Хакназарзода Фахридини Худойберди
Ботиров Хушбахт Хусенович
студенты 2 курса Волго-Вятского института (филиала)
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров
Научный руководитель: Травина Ирина Геннадьевна
доцент кафедры уголовного права и криминологии
Волго-Вятского института (филиала)
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров,
кандидат юридических наук
АННОТАЦИЯ
Данная статья посвящена таким понятиям как амнистия и помилование. В статье даны определения понятиям, характеристики, рассмотрены отличительные черты. В российском законодательстве вопросы об амнистии и помиловании рассматриваются в таких нормативно-правовых актах, как Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Указы Президента РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ.
Ключевые слова: амнистия, помилование, нормы российского законодательства, сравнительная характеристика, основания и условия амнистии и помилования.
Amnesty and pardon. Comparative characteristics
Khaknazarzoda F.H.,
Botirov H.H.
students of the Volgo-Vyatsky Institute (branch) of Moscow State
University of Law named after O.E. Kutafin (MSAL), Kirov
Annotation:
This article focuses on concepts such as amnesty and pardon. The article provides the definition, characteristics, are considered distinctive features. In the Russian legislation the issues of amnesty and pardon are dealt with in such legal acts as the Constitution of the Russian Federation, the criminal code of the Russian Federation, decrees of the President of the Russian Federation, Criminally-the Executive code of the Russian Federation.
Key words: amnesty, pardon, the norms of the Russian legislation, comparative characteristics, reasons and conditions of amnesty and pardon.
Амнистия (amnestia) — в переводе с греческого означает забвение, прощение и представляет собой правовую форму государственного прощения лиц, совершивших преступления [6].
Зарождение амнистии, по мнению историков, произошло в Древней Греции или Древнем Риме. В дореволюционной России о том, что такое амнистия, не знали. В законодательстве не было этого термина, было лишь помилование. На протяжении долгого времени амнистия носила чрезвычайный характер и применялась преимущественно в отношении политических преступников, как правило после политического переворота. Именно в таком качестве она впервые была применена в России: 7 марта 1917 г. после революционного переворота Временным правительством был издан Указ об амнистии. С середины 30-х годов до 1941 г. акты амнистии стали приниматься реже и почти не предусматривали освобождение от ответственности. В период Великой Отечественной войны деятельность государственных органов активизировалась, это было связано с необходимостью пополнения рядов Советской Армии. Конституция СССР 1977 г. и Конституция РСФСР 1978г. значительно расширили правовую основу амнистии предусмотрев возможность амнистии на любой стадии процесса.
Помилование представляет собой акт главы государства, частично или полностью освобождающий индивидуально определенное лицо, осужденное за совершение преступления, от отбывания наказания, назначенного по приговору суда, или снимающий с индивидуально определенного лица, отбывшего наказание, судимость[9].
Помилование является одним из древнейших правовых институтов, право помилования традиционно принадлежало правителям государств или высшим органам власти; среди всех правителей, которые развивали институт помилования следует отметить роль Елизаветы, которая первой предприняла отменить смертную казнь. Впоследствии Указы Сената предписывали замену смертной казни вечной ссылкой на каторжные работы. До 1905 г. акты помилования в России издавались в виде манифеста, а позднее стали выходить в виде указа. После Октябрьской революции 1917 г. со сменой власти в стране изменился и порядок помилования. Декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) «О суде» от 7 марта 1918 г. предоставлял всем лицам, осужденным по приговорам суда, право просить о помиловании. В Конституциях СССР 1936 и 1977 гг. и принятых на основе их конституциях союзных республик право помилования было предоставлено соответствующим президиумам Верховных Советов [8].
В настоящее время институт помилования и институт амнистии распространены на территории России. Они руководствуются статьями Конституции РФ, УК РФ, Указами Президента РФ.
Вышеуказанные институты находятся в ведении РФ, согласно п. «о», ст. 71 Конституции РФ.
Помилование осуществляет Президент РФ (п. «в» ст. 89 Конституции РФ), объявление амнистии находится в ведении Государственной Думы (п. «ж» ст. 103 Конституции РФ) [1].
Согласно УК РФ актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость (п.2 ст. 84).
Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость. (п.2 ст. 85) [2].
Кто же может рассчитывать на акты амнистии и помилования? Вопрос достаточно непростой. В каждом случае стоит учитывать характер и степень общественной опасности совершенного преступления, поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания; срок отбытого(исполненного) наказания и другие обстоятельства. Но вместе с тем стоит рассмотреть, кто не вправе рассчитывать на снисхождение государства и уменьшение срока назначенного наказания или освобождения от него.
Группы лиц, которых не затронет амнистия, это лица, совершившие уголовные преступления по тяжким статьям (умышленные убийства, насильственные действия и так далее); участники бандитских организованных групп; участники террористических формирований или лица, совершившие теракты; лица, осуждённые по статьям УК РФ, связанным с оборотом наркотических веществ; лица, осуждённые по «экономическим» статьям УК РФ, чья преступная деятельность нанесла большой ущерб; лица, участвовавшие в незаконном обороте оружия и боеприпасов; лица, признанные судом изменниками Родины [10].
Помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных, совершивших умышленное преступление в период испытательного срока условного осуждения, злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания, освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно или по амнистии, освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования, которым ранее производилась замена наказания более мягким наказанием.
В Российской Федерации проведение амнистий для определённых категорий заключённых или находящихся под следствием лиц, как правило, приурочено к каким-либо знаменательным датам или важным событиям. К числу таких дат, например, можно отнести юбилейные годовщины, к знаменательным событиям относятся выборы Президента Российской Федерации. Так в 2015 году на основании Постановления ГД ФС РФ от 24.04.2015 N 6576-6 ГД "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" Амнистируются участники боевых действий по защите Отечества, труженики тыла, а также лица, проходившие военную службу за границей в период ведения там боевых действий с участием ВС СССР и РФ (в частности, в Афганистане) и другие.
Также амнистия применяется к военнослужащим, сотрудникам ОВД, учреждений и органов УИС, гражданскому персоналу ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также иных организаций, которые выполняли задачи в условиях вооруженного конфликта в Чечне и в ходе контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе [4].
Если амнистия приурочена к каким – либо датам, то о помилование обращается осужденный, с ходатайством о помиловании к Президенту РФ, через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, в любое время после начала отбывания наказания, которые в свою очередь не позднее чем через 20 дней после подачи ходатайства о помиловании направляют его с необходимыми документами в территориальный орган Министерства юстиции в субъекте РФ. Последний в семидневный срок представляет полученное ими ходатайство в комиссию по вопросам помилования, которая не позднее чем через 30 дней после получения ходатайства представляет губернатору заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывающего наказание и имеющего неснятую судимость. С учетом мнения субъекта Федерации Президент РФ принимает окончательное решение по ходатайству о помиловании [3]. Так Указом Президента РФ №246 от 14.06.2016 был помилован Солошенко Юрий Данилович, 1942 г.р., осужденный 14 октября 2015 г. Московским городским судом. Он был освобожден от дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы [5].
В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год.
В постановлении об объявлении амнистии указывается срок исполнения амнистии (как правило, шесть месяцев). Однако это не означает, что по истечении указанного срока действие акта об амнистии заканчивается, поскольку амнистия является актом бессрочным и под ее действия подпадают все лица, совершившие преступления до вступления акта амнистии в силу, независимо от времени привлечения лица к уголовной ответственности. В Указе Президента РФ «О помиловании» в п. 2 отмечено, что Указ вступает в силу со дня его подписания [3].
Помилование и амнистия – это средства выражения милосердия. Но между ними имеется и ряд принципиально важных различий: акт помилования, в отличие от амнистии, не носит нормативного характера; помилование осуществляется в отношении конкретного лица, а амнистия касается неограниченного числа лиц; на основании указа Президента РФ о помиловании лицо освобождается от наказания. В то же время постановление Государственной Думы об объявлении амнистии реализуется посредством издания акта соответствующего органа, указанного в постановлении; ходатайство о помиловании исходит от осужденного или других заинтересованных лиц. Что касается акта об амнистии, то его принятие инициируется не осужденными и их родственниками, а органами государственной власти и управления; акт помилования носит единичный, разовый характер и исполняется незамедлительно. Процедура реализации акта амнистии сложнее и требует достаточно продолжительного времени.
Примечания
1.Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: [закон РФ от 12.12. 1993 г. ред. от 21.07.2014 N 11-ФКЗ]– Режим доступа: [КонсультантПлюс]. – Загл. с экрана.
2.Уголвный кодекс РФ [Электронный ресурс]: [закон РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ ред. от 07.03.2017]– Режим доступа: [КонсультантПлюс]. – Загл. с экрана.
3.Уголовно – исполнительный кодекс РФ [Электронный ресурс]:[закон РФ от 08.01.1997 г. ред. от 28.11.2015, с изм. от 15.11.2016]– Режим доступа: [КонсультантПлюс]. – Загл. с экрана
4.Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов [Электронный ресурс]: [Постановления ГД ФС РФ от 24.04.2015 N 6576-6 ГД]– Режим доступа: [КонсультантПлюс]. – Загл. с экрана.
5.Указ Президента РФ [Электронный ресурс]: [Указ Президента РФ от 14.06.2016 г. №264] - Режим доступа: [КонсультантПлюс]. – Загл. с экрана.
6.Балафендиев А.М. Социально-правовое назначение института амнистии /А.М. Балафендиев// Вестник экономики, права и социологии. - 2012.- № 1. – с. 161 -171.
7.Бочарникова Л.Н. Проблемы реализации права на амнистию и помилование в Российском законодательстве/ Л.Н. Бочарникова// Теоретические и прикладные аспекты противодействия преступности органами внутренних дел. - 2012. - №2. – с. 40 – 43.
8.Некрасов А. П. Помилование в России: история и современность/ А. П. Некрасов, В. А. Некрасов// Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 27 - . С. 78-80.
9.Сундуров Ф.Р. Помилование в системе видов освобождения от наказания / Ф. Р. Сундуров// Вестник экономики, права и социологии. - 2012.- № 2. – с. 39-45.
10.Фильченко А.П. Амнистия как основание прекращения отношения уголовной ответственности/ А.П. Фильченко// Теория и практика общественного развития. - 2012, - № 11 – с. 354-357.