Семинарское занятие Тема 7. Проблемы использования результатов интеллектуальной деятельности в сети Интернет
Цель и задачи: проанализировать актуальные проблемы использования и защиты результатов интеллектуальной деятельности в Интернет
Вопросы для обсуждения:
1. Влияние цифровых технологий на развитие авторского права.
2. Цифровые копии произведений.
3. Правовые вопросы использования объектов авторских и смежных прав в глобальных сетях.
4. Интернет-сайт как объект правовой охраны.
5. Ответственность за нарушение исключительных прав в сети Интернет.
Задания для самостоятельной работы:
Изучить состояние охраны прав интеллектуальной собственности в России. Проанализировать первоочередные задачи развития системы охраны интеллектуальной собственности в новых условиях хозяйствования.
Изучить комплекс мер по повышению эффективности научно-технических достижений.
Изучить практику применения законодательствав сфере использования результатов интеллектуальной деятельности в сети Интернет.
Источники:
обязательные:1,2
дополнительные: см. список
Практическое занятие Тема 3. Права, смежные с авторскими
Цель и задачи:проанализировать объекты смежных прав, имущественные права исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания, основные договоры в сфере смежных прав
Вопросы для обсуждения:
1. Основные виды договоров.
2. Коллективное управление смежными имущественными правами.
3. Способы защиты смежных прав.
Примерные практические задания
Раскройте понятие «смежное право».
Объясните, чем смежные права отличаются от авторских и почему они требуют отдельного правового регулирования (приведите примеры).
Объясните, почему носителям смежных прав предоставляется правовая охрана. Приведите примеры.
Сделайте сравнительный анализ прав автора и прав обладателя смежных прав.
Составьте и заполните таблицу: «Соотношение авторского права и смежных прав».
Составьте сравнительную таблицу: «Реализация личных неимущественных прав различными субъектами авторского права».
Перечислите и охарактеризуйте особенности свободного воспроизведения программ для ЭВМ и баз данных, декомпилирования программ для ЭВМ.
Дайте понятие и назовите функции коллективного управления авторскими и смежными правами.
Определите его правовое и экономическое значение.
Объясните, значение деятельности организации коллективного управления авторскими и смежными правами.
Перечислите условия, на которых аккредитованные организации осуществляют коллективное управление авторскими и смежными правами.
Раскройте зарубежный опыт регулирования репродуцирования произведений.
Решение практических ситуаций по выбору преподавателя
Источники:
обязательные:1,2
дополнительные: см. список
Практическое занятие с ИАМ по теме 5. Селекционное достижение. Топологии интегральных микросхем. Секрет производства (ноу-хау). Результат интеллектуальной деятельности в составе единой технологии
Цель и задачи: особенности охраны селекционного достижения, топологии интегральной микросхемы, ноу-хау.
Мозговой штурм.
Цель –формирование у студента умений и практических навыков: умение формулировать мысли, выявление точек зрения студентов в области ПИС.
Работа в малых группах.
Цель –уметь определять применимое право; уметь правильно квалифицировать юридические термины, содержащиеся в действующем законодательстве.
Вопросы для обсуждения:
1. Оформление прав на селекционное достижение.
2. Охрана, защита прав, прекращение права на селекционное достижение.
3. Оформление прав на топологию интегральных микросхем. Срок действия.
4. Охрана, защита прав, прекращение права на топологию интегральных микросхем.
5. Оформление прав на секрет производства.
6. Охрана, защита прав, прекращение права на секрет производства.
7. Отчуждение, вознаграждение, экспорт технологии.
Примерные задания:
Задание 1. Заполните пропуски:
А) Селекционное ___________ должно ___________ отличаться от ___________ другого ___________ селекционного ___________, существующего к моменту ___________ заявки на ___________ патента.
Б) ___________ селекционного достижения должно позволять ___________ селекционное достижение, быть ___________, отличаться от наименований ___________ селекционных достижений того же или ___________ ботанического либо зоологического ___________. Оно не должно состоять из одних ___________, вводить в ___________ относительно ___________, ___________, ___________ селекционного достижения, ___________ его автора, не должно противоречить принципам ___________ и ___________.
В) В случае появления ___________ ___________ топологии, ___________ созданной ___________ автором, исключительные права на ___________ топологии прекращаются по истечении ___________ лет со дня возникновения исключительного права на ___________ из них.
Г) Лицо, ставшее ___________ и ___________ от других обладателей секрета производства обладателем сведений, составляющих ___________ охраняемого секрета производства, приобретает ___________ исключительное право на ___________ секрет производства.
Задание 2. Оцените следующие утверждения как «верные/правильно» или «неверные/неправильно».
А) Автором селекционного достижения признается селекционер – гражданин, творческим трудом которого создано, выведено или выявлено селекционное достижение, а также юридическое лицо – работодатель этого гражданина.
Б) Каждый из соавторов вправе использовать селекционное достижение по своему усмотрению, даже если соглашением между ними предусмотрено иное.
В) Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав.
Г) Охраняемыми категориями сорта растений являются клон, линия, гибрид первого поколения, популяция.
Д) Критериями охраноспособности селекционного достижения являются новизна, отличимость, однородность, многооборазие и стабильность.
Е) Патент на селекционное достижение удостоверяет приоритет селекционного достижения, авторство, правообладание и исключительное право на селекционное достижение.
Ё) Реализуемые в Российской Федерации семена и племенной материал должны быть снабжены документом, удостоверяющим их сортовую, породную принадлежность и происхождение.
Ж) Право признаваться автором селекционного достижения неотчуждаемо и непередаваемо.
З) Договор об отчуждении права на получение патента на селекционное достижение может быть заключен в письменной или устной форме или совершением конклюдентных действий.
И) Предоставление принудительной простой (неисключительной) лицензии на использование на территории Российской Федерации селекционного достижения осуществляется на основании решения федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям.
К) Право авторства на служебное селекционное достижение принадлежит работнику.
Л) Автором топологии интегральной микросхемы признается гражданин, творческим трудом которого создана такая топология, а также его работодатель – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
М) Распоряжение правом на получение свидетельства о государственной регистрации топологии интегральной микросхемы осуществляется соавторами совместно.
Н) Топология, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, государственной регистрации подлежит.
О) Исключительное право на топологию действует в течение пяти лет.
П) По истечении срока действия исключительного права топология переходит в общественное достояние.
Р) Исключительное право на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, принадлежит работодателю.
Задание 3. Раскройте, в чем заключается особенность объектов интеллектуальной деятельности, введенных в режим коммерческой тайны.
Объясните, что означает режим коммерческой тайны и когда он считается установленным.
Укажите характерные особенности коммерческой и служебной тайны.
Задание 4. В чём особенности служебного секрета производства и секрета производства, полученного при выполнении работ по гражданско-правовому договору?
Задание 5. Каковы особенности отчуждения права на технологию, принадлежащего Российской Федерации или субъекту Российской Федерации?
Задание 6.Какие действия не являются нарушением права на использование топологии интегральных микросхем?
Источники:
обязательные:1,2
дополнительные: см. список