Судебная власть как функция государственного органа - суда обладает рядом присущих ей признаков.
Структура ФНС России.
- Центральный аппарат - руководитель ФНС, заместители руководителя и 27 управлений по основным направлениям деятельности Службы, в том числе: управление администрирования налогов с доходов физических лиц; управление администрирования налога на прибыль; управление администрирования единого социального налога; управление налогового контроля; управление администрирования косвенных налогов; управление контроля и лицензирования госрегулируемых видов деятельности; управление государственной регистрации и учета юридических и физических лиц; управление налогового аудита; организационно-инспекторское управление; управление контроля налоговых органов и др.
- Коллегия ФНС - совещательный орган ФНС, который рассматривает важнейшие вопросы деятельности налоговых органов. Решения Коллегии принимаются большинством голосов ее членов и проводятся в жизнь приказами ФНС.
Персональный состав Коллегии и порядок участия членов Коллегии в ее заседаниях определяются и утверждаются отдельным приказом руководителя ФНС.
- Центральная экспертная комиссия ФНС - постоянно действующий орган ФНС, осуществляющий организацию и проведение методической и практической работы по экспертизе ценности и подготовке к передаче на государственное хранение управленческой и другой специальной документации Архивного фонда РФ, находящейся на ведомственном хранении в ФНС и налоговых органах РФ.
Персональный состав ЦЭК назначается приказом руководителя ФНС из наиболее квалифицированных сотрудников подразделений под председательством одного из заместителей руководителя.
- Подведомственные ФНС учреждения и организации, которые обеспечивают деятельность налоговых органов.
ФНС России осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности (ст. 5 Положения о ФНС):
1) осуществляет контроль и надзор за:
- соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
- осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;
- соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;
- полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
- проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;
2) выдает в установленном порядке:
- свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином;
- свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;
3) осуществляет:
- государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
- выдачу специальных марок для маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации;
- федеральный государственный надзор в области организации и проведения азартных игр;
4) регистрирует в установленном порядке контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) ведет в установленном порядке:
- учет всех налогоплательщиков;
- Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков;
- государственный реестр контрольно-кассовой техники;
6) бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;
7) осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
8) принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
9) устанавливает (утверждает) формы различных налоговых документов:
налогового уведомления; требования об уплате налога; заявлений о постановке на учет и снятии с учета в налоговом органе; уведомлений о постановке на учет и снятии с учета в налоговом органе; свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки; форму и требования к составлению акта налоговой проверки; акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120, 122, 123), и требования к его составлению; представления налоговыми агентами в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за налоговый период; справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога; представления органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, сведений о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства; уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в иностранной валюте (в валюте Российской Федерации) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в иностранной валюте (в валюте Российской Федерации) в банках за пределами территории Российской Федерации; уведомления о наличии счетов в банках за пределами территории Российской Федерации, открытых в соответствии с разрешениями, действие которых прекратилось, другие формы документов;
10) разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формам налоговых деклараций и иные документы и направляет их на утверждение в Министерство финансов РФ;
11) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.
Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
- организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;
- запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
- осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;
- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;
- применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;
- создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
- разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия, удостоверений, а также порядок ношения форменной одежды.
Федеральная налоговая служба осуществляет общее руководство, контроль и координацию деятельности налоговых органов России. Она издает приказы, инструкции, методические указания и другие нормативные документы, связанные с применением законодательных актов о налогах и других обязательных платежах.
К территориальным органам ФНС России относятся<1>:
--------------------------------
<1> Территориальные органы ФНС организованы в соответствии с Приказом Минфина РФ от 9 августа 2005 г. N 101н "Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" (в ред. от 05.04.2012), которым утверждены: Положение об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня (приложение N 1), Положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам (приложение N 2), Положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (приложение N 3), Положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу (приложение N 4), Положение об Управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (приложение N 5), Положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения (приложение N 6).
- межрегиональные инспекции ФНС России: межрегиональная инспекция ФНС по федеральному округу; межрегиональная инспекция ФНС по центральной отработке данных; межрегиональная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам;
- управления ФНС по субъектам Российской Федерации;
- инспекции ФНС по районам, районам в городах, городах без районного деления;
- межрайонные налоговые инспекции ФНС.
В основе построения системы налоговых органов находится федеративное устройство Российской Федерации и ее административно-территориальное деление. При образовании межрегиональных инспекций ФНС принимаются во внимание и определенные сферы деятельности, требующие специализации инспекций.
Межрегиональные инспекции ФНС - территориальные органы ФНС, которые входят в единую централизованную систему налоговых органов. В настоящее время действуют: межрегиональные инспекции ФНС по федеральным округам (сокращенное наименование - МИ ФНС России по ___ округу); межрегиональные инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам (сокращенное наименование - МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N __);
Межрегиональная инспекция ФНС по центральной обработке данных (сокращенное наименование - МИ ФНС России по ЦОД). Положения о межрегиональных инспекциях ФНС утверждены Приказом Министра финансов РФ от 9 августа 2005 г. N 101н (в ред. от 05.04.2012).
Межрегиональные инспекции находятся в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольны.
Межрегиональная инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации крупнейшими налогоплательщиками.
Межрегиональную инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФНС России. Руководитель межрегиональной инспекции имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФНС России по представлению руководителя межрегиональной инспекции. Межрегиональные инспекции осуществляют функции налоговых органов на определенной территории или в определенной сфере деятельности.
Межрегиональная инспекция является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации со своим полным и сокращенным наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Управления ФНС по субъектам РФ (сокращенное наименование - УФНС России по ___) являются территориальными органами ФНС и входят в единую централизованную систему налоговых органов.
УФНС по субъектам РФ находятся в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольны. Управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя ФНС России. Руководитель управления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФНС по представлению руководителя управления.
УФНС по субъекту РФ осуществляет функции по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах полномочий налоговых органов.
УФНС по субъекту РФ осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляет в делах о банкротстве и в процедурах о банкротстве требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
УФНС по субъекту РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня и во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами.
Полномочия управления в установленной сфере деятельности определяются Положением "Об Управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации", утвержденным Приказом Министра финансов РФ от 9 августа 2005 г. N 101н (в ред. от 05.04.2012).
Инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции ФНС межрайонного уровня (ИФНС) - основное звено в системе налоговых органов. ИФНС находятся в непосредственном подчинении управления ФНС России по субъекту РФ и подконтрольны ФНС и управлению.
ИФНС - территориальный орган, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
ИФНС осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляет в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
Правовой статус ИФНС, их полномочия, организация деятельности определяются в Положении "Об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции ФНС межрайонного уровня", утвержденном Приказом Минфина РФ от 9 августа 2005 г. N 101н (в ред. от 05.04.2012).
ИФНС по району, району в городе, городу без районного деления и ИФНС межрайонного уровня осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, иных обязательных платежей;
- осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
- ведет в установленном порядке учет налогоплательщиков на подведомственной территории: Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков, а также учет (по каждому налогоплательщику и виду платежа) сумм налогов и сборов, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм пени, налоговых санкций;
- осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, пеней и штрафов;
- осуществляет проверку деятельности юридических и физических лиц в установленной сфере деятельности;
- взыскивает в установленном порядке недоимки и пени по налогам и сборам, предъявляет в суды иски о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах, а также в иных случаях, установленных законодательством РФ;
- осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
ИФНС возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФНС России. Руководитель инспекции имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем управления ФНС по представлению руководителя инспекции. Другие работники инспекции назначаются на должности приказом руководителя инспекции.
Руководитель инспекции:
- организует и осуществляет на принципах единоначалия общее руководство и контроль за деятельностью инспекции;
- распределяет обязанности между своими заместителями;
- представляет на утверждение в управление структуру инспекции и смету доходов и расходов на ее содержание, утверждает в пределах установленной численности и фонда оплаты труда штатное расписание, а также положения о структурных подразделениях инспекции и должностные инструкции ее работников;
- издает приказы, распоряжения и дает указания по вопросам деятельности инспекции, обязательные для исполнения всеми работниками инспекции;
- назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников инспекции;
- представляет в установленном порядке и в надлежащие сроки в управление отчеты о проделанной работе за соответствующий отчетный период;
- решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в инспекции;
- привлекает в соответствии с законодательством Российской Федерации к дисциплинарной ответственности работников инспекции за нарушения, допущенные ими в работе, если за эти нарушения не предусмотрена административная или уголовная ответственность.
ИФНС является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба РФ, со своим полным и сокращенным наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ.
Все работники налоговых органов подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.
В случае гибели работника налогового органа в связи с осуществлением служебной деятельности семье погибшего или его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. При нанесении работнику налогового органа тяжких телесных повреждений, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания за счет средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц, а также в течение десяти лет - разница между размерами его должностного оклада и пенсией.
При нанесении работнику налогового органа менее тяжких телесных повреждений ему выплачивается единовременное пособие в размере пяти месячных заработков из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
Ущерб, причиненный имуществу работника налогового органа (или его близкого родственника) в связи со служебной деятельностью, возмещается в полном объеме из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
Руководящим работникам и специалистам налоговых органов присваиваются в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией и стажем работы классные чины.
Положение о классных чинах работников налоговых органов и размер доплат за классные чины утверждаются Президентом РФ.
Граждане, назначенные на государственные должности в налоговые органы, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (в ред. от 02.04.2014).
Налоговый кодекс РФ (часть первая).
Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации".
Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (в ред. от 03.07.2014);
Приказ Министерства финансов РФ от 9 августа 2005 г. N 101н "Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" (ред. от 05.04.2012).
Приказ Федеральной налоговой службы от 3 июня 2005 г. N САЭ-3-15/231@ "О порядке назначения лиц на руководящие должности территориальных органов Федеральной налоговой службы".
Приказ Федеральной налоговой службы от 17.02.2014 N ММВ-7-7/53@ "Об утверждении Регламента Федеральной налоговой службы".
Глава 23. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23.1. Понятие, основные задачи и полномочия
Министерства юстиции Российской Федерации и его органов
Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния (п. 1 Положения о Минюсте России).
Основные задачи Минюста России (п. 3 Положения о Минюсте):
- разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
- нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
- обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
- обеспечение деятельности Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека;
- организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций;
- осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Министерство юстиции возглавляет все действующие в стране и подведомственные ему органы юстиции и федеральные службы. В своей упорядоченной совокупности перечисленные государственные органы образуют систему органов юстиции (схема 31).
Схема 31
Система органов Министерства юстиции Российской Федерации
(п. п. 2, 6 Указа Президента РФ "Вопросы
Министерства юстиции РФ"; п. п. 10 - 11 Положения
о Министерстве юстиции РФ)
┌────────────────────────────────┐
│ Министерство юстиции РФ │
│ │
│ Центральный аппарат │
└───────────────┬────────────────┘
┌───────────────────┼────────────────────┐
V V V
┌────────────────────┐ ┌──────────────┐ ┌────────────────────┐
│Подведомственные │ │Подведомствен-│ │Территориальные │
│федеральные службы: │ │ные учреждения│ │органы: │
│- Федеральная служба│ │ и иные │ │- управления по │
│исполнения наказаний│ │подразделения │ │федеральным округам;│
│(ФСИН России); │ │ │ │- управления │
│- Федеральная служба│ │ │ │(отделы) по │
│судебных приставов│ │ │ │субъектам │
│(ФССП России) │ └──────────────┘ └────────────────────┘
└────────────────────┘
Общее руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ, который, в частности, утверждает положение о Минюсте России, его структуру (основные положения), предельную численность работников центрального аппарата и территориальных органов и фонд оплаты труда государственных служащих, назначает на должность и освобождает от должности Министра юстиции РФ и его заместителей.
Минюст России возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Министр имеет заместителей, определение количества которых, а также назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляется Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Структура и штатное расписание центрального аппарата Минюста России утверждаются министром в пределах численности (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонда оплаты труда государственных служащих, установленных Президентом РФ с учетом реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений (схема 32).
Схема 32
Структура центрального аппарата Минюста России
(Указ Президента РФ от 13.10.2004 "Вопросы
Министерства юстиции РФ", Положение о Минюсте РФ)
┌───────────────────┐
│ Министр юстиции │
│ России │
└──────────┬────────┘
┌─────────────────────┼───────────────────────┐
V V V
┌─────────────────┐ ┌───────────────────┐ ┌─────────────────────────┐
│ Научно- │ │первый заместитель │ │ Коллегия Минюста России │
│ консультативный │ │ Министра юстиции │ │ (министр, его │
│ совет │ │ │ │ заместители, директора │
└─────────────────┘ ├───────────────────┤ │ ФСИН, ФССП, иные │
│ заместители │ │ работники Минюста, │
│ министра юстиции │ │ специалисты в сфере │
│ │ │ юстиции) │
└──────────┬────────┘ └─────────────────────────┘
┌──────────┴───────────────────────┐
V V
┌─────────────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────┐
│ Департаменты │ │ Иные подразделения │
├─────────────────────────────────────────┤ ├──────────────────────┤
│- Департамент организации и контроля │ │- учебные и научно- │
│- Департамент регистрации ведомственных │ │исследовательские │
│нормативных правовых актов │ │учреждения │
│- Департамент законопроектной │ │(Российская правовая │
│деятельности и мониторинга │ │академия, Научный │
│правоприменения │ │центр правовых │
│- Департамент по делам некоммерческих │ │исследований, │
│организаций │ │Российский │
│- Департамент гражданского и социального │ │федеральный центр │
│законодательства │ │судебной экспертизы и │
│- Департамент нормативно-правового │ │др.) │
│анализа и контроля в сфере исполнения │ │- подразделения │
│наказаний и судебных актов регулирования │ │социального и │
│- Департамент конституционного │ │технического │
│законодательства │ │обеспечения │
│- Департамент государственной службы и │ │- другие │
│кадров │ │подразделения │
│- Департамент управления делами │ └──────────────────────┘
│- Департамент международного права и │
│сотрудничества │
│- Департамент по вопросам правовой │
│помощи и взаимодействия с судебной │
│системой │
│- Аппарат Уполномоченного РФ при ЕСПЧ - │
│заместителя министра │
└─────────────────────────────────────────┘
Министр юстиции распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает полномочия других должностных лиц Минюста России, утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Минюста России, его территориальных органах и федеральных государственных учреждениях, назначает на должности и освобождает от должности руководителей территориальных органов федеральных служб, подведомственных Минюсту, вносит Президенту РФ и в Правительство РФ проекты нормативных актов, другие документы по вопросам, относящимся к компетенции Минюста, выполняет иные функции (см. подробнее п. 12 Положения о Минюсте России).
Аппарат Минюста России осуществляет организационное обеспечение деятельности министра, состоит из руководителя аппарата и помощников министра, иных федеральных государственных гражданских служащих.
Департаменты Минюста России - структурные подразделения Минюста России, создаются по основным направлениям деятельности министерства, в их состав могут входить отделы.
Коллегия Минюста России - совещательный орган при Министре юстиции. В ее состав входят министр (председатель коллегии), его заместители, руководители подведомственных Минюсту России федеральных служб, а также другие лица. Состав коллегии Минюста России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ. Коллегия рассматривает вопросы, связанные с реализацией возложенных на министерство задач, а также вырабатывает управленческие решения. Принятые на заседании коллегии решения оформляются протоколом и, как правило, объявляются приказами министра.
Учреждения центрального подчинения (федеральные государственные учреждения): Российский федеральный центр судебной экспертизы, Российская правовая академия, Научный центр правовой информации, государственное учреждение "Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Министерстве юстиции Российской Федерации".
Территориальные органы Минюста России:
- управления Минюста России по федеральным округам. Например, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу;
- управления и отделы Минюста по субъекту (субъектам) Российской Федерации. Например, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатской области и Корякскому автономному округу.
Руководитель территориального органа Минюста России назначается на должность и освобождается от должности приказом Минюста России, имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности приказом Минюста России по его представлению.
Положение о территориальном органе Минюста России, его структура и штатное расписание утверждаются Министром юстиции России.
Структура территориального органа Минюста России: руководство (руководитель и его заместители); структурные подразделения по основным направлениям деятельности - управления либо отделы. Их правовой статус и объем полномочий определяются положениями, утверждаемыми руководителем территориального органа Минюста России.
При территориальных органах Минюста России, действующих в пределах федерального округа, образуются координационные советы руководителей территориа