General features of the contract of carriage of freight in the Russian legislation
Klimenko J.I.
graduate student of the Volgo-Vyatsky Institute (branch) of Moscow State
University of Law named after O.E. Kutafin (MSAL), Kirov
Annotation:
This article describes the main features of the contract of freight according to the Russian legislation. Legal nature of under study the contract is examines. There is making a distinction between of the contract of carriage from of independent contractor agreement and paid services agreement.
Key words: contract of carriage of freight, legal nature of the contract, public contract, the subject of the contract, Independent Contractor Agreement, contract services.
В законодательстве Российской Федерации дается определение договора перевозки груза в ч. 1 ст. 785 ГК РФ, согласно которой перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В первую очередь правовое регулирование данного договора осуществляется нормами гл. 40 ГК РФ "Перевозка", а также нормами соответствующих транспортных уставов и кодексов и иных принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов в зависимости от вида транспорта.
В зависимости от того, каким транспортом перевозятся грузы, перевозки подразделяются на железнодорожные, морские, речные, воздушные и автомобильные. Различают перевозки, осуществляемые в местном, прямом и прямом смешанном сообщении.
По общему правилу, договор перевозки груза является реальным, поскольку он считается заключенным в момент принятия перевозчиком груза и выдачи соответствующего документа (транспортной накладной, коносамента, квитанции и т.п.). Однако может заключаться как реальный, так и консенсуальный договор морской перевозки груза (торговое мореплавание), а также договор перевозки груза автомобильным транспортом. При конструкции консенсуального договора перевозки передача груза для заключения договора не требуется. Достаточно, чтобы перевозчик и отправитель (грузоотправитель) достигли соглашения по всем существенным условиям договора [1].
Рассматриваемый договор является возмездным, так как за перевозку перевозчик получает вознаграждение, и взаимным, поскольку стороны имеют корреспондирующие права и обязанности.
Договор перевозки груза, заключаемый транспортом общего пользования, является публичным. В статьях 789 и 426 ГК РФ в качестве лиц, заключающих публичные договоры и, в частности, оказывающих услуги в отношении каждого, кто к ним обратится, называются коммерческие организации, однако представляется, что такими лицами, если иное не установлено законом, могут выступать также индивидуальные предприниматели. Перечень лиц, относящихся к транспорту общего пользования, публикуется в установленном порядке.
Существенным условием договора перевозки груза является его предмет. Предметом рассматриваемого договора выступают действия перевозчика по доставке груза в пункт назначения и выдаче его управомоченному лицу, а также действия грузоотправителя по оплате перевозки.
В действующем российском законодательстве договор перевозки грузов относится к договору услуг, имеющему самостоятельное правовое регулирование в соответствии с гл. 40 ГК РФ [2]. Однако такое легальное закрепление не разрешает конфликта двух абсолютно противоположных точек зрения по вопросу правовой природы исследуемого договора.
Одни правоведы, например, М.И. Брагинский, В.В Витрянский рассматривают перевозку грузов как услугу, основываясь на законодательных положениях [3]. Однако существует и иная точка зрения, в соответствии с которой договор перевозки грузов признается в качестве договора подряда. Данный подход имеет исторические корни, а именно: закреплен как в дореволюционном законодательстве, так и в современных трудах юристов. Например, Л.В. Санникова считает, что предмет деятельности в названном договоре есть овеществленные блага, что является очевидным признаком работ и основанием для признания его договором подряда [4].
Исходя из того, что в отличие от договора подряда, в котором результат выполненных работ имеет овеществленную форму, перевозка представляет собой действия по перемещению уже имеющегося объекта в пространстве из одного пункта в другой, мы придерживаемся точки зрения, что договор перевозки груза относится к договору услуг, но имеет самостоятельное регулирование. В свою очередь, в отличие от договора возмездного оказания услуг, в котором у заказчика есть только обязательство по оплате оказанных услуг, а исполнитель обязан эти услуги оказать, в перевозке грузополучатель обязан также принять прибывший груз, а перевозчик должен выдать груз.
Вопрос о количестве сторон договора перевозки груза вызывает дискуссию в научных кругах. Самая распространенная концепция, что рассматриваемый договор является двусторонним, заключаемым в пользу третьего лица − грузополучателя, за исключением случаев, когда последний совпадает в одном лице с грузоотправителем. С этим не согласен В.А. Егиазаров, который пришел к выводу о том, что договор перевозки грузов является трехсторонним договором, заключаемым между грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем, где все его участники имеют права и обязанности [5].
Договор перевозки груза заключается в письменной форме. На данный момент в правовой доктрине преобладает справедливое мнение о том, что транспортная накладная или даже несколько транспортных документов в зависимости от вида транспорта представляют собой письменную форму договора перевозки груза. Следует отметить, что на морском транспорте перевозочным документом является коносамент, который составляется и подписывается только перевозчиком и передается отправителю. В таком случае письменная форма договора перевозки выражается в двух документах: коносаменте и погрузочном ордере (либо экспортно-импортном поручении или письменном объявлении).
Таким образом, договор перевозки груза является взаимным, возмездным и публичным; двусторонним, заключаемым в пользу третьего лица; может быть как реальным, так и консенсуальным. Необходимо добавить, что, несмотря на законодательное закрепление положений о договоре перевозки грузов, дискуссии о его правой природе продолжаются в настоящее время.
Примечания
1. Гражданское право: в 2 т.: Учебник / под ред. Б.М. Гонгало. М.: Статут, 2016. Т. 2. – 166.
2. См.: Соловьева М.А. Правовая природа договора перевозки грузов по российскому и немецкому праву: сравнительная характеристика // Бизнес, Менеджмент и Право. 2013. № 2. – С. 119‒123.
3. См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья. М., 2005. – С. 221.
4. Санникова Л.В. Обязательства об оказании услуг в российском гражданском праве // М.: Волтерс Клувер, 2007. – С. 73.
5. См.: Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. 8-е изд., доп. и перераб. М.: Юстицинформ, 2015. – С. 36.