Судебная власть и правоохранительные органы россии
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИИ
Вопросы определения сущности судебной власти и ее роли в современном обществе пристально изучаются современной наукой о государстве.
В теории разделений властей судебной системе отведено особое место.
Это связано со специфической миссией судов — осуществлять правосудие.
Данный термин ассоциируется с такими категориями, как
· справедливость,
· объективность,
· обоснованность
при разрешении социальных противоречий в юридическом поле.
Действительно, принятие парламентом законов и их исполнение правительством не обеспечивают разрешения различного рода конфликтов в обществе, а нередко и провоцируют их.
Противодействие этим конфликтам, создание условий неуклонного соблюдения закона всеми субъектами и составляет исключительную прерогативу судов.
При этом суды разрешают конфликты без насилия, на основе принятых в данном обществе норм, правил, ценностей.
Каждый человек должен быть уверен, что применение к нему принуждения возможно только через суд и что при этом он сможет защитить себя от необоснованных обвинений и претензий.
Правосудие — это деятельность судов по обоснованному и справедливому рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, арбитражных и административных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении конституции и законов.
Современное демократическое общество нуждается в объективной независимой судебной власти.
Именно суды, защищая букву и дух Закона,по существу контролируют исполнительную власть, ограждают граждан от произвола, таким образом становятся главным гарантом правового государства и конституционализма.
Судебная власть отличается от иных ветвей государственной власти по ряду признаков.
Власть суда носит конкретный характер.
В отличие от парламента, суд не создает общих правил поведения.
В отличие от правительства, судебные органы не исполняют законов.
Суды рассматривают и решают конкретные дела, например:
· гражданские, где разрешаются в основном имущественные споры между физическими и юридическими лицами;
· административные, где рассматриваются споры между гражданами и государственными организациями;
· уголовные, где суд оценивает доказательства совершения преступления и выносит приговор.
2.Судебная власть реализуется не судебным учреждением, а только судебным присутствием.
Она осуществляется либо только судьей (когда рассматриваются незначительные правонарушения),
либо судебной коллегией (при рассмотрении более серьезных правонарушений).
Суд действует в особой, процессуальной форме.
Власть суда осуществляется в процессе судебного заседания, представляющего собой последовательную совокупность процедур.
Нарушение судебного процесса (например, несоблюдение сроков при бракоразводном процессе) может повлечь за собой отмену правильного по существу судебного решения.
Для правового регулирования процесса принятия судебных решений во всем мире действуют нормы процессуального законодательства в соответствующей отрасли права.
По каждому из перечисленных в Конституции РФ видов судопроизводства разработан свой комплекс процессуальных правил, установленных законом.
Так, конституционное судопроизводство регулируется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Гражданское судопроизводство устанавливается ГПК РФ.
Уголовное судопроизводство регулируется УПК РФ.
Арбитражное судопроизводство не обозначено в ст. 118 Основного закона России, но все же закрепляется отдельно (ст. 127), поэтому регулируется АПК РФ.
Ни при каких обстоятельствах (включая военное и чрезвычайное положение) никем в России не могут учреждаться какие-либо временные псевдосуды, трибуналы, чрезвычайные судебные комиссии и т.п., которые действовали бы в обход существующих конституционных и процессуальных гарантий.
Это положение не касается военных судов РФ, которые являются частью судебной системы общей юрисдикции, подчинены Верховному Суду РФ и рассматривают исключительно дела о преступлениях военнослужащих и приравненных к ним лиц.
Каждая ветвь российской юстиции обладает собственной компетенцией.
Так, первая ветвь — Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ — учреждены для конституционного контроля.
Эти суды рассматривают делао соответствии правовых актов (законов, указов, постановлений и распоряжений и т.д.) Конституции РФ, конституциям республик и уставам иных субъектов РФ.
Конституционный Суд РФ проверяет соответствие Основному закону РФ федеральных и региональных нормативных правовых актов (по вопросам ведения Российской Федерации, а также совместного ведения федерального центра и субъектов РФ).
Конституционные и уставные суды субъектов РФ проверяют соответствие правовых актов субъектов РФ их основным законам.
К иным полномочиям российских конституционных судов относится:
· толкование основных законов;
· разрешение споров о компетенции между органами государственной власти различного уровня;
· рассмотрение «конституционных жалоб» (такие жалобы подаются в конституционный суд индивидом, группой лиц либо судом, если они уверены, что их права нарушены либо могут быть нарушены при вступлении в действие определенного закона);
· выступление с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
Кроме того, Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
В состав Конституционного Суда РФ входят 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ без ограничения срока.
Предельный срок пребывания судьи в должности составляет 70 лет.
Суд включает две палаты, состоящие соответственно из 9 и 10 судей.
Суд рассматривает дела и принимает решения по ним на пленарных заседаниях и заседаниях палат (особо важные конституционные дела могут выноситься только на пленарное заседание).
Решения суда в форме постановлений, определений, посланий парламенту, заключений, выступлений с законодательной инициативой принимаются открытым голосованием путем письменного опроса судей.
Воздержаться от голосования судья не имеет права.
Конституционные суды не вправе рассматривать дела о соответствии правовых норм Основному закону по собственному усмотрению.
Первый российский Конституционный Суд под председательством В.Д. Зорькина был правомочен по собственной инициативе начинать судопроизводство. Однако после противостояния В.Н. Ельцина и Верховного Совета РФ н 1992—1993 гг., когда Конституционный Суд РФ выступил на стороне парламента, он был распушен.
Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» лишил данную инстанцию права по собственной инициативе оценивать конституционность действий тех или иных должностных лиц, а также конституционность партий.
К важнейшим принципам конституционного производства относятся не политичность (не вмешиваться в политическую деятельность) и последующий характер контрольной деятельности (только последующий контроль, когда правовой акт уже вступил в законную силу).
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИИ
Вопросы определения сущности судебной власти и ее роли в современном обществе пристально изучаются современной наукой о государстве.
В теории разделений властей судебной системе отведено особое место.
Это связано со специфической миссией судов — осуществлять правосудие.
Данный термин ассоциируется с такими категориями, как
· справедливость,
· объективность,
· обоснованность
при разрешении социальных противоречий в юридическом поле.
Действительно, принятие парламентом законов и их исполнение правительством не обеспечивают разрешения различного рода конфликтов в обществе, а нередко и провоцируют их.
Противодействие этим конфликтам, создание условий неуклонного соблюдения закона всеми субъектами и составляет исключительную прерогативу судов.
При этом суды разрешают конфликты без насилия, на основе принятых в данном обществе норм, правил, ценностей.
Каждый человек должен быть уверен, что применение к нему принуждения возможно только через суд и что при этом он сможет защитить себя от необоснованных обвинений и претензий.
Правосудие — это деятельность судов по обоснованному и справедливому рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, арбитражных и административных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении конституции и законов.
Современное демократическое общество нуждается в объективной независимой судебной власти.
Именно суды, защищая букву и дух Закона,по существу контролируют исполнительную власть, ограждают граждан от произвола, таким образом становятся главным гарантом правового государства и конституционализма.