Дружелюбие не выход из положения
[▼Мягкая позиция: воспринять 2-ю сторону как друга, подчеркивать необходимость соглашения] Многие люди признают, что позиционный торг обходится очень дорого, особенно для интересов групп и взаимоотношений между ними. Они надеются этого избежать, придерживаясь при обсуждении мягкой позиции. Вместо того чтобы рассматривать другую сторону в качестве противника, [1] они воспринимают ее как дружественную. Вместо того чтобы делать ставку на достижение победы, [2] они подчеркивают необходимость достичь соглашения. Стратегия мягкого подхода состоит в том, чтобы делать предложение и идти на уступки, доверять другой стороне, быть дружелюбным и поддаваться там, где это необходимо, с целью избежать конфронтации.
В представленной схеме иллюстрируются два стиля позиционного подхода: мягкий и жесткий. Ознакомившись с предлагаемыми вариантами, вы можете решить для себя вопрос, придерживаться вам мягкой или жесткой линии. А может быть вам необходимо придерживаться стратегии, находящейся где-то посредине этих двух подходов?
Мягкая линия в этой игре [3] подчеркивает важность создания и сохранения отношений. В семьях и среди друзей переговоры ведутся чаще всего именно в таком ключе. [▼Эффективность метода] Сам процесс имеет тенденцию быть эффективным по крайней мере в отношении быстрого достижения результатов. По мере того как каждая сторона начинает соперничать с другой в великодушии и желании идти настречу, достижение соглашения становится вполне вероятным. [▼Недостатки метода. Рассказ О. Генри о гребешке и цепочке для волос] Однако оно может и не быть разумным. Результаты могут, конечно не стать столь же печальными, как в рассказе О'Генри о бедной супружеской паре, когда любящая жена продает свои волосы и покупает мужу красивую цепочку для часов, а муж, не знающий об этом, продает свои часы для того, чтобы купить жене красивый гребень. Тем не менее любые переговоры, в которых участники заботятся преимущественно об отношениях, рискуют привести к неясным соглашениям.
Проблема
Позиционный подход: в какую игру вы должны играть?
Мягкий подход | Жесткий подход |
Участники — друзья. | Участники — противники. |
Цель — соглашение. | Цель — победа. |
Делать уступки для культивирования отношений. | Требовать уступок в качестве условия для продолжения отношений. |
Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми и при решении проблемы. | Придерживаться жесткого курса в отношениях с людьми и при решении проблемы. |
Доверять другим. | Не доверять другим. |
Легко менять свою позицию. | Твердо придерживаться своей позиции. |
Делать предложения. | Угрожать. |
Обнаруживать свою подспудную мысль. | Сбивать с толку в отношении своей подспудной мысли. |
Допускать односторонние потери ради достижения соглашения. | Требовать односторонних дивидендов в качестве платы за соглашение. |
Искать единственный ответ: тот, на который пойдут они. | Искать единственный ответ: тот, который примете вы. |
Настаивать на соглашении. | Настаивать на своей позиции. |
Пытаться избежать состязания воли. | Пытаться выиграть в состязании воли. |
Поддаваться давлению. | Применять давление. |
Надо подчеркнуть следующее. Когда вы придерживаетесь мягкого стиля при позиционном обсуждении, что делает вас уязвимым для сторонника жесткой линии, настаивающего на уступках и угрожающего, переговоры определенно закончатся в пользу приверженца жесткой линии. И даже если достигнутая в процессе переговоров договоренность окажется в целом не очень разумной, она безусловно будет более выгодна для участника с жесткой позицией.
Альтернатива существует
[2 уровня переговорного процесса]Если вы не хотите выбирать из жесткого и мягкого вариантов переговоров, вы можете сменить игру. Процесс переговоров всегда происходит на двух уровнях: на одном обсуждение касается существа дела, на другом оно сосредоточивается — обычно подспудно — на процедуререшения вопросов по существу.При обсуждениях на первом уровне речь может идти о вашем жалованье, условиях аренды или назначаемой цене. Второй уровень обсуждения призван ответить на вопрос, каким образом вы будете вести переговоры по существу проблемы: используя мягкий или жесткий подход либо применяя какой-то иной метод. Переговоры второго уровня являются игрой в игру — "мета-игрой". Каждое предложение, которое вы делаете на переговорах, — это не только предложение относительно аренды, жалованья или других существенных вопросов; оно также помогает создать схему правил игры, которую вы ведете. Ваше предложение может способствовать сохранению определенной схемы переговоров или привести к возникновению новых предложений, меняющих игру.
Этот второй уровень, вообще говоря, не заметен, поскольку, похоже, все происходящее на нем случается без какого-либо сознательного решения. Только когда приходится иметь дело с партнерами из других стран, особенно с теми, у кого совершенно другая культурная основа, вероятнее всего, станет ясной необходимость установления какой-то приемлемой процедуры переговоров. Вот с этой точки зрения ответом на вопрос, какой подход принять — мягкий или жесткий, будет — "никакой". Поменяйте игру.
В Гарвардском проекте по переговорам мы разрабатывали альтернативу позиционному подходу — метод переговоров, который предназначался бы для эффективного и дружественного достижения разумного результата. Этот метод, названный принципиальными переговорами, или переговорами по существу, может быть сведен к четырем основным пунктам. Они определяют простой метод переговоров, который можно применить почти при любых обстоятельствах. Каждый пункт относится к одному из базовых элементов переговоров и предполагает определенные рекомендации.
Люди: Сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров.
Интересы: Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях.
Варианты:Прежде чем решить, что делать, выделите круг возможностей.
Критерии:Настаивайте на том, чтобы результат основывался на какой-то объективной норме.
[▼1. Проблема людей] Первый пункт учитывает тот факт, что человеческие существа не компьютеры. Мы существа с сильными эмоциями, у которых часто радикально различное восприятие, и нам бывает трудно общаться. Как правило, эмоции связываются с объективными свойствами проблемы. Предпочтение той или иной позиции ухудшает дело, ибо люди идентифицируются со своими позициями. Поэтому, прежде чем начать работать над существом проблемы, необходимо отделить "проблему людей" и разбираться с ней отдельно. Если не прямо, то косвенно участники переговоров должны прийти к пониманию того, что им необходимо работать бок о бок и разбираться с проблемой, а не друг с другом. Отсюда следует первая рекомендация: сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров. [обычно вместо признания и обсуждения факта происходит егоподмена причинами, спецификой, особыми обстоятельствами и проч. «колёсами», уходящими от существа дела]
[▼Отыщите свои интересы, они скрыты за позициями (=подспудные интересы)] Второй пункт нацелен на преодоление недостатков, которые проистекают из концентрации внимания на позициях, заявленных участниками, в то время как цель переговоров состоит в удовлетворении их подспудных интересов. Принятая на переговорах позиция часто скрывает то, чего вы в действительности хотите. Достижение компромиссов между позициями вряд ли приведет к соглашению, которое эффективно отвечало бы нуждам, побудившим участников занять эти позиции. Второй базовый элемент данного метода: сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях.
[▼Поиск (вариантов) решения. Ошибка1 ‒ искать решение под давлением (=при противнике); Ошибка2 ‒ искать единственно правильное решение]. Третий пункт касается трудностей, возникающих при выработке оптимальных решений под давлением.Попытки принять решение в присутствии противника сужают поле вашего зрения. Когда многое поставлено на карту, способность к созиданию ограничена. К этому же приводит стремление отыскать единственно правильное решение. Вы можете свести на нет эти стесняющие обстоятельства, продлив время, предназначенное для обдумывания широкого круга возможных решений, которые учитывали бы общие интересы и творчески примиряли интересы несовпадающие. Отсюда вытекает третий базисный пункт: разработайте взаимовыгодные варианты.
[▼Не воля, а справедливые нормы] Когда интересам участника переговоров что-либо прямо противопоставляется, он может достичь благоприятного результата, просто проявив упрямство. Такой метод предполагает вознаграждение за непреклонность и дает произвольные результаты. Однако вы можете противостоять такому нажиму, настаивая на том, что неуступчивость не является достаточным аргументом и что соглашение должно отображать какие-то справедливые нормы, а не зависеть от голой воли каждой из сторон. Это не означает, что условия должны основываться на нормах, которые выбираете вы, а подразумевает только наличие каких-то справедливых критериев, например,рыночных цен, экспертного мнения, обычаев или законов, которые и должны определять результат. Обсуждая такие критерии, а не желание или, наоборот, нежелание относительно чего-либо, ни одна из сторон не будет вынуждена уступать другой: обе могут надеяться на справедливое решение. Отсюда четвертый базисный пункт: настаивайте на использовании объективных критериев.
Метод принципиальных переговоров противопоставляется мягкому и жесткому подходам в следующей ниже таблице, где жирным шрифтом выделены четыре основополагающих элемента (см. также усовершенствованный вариант сравнительной таблицыв интерпретации Евгения Волкова).
Эти четыре элемента принципиальных переговоров могут учитываться вами, как только вы начнете обдумывать переговоры и вплоть до момента, когда соглашение уже принимается либо вы решаете отказаться от дальнейших усилий. Этот период можно разделить на три отдельные стадии: анализ, планирование, дискуссия.
Проблема | Решение |
Позиционный подход: какую игру вы предпочитаете? | Измените игру - обговаривайте существо обсуждаемой проблемы |
Мягкий подход | Жесткий подход | Принципиальный подход |
Участники — друзья. | Участники — противники. | 1.Участники вместе решают проблему.[Участники ‒ не друзья и не противники, они ‒ партнеры] |
Цель — соглашение. | Цель — победа. | 2.Цель — разумный результат, достигнутый эффективно и дружелюбно. |
Делать уступки для культивирования отношений. | Требовать уступок в качестве условия для продолжения отношений. | 3.Отделить людей от проблемы. |
Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми и при решении проблемы. | Придерживаться жесткого курса в отношениях с людьми и при решении проблемы. | 4.Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми, но стоять на жесткой платформе при решении проблемы. |
Доверять другим. | Не доверять другим. | 5.Продолжать переговоры независимо от степени доверия. |
Легко менять свою позицию. | Твердо придерживаться своей позиции. | 6.Концентрироваться на интересах, а не на позициях. |
Делать предложения. | Угрожать. | 7.Анализировать интересы. |
Обнаруживать свою подспудную мысль. | Сбивать с толку в отношении своей подспудной мысли. | 8.Избегать возникновения подспудной линии. |
Допускать односторонние потери ради достижения соглашения. | Требовать односторонних дивидендов в качестве платы за соглашение. | 9.Обдумывать взаимовыгодные варианты. |
Искать единственный ответ: тот, на который пойдут они. | Искать единственный ответ: тот, который примете вы. | 10.Разработать многоплановые варианты выбора: решать позже. |
Настаивать на соглашении. | Настаивать на своей позиции. | 11.Настаивать на применении объективных критериев. |
Пытаться избежать состязания воли. | Пытаться выиграть в состязании воли. | Пытаться достичь результата, руководствуясь критериями, не имеющими отношения к состязанию воли. |
Поддаваться давлению. | Применять давление. | 12.Размышлять и быть открытым для доводов других; уступать доводам, а не давлению. |
[3 стадии стратегии ПВП]
На стадии анализа вы просто пытаетесь поставить диагноз ситуации — собрать информацию, скомпоновать и обдумать ее. Вам необходимо разобраться в проблемах, которые стоят перед участниками, в их значимости для каких-либо групповых интересов, во враждебных эмоциях н неясных отношениях и одновременно определить свои интересы и интересы другой стороны. Вам необходимо обратить внимание на варианты, уже готовые для обсуждения, и разобраться в критериях, предложенных в качестве основы для достижения договоренности.
На стадии планирования вы во второй раз будете иметь дело с теми же четырьмя элементами во время обдумывания идей и поиска решения, что предпринять. Как вы предполагаете решить проблему отношений с людьми? Какие из важных интересов наиболее важны? В чем заключаются те или иные объективные препятствия? Вам понадобится обдумать дополнительные варианты и критерии для того, чтобы выбрать из них приемлемые.
На стадии дискуссии, когда стороны общаются друг с другом, стремясь к соглашению, эти же самые четыре элемента опять-таки больше всего подходят в качестве предмета обсуждения. Необходимо осознать, есть ли у вас различия в восприятиях, ощущение недовольства и возмущения, трудности в общении, и попробовать разобраться во всем этом. Каждая сторона должна понять, каковы интересы другой. Обе они могут совместно выдвинуть варианты, являющиеся взаимовыгодными, и с помощью объективных критериев стремиться к соглашению и согласованию противоположных интересов.
Суммируя, можно сказать, что в противоположность позиционной дискуссии принципиальный метод, суть которого заключается в концентрировании внимания на базовых интересах, на удовлетворяющих обе стороны вариантах и справедливых критериях, в результате, как правило, приводит к разумному соглашению. Этот метод позволяет вам достичь постепенного консенсуса относительно совместного решения эффективно, без всяких потерь, которыми обычно сопровождаются сделки, связанные со стремлением придерживаться тех или иных позиций только для того, чтобы потом искать выход из них. А разграничение между отношениями людей и существом проблемы позволяет вам иметь с ними дело просто и с пониманием, как с человеческими существами, что ведет к дружественному соглашению.
Каждая из следующих четырех глав раскрывает один из этих четырех основных элементов. Если в какой-то момент вами овладеет скепсис, вы можете просто просмотреть их и обратиться к последним трем главам, в которых найдете ответы на вопросы, чаще всего появляющиеся при ознакомлении с данным методом.
[*1]. Подробнее см.: Абаренков В. П. США и проблемы разоружения. Современная внешняя политика США. М., 1984. Т. 1. с.401-403. - Примеч. пер.