An insignificant deal or something that can not be

Elena Gorshkova

student of the Volgo-Vyatsky Institute (branch) of Moscow State

University of Law named after O.E. Kutafin (MSAL), Kirov

Annotation:

This article deals with the issue of invalidity of transactions related to their insignificance. Their qualification as a legal fact.

Key words: transactions, voidable transactions, invalidity transactions.

Тема недействительных сделок всегда была и остается одной из наиболее актуальных тем в законотворчестве и судебной практике. Практическая актуальность различных вопросов, связанных с ней, обусловливает повышенное внимание к таким сделкам. Природа недействительных сделок остается предметом активного изучения.

Что же следует понимать под ничтожностью недействительных сделок, их квалификации в качестве юридического факта?

Так? Д.М. Генкин говорил, что «правомерность или неправомерность не являются необходимым элементом сделки как юридического факта, а определяют лишь те или иные последствия сделки» [1].

Напротив, Д.И. Мейер писал, что «только законные сделки можно назвать сделками...» [2]. Некоторые исследователи полагают, что недействительные сделки в силу их несоответствия правовым предписаниям не обладают признаком правомерности и, следовательно, являются не сделками, а противоправными действиями (правонарушениями) [3].

Феномен ничтожных сделок изучается юристами и считается некоторыми вовсе несуществующим юридическим фактом в мире права. Сторонники такой теории считают, что такие сделки заслуживают наименование «юридического нуля».

Они придерживаются мнения, что по своей правовой природе ничтожная сделка как объективно происшедшее жизненное обстоятельство должна расцениваться в качестве юридического факта, так как она порождает юридические последствия, выражающиеся в возникновении особого охранительного правоотношения, направленного на защиту нарушенного права одного из ее участников либо третьего лица, либо правопорядка в целом. Если же сделка, открыто исполненная, сыгравшая роль акта реализации товаров, работ, услуг в гражданском обороте, а также и факта, с которым связан переход прав, осталась не оспоренной в суде, то трудно отрицать за ней значение юридического факта [4].

Д.И. Мейер сказал: «Ничтожество поражает эти сделки только при соприкосновении их с общественной властью, а независимо от того они существуют точно так же, как и сделки законные, и нередко встречаются в действительности» [5].

Таким образом, можно наблюдать отсутствие единого взгляда по данной тематике. Причем подходы прямо противоположны.

Остаются неясности в придании ничтожности недействительной сделки.

Вот что пишет Д.О. Тузов [6], который проанализировал и обобщил исследования в этой сфере: еще в проекте Концепции (п.1.1.1 §2.1 раздела V) провозглашалось, что одна из целей реформы соответствующих положений ГК - ограничить распространение ничтожных сделок. А в одобренной 7 октября 2009 года Концепции (п.5.2.1) отмечается следующее:

«Судебная практика признания сделок ничтожными на основании статьи 168 ГК РФ получила в настоящее время весьма широкое распространение. Тем самым стабильность и предсказуемость гражданского оборота поставлены под серьезную угрозу».

Чтобы не допустить дальнейшего разрушения стабильности гражданского оборота, изменение законодательства должно быть направлено на сокращение легальных возможностей признавать сделки недействительными во всех случаях, когда недействительность сделки как гражданско-правовая санкция является неоправданной и явно несоразмерной характеру и последствиям допущенных при совершении сделки нарушений.

По нашему мнению, следует согласиться с Д.О. Тузовым, К.И. Скловским, что данная ситуация приводит к тому, что почти всегда для признания сделки недействительной лицо должно подать соответствующий иск. Можно представить себе ситуацию, когда, например, регистрирующий орган или нотариус, призванные совершить какое-либо юридически значимое действие на основании незаконной сделки, по их мнению, явно ничтожной (в силу критериев, установленных в п.2 ст.168 ГК РФ), будут вынуждены либо обращаться в суд, либо вопреки закону совершать требуемое действие. Получается, что правопорядок расценивает некоторые акты как сделки, несмотря на бесспорное отсутствие у сторон намерения создать юридические последствия, только для того, чтобы эти сделки тут же объявить ничтожными.

Таким образом, противодействием данному развитию может являться совершенствование законодательства и практики его применения в части законодательного ограничения самой ничтожности незаконных сделок, а также системное толкование ст.166, ст.168 ГК РФ, расширяющее доктрину ничтожности сделки независимо от признания ее таковой судом.

Примечания

1. Генкин Д.М. Недействительность сделок, совершенных с целью, противной закону // Ученые записки ВИЮН. Вып. V. М., 1947. С. 50.

2. Мейер Д.И. Русское гражданское право: В 2 ч. (по изд. 1902 г.) М., 1997. Ч. 1. С. 179.

3. См., напр.: Гамбаров Ю.С. Курс гражданского права. Спб., 1911. Т. 1. С. 633; Синайский В.И. Русское гражданское право. Вып. 1: Общая часть и вещное право. Киев, 1914. С. 134; Перетерский И.С. Сделки. Договоры. М., 1929. С. 6; Новицкий И.Б. Сделки. Исковая давность. М., 1954. С. 12, 65; Толстой Ю.К. Содержание и гражданско-правовая защита права собственности в СССР. Л., 1955. С. 141; Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974. С. 34; Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М., 1997. С. 152; Хейфец Ф.С. Недействительность сделок по российскому гражданскому праву. М., 1999. С. 14.

4. Козяр Наталья Владимировна «Категория ничтожной сделки в гражданском праве Российской Федерации» тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.03, кандидат юридических наук; Скловский К.И. Сделка и ее действие (3-е издание). Комментарий главы 9 ГК РФ (понятие, виды и форма сделок. Недействительность сделок)

5. Мейер Д.И. Русское гражданское право (по изд. 1902 г.). М., 1997. Ч. 1. С. 179.

6. Тузов Д.О. Lex quasi perfecta // Закон. 2015, №9 С.34-48.

Постановление Пленума ВС РФ от 23.06.2015 №25 О применении судами некоторых положений раздела части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.

Наши рекомендации