The commission of certain types of crimes by minors under the influence of criminal subculture
Shevchenko Y.V.
Student of the Ural State Law University, Yekaterinburg
Annotation:
The author considers the issue of committing certain types of crimes by minors, near the criminal subculture. Not unreasonably, in the context of statistical data, the author notes the frightening scale of the spread of the criminal subculture to the younger generation and the need for an immediate cathedral.
Key words:commission of certain types of crimes, juvenile delinquency, criminal (criminal) subculture.
В соответствии со ст. 38 ч.1 Конституции Российской Федерации, материнство, детство, а также семья находятся под защитой государства (ссылка на конституцию) [1].
На уровень и динамику преступности несовершеннолетних влияет множество факторов, в том числе и криминальная субкультура, под которой понимается совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность криминальных сообществ [2].
Субкультурные сообщества тем более сплочены и отличны от господствующей культуры, чем более жестко и категорически ею отвергаются [3].
На данный момент прокуратура и органы МВД не видят в популяризации криминальной субкультуры проблемы и не считают уделять этому явлению особого внимания, продолжая работу в установленном порядке. Однако совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека считает эту проблему актуальной и своими силами привлекает к ней внимание правоохранительных органов.
Результатом влияния тюремной субкультуры все большую популярность набирают преступления, которые преследуют цели спонсирования мест лишения свободы, осуществляющиеся через незаконное приобретение чужого имущества, либо действия этому способствующие. Кроме того, активное распространения получают преступления против жизни и здоровья других несовершеннолетних, которые в силу своего воспитания, не поддаются влияния субкультуры, чем вызывают агрессию у тех, кто давно попал в сети преступников.
Таким образом, говоря о специфике преступлений несовершеннолетних, совершаемых под влиянием тюремной субкультуры, мы отмечаем совершение не каких-то принципиально новых видов, а увеличение роста уже ставших традиционными в подростковой среде противоправных деяний.
Рассмотренная проблема получает все большее распространение среди несовершеннолетних, однако в случае своевременного реагирования правоохранительных органов и органов, непосредственно работающих с несовершеннолетними, мы можем предотвратить дальнейший рост подобного рода влияния, а значит и предотвратить рост преступности среди подростков.
Примечания
1. Конституция РФ (принята всеобщим голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 5.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014 №31 Ст. 4398.
2. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. / В.Ф. Пирожков. М.:"Ось-89", 2007. — 704 с.
3. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. / В.Ф. Пирожков. М.:"Ось-89", 2007. — 704 с.
Юридические аспекты эвтаназии в Российской Федерации
Шуракова Анастасия Дмитриевна
студентка 2 курса Волго-Вятского института (филиала)
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров
Научный руководитель: Травина Ирина Геннадьевна
доцент кафедры уголовного права и криминологии
Волго-Вятского института (филиала)
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров,
кандидат юридических наук
АННОТАЦИЯ
В статье автором исследуется эвтаназия как проблема законодательного регулирования. Рассматривается данный институт в его развитии и пробном закреплении в законодательстве Российской Федерации.
Ключевые слова:Уголовный кодекс Российской Федерации, эвтаназия, легализация, государство, убийство, законодательство.
Legal aspects of euthanasia in the Russian Federation
Shurakova A.D.
student of the Volgo-Vyatsky Institute (branch) of Moscow State
University of Law named after O.E. Kutafin (MSAL), Kirov
Annotation:
In this article the author examines euthanasia as a problem of legislative regulation. Addressing the Institute in its development and trial enshrined in the legislation of the Russian Federation.
Key words:Criminal code of the Russian Federation, euthanasia, legalization, state, murder, the law.
Во всем мире с 70-х годов ХХ века идут споры о законодательном регулировании преждевременной процедуры прекращения жизни. Многие ученые и специалисты медицинских и исследовательских центров дискуссируют о легализации эвтаназии, но только в плане прекращения жизни неизлечимо больных и страдающих людей [1,2].
Перед Второй мировой войной никто не высказывался за и против эвтаназии – она была распространена практически повсеместно. Даже знаменитый на весь мир Зигмунд Фрейд окончил свою жизнь подобным образом. Он страдал от неизлечимого рака нёба и более не желал терпеть невыносимую боль.
Однако, несмотря на это, ее уже узаконили в самых развитых государствах нашей планеты. Например, проведение эвтаназии поддерживают в Бельгии, Люксембурге, Нидерландах, Швеции, Люксембурге, Канаде и Германии. В США данный вопрос был предоставлен отдельно правительству каждого из штатов. Так, на сегодняшний день она разрешена в Вермонте, Вашингтоне, Монтане и Орегоне.
Также существуют страны, которые однажды приняли закон, но потом по каким-то причинам отказались. К таким относится Франция, власти которой поддержали эвтаназию в 2014 году и полностью отказались весной 2016 года.
На сегодняшний день и в России остро стоит вопрос о проблеме легализации эвтаназии, о чем может свидетельствовать факт внесения депутатом Эдвардом Мурзиным в 2007 году предложения о поправке в Уголовный кодекс РФ, которая потребуется после возможной легализации эвтаназии. В это же время Совет Федерации РФ подготовил законопроект, легализующий в России эвтаназию, но он сразу вызвал волну критики со стороны общественности.
Право на жизнь, провозглашенное Конституцией РФ, — самое важное из всех основных прав человека, так как именно оно является первоосновой всех других прав и свобод [3].
По мнению ученых-теоретиков, считается, что закрепление в статье 20 Конституции РФ права на жизнь означает и признание личного права на смерть. Следовательно, любой человек имеет право как на достойную жизнь, так и на достойный уход из нее. И никто не вправе препятствовать в осуществлении права на смерть, в том числе и государство, которое является гарантом реализации прав и свобод человека.
Но, как известно в Российской Федерации, эвтаназия запрещена Уголовным кодексом и Федеральным законом №323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», а значит, эвтаназия – преступление, за которое должно быть справедливое уголовное наказание [4,5].
Фактически получается, что ограничивается свобода гражданина, а право на жизнь становиться обязанностью. Из этого вытекает, что неизлечимо больным людям приходится выбирать не между жизнью и смертью, а между безболезненной смертью (эвтаназией) и мучительной.
Если прибегнуть к истории создания и дальнейшей трансформации правовых норм, относящихся к рассматриваемой проблеме, видится определенная невозможность закрепления эвтаназии в нашей стране.
В России уже был опыт по легализации убийства из сострадания, который свидетельствует против эвтаназии. Статья 143 Уголовного кодекса РСФСР 1922 года говаривала, что убийство, совершенное по настоянию убитого из чувства сострадания, не карается [6]. Так как практика преподнесла много случаев сокрытия умышленных убийств, совершённых будто бы из сострадания и по просьбе убитого, примечание к статье быстро отменили. Таким образом, убийство, совершённое по просьбе потерпевшего, сегодня подпадает под действие статьи 105 Уголовного кодекса РФ.
Поскольку эвтаназия считается преступлением, в Уголовном кодексе должен содержаться привилегированный состав, который содержал бы отдельную ответственность.
Одной из причин ее отсутствия на данный момент является регулирование данных отношений отдельным законом, в котором содержится запрет на ускорение смерти пациента. В соответствии со статьей 45 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» запрещается осуществление эвтаназии - удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность. Но в данном случае деяние квалифицируется по статье 105 УК РФ (Убийство) или по статье 110 УК РФ (Доведение до самоубийства).
Так как наше государство является демократическим, то законодатели не могут принять закон, не изучив общественное мнение.
Согласно результатам онлайн опроса, проведенного информационным каналом Subscribe.ru, в котором поучаствовали и жители России, почти 50% респондентов, представляющих активную (месячную) аудиторию Рунета, рассматривают практику эвтаназии в целом положительно, и лишь около 20% — в целом отрицательно.
Также в опросе предлагалось переложить ситуацию эвтаназии на себя или близких, что показало интересные результаты. Почти 55% среди сторонников эвтаназии согласились бы с решением о добровольном уходе из жизни родного человека, окажись он в положении неизлечимо больного.
Сторонники такой позиции комментировали это так: «Лучше принять смерть в случае неизлечимого заболевания, чем испытывать страдания и быть обузой для семьи».
Проанализировав все доводы об эвтаназии, выявив ее признаки, формы и виды, рассмотрев историко-правовые предпосылки и динамику развития в контексте современного уголовного законодательства, становится ясно, что проблемы эвтаназии разрабатывались постоянно, но так и не нашли однозначного разрешения. Это объясняется сложным характером рассматриваемой проблемы, которая неразрывно связана с изменяющимися представлениями о праве человека на жизнь и содержанием последнего.
Таким образом, в связи с отрицательным отношением общества и негативной практикой в РФ невозможна легализация эвтаназии. Решение вопроса о применении «легкой смерти» видится в закреплении в Уголовном кодексе статьи 1081 «Эвтаназия или побуждение к ее осуществлению». Данная норма должна выглядеть следующим образом: «Эвтаназия, то есть проведение или содействие процедуре прекращения жизни другого человека из сострадания, - наказывается …». Такая формулировка закрепит запрет эвтаназии, как в активной форме, так и в пассивной.
Примечания
1. Смолькова И.В., Исаев Ю.С., Ободенко Н.П. Эвтаназия в российском правовом поле: вопросы теории и практики // Криминологический журнал. 2013. № 4. С.86-93.
2. Капинус О. С. Эвтаназия как социально-правовое явление. М.: Буквовед, 2006. С.141.
3. Конституция РФ от 12.12.1993 // «Собрание законодательства РФ» от 04.08.2014. №31. ст. 4398.
4. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 №63-ФЗ // «Собрание законодательства РФ» от 17.06.1996. №25. ст. 2954.
5. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // «Российская газета» от 23.11.2011. №263.
6. Уголовный Кодекс РСФСР от 26.05. 1922 // Печатное издание. Собрание узаконений и распоряжений РКП РСФСР от 01.06.1922. №80. ст.153.
Секция 5 Уголовный процесс
Обязательство о явки и заключение под стражу. Проблемы применения данных мер уголовно-процессуального принуждения
Булатов Александр Павлович
студент 3 курса Института прокуратура
Уральского государственного юридического университета, г. Екатеринбург
Научный руководитель: Александрова Людмила Анатольевна,
доцент кафедры уголовного процесса
Уральского государственного юридического университета, г. Екатеринбург
кандидат юридических наук
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассмотрена проблема содержательного изучения судом материалов уголовного дела, а также проблема процессуального положения прокурора в судебном заседании в случае решения вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. Помимо этого, в статье исследованы некоторые проблемы связанные с обязательством о явке.
Ключевые слова: судебный контроль, квалификация, ходатайство о применении меры пресечения в виде заключении лица под стражу, следователь, дознаватель, прокурор, обязательство о явке.