кроме случаев, когда, например, человек серьезно болен. Необходимо пом­нить, что в подобных случаях также возможны прово­кационные действия со стороны допрашиваемого лица, направленные на дискредитацию следователя (дозна­вателя), попытки построить отношения с ним на лич­ной основе и таким путем в последующем оказать на него давление или даже опорочить его.

Ситуации «случайного» знакомства в гостинице, рес­торане и т.п., когда «случайность» заранее организует­ся лицами, заинтересованными установить неформаль­ные отношения с юристом или попросту дискреди­тировать его.

  • Анализ правоохранительной деятельности позволил сформулировать пять основных факторов профессиональной пригодности, включающих соответствующие им комплексы профессионально значимых психологических качеств.

I фактор - высокий уровень социализации личности юриста.

  • - высокий уровень развития правосознания (общего и профессионального);
  • - доминирование социально значимых мотивов в сфере мотивации профессиональной;
  • - честность, принципиальность, гражданское мужество, чувство долга, совестливость;
  • - ответственность, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность, аккуратность.

II фактор - эмоционально-волевая устойчивость личности юриста.

  • - высокий уровень работоспособности, выносливость в ситуациях длительных, интенсивных физических и психических перегрузок,
  • - высокий уровень стрессоустойчивости, самоконтроля над эмоциями и поведением, самообладание,
  • -развитые адаптивные свойства нервной системы

III фактор - познавательные способности юриста, высокий уровень интеллектуального развития.



  • - развитой интеллект, аналитико-синтетический склад ума, способности к абстрагированию, рефлексии;
  • - глубина, оперативность, широта, самостоятельность, продуктивность, гибкость, критичность, прогностичность мышления;
  • - широкий кругозор, эрудированность;- развитое воображение, наблюдательность, проницательность, интуиция;- емкая память, способность к быстрой актуализации необходимой информации;- высокая умственная работоспособность, обучаемость, восприимчивость к новому.

IV фактор - коммуникативная компетентность юриста.

  • - способности устанавливать и поддерживать психологический контакт с различными участниками общения, преодолевать психологические и коммуникативные барьеры в процессе общения;- проницательность, способность правильно интерпретировать поведение, невербальные проявления собеседника и понимать его внутренний мир, дифференцировать правдивые и ложные показания;- свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, в том числе средствами коммуникативного воздействия, как в межличностном взаимодействии, так и во время публичных выступлений;
  • - развитая культура речи, предполагающая правильность, четкость, точность, ясность, понятность, гибкость, убедительность, выразительность и образность устной речи, свободное владение письменной речью;- вежливость, тактичность, чуткость, уважительное, внимательное и доброжелательное отношение к людям, умение слушать партнера по диалогу, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника);
  • - адекватная самооценка;- чувство юмора.

V фактор - организаторские способности.

  • - самостоятельность, инициативность, предприимчивость;
  • - настойчивость, целеустремленность, уверенность в себе; в мотивационной сфере - доминирование мотивов достижения;
  • - высокая стрессоустойчивость;- чувство ответственности за свои действия;
  • - умение контролировать ход и результаты совместной деятельности, критичность, требовательность к подчиненным;- умение оказывать управляющее воздействие на коллектив, мотивировать и побуждать подчиненных к выполнению работы, направлять их и "заряжать" своей энергией.

Наши рекомендации